Корпоративный музей «Оливария» открыл свои двери с 1 марта 2012 года. Главная его цель — сформировать у людей культуру потребления пива, выработать правильное отношения к белорусскому пиву, развеять пивные мифы.
За время своего существования в музее побывало более восьми тысяч посетителей из разных стран мира. Его гостями преимущественно становились россияне, украинцы, литовцы, немцы, французы, англичане и др. В музее собрано около 100 экспонатов, среди которых — коллекция пивных бутылок и этикеток продукции завода разных лет, старинные предметы для приготовления пива конца XIX — начала XX столетия, интересные архивные документы.
Посетители смогли совершить познавательное путешествие длиною в полтора столетия — начиная от создания небольшой деревянной пивоварни мощностью 80 тыс. декалитров в год до успешно развивающегося пивзавода «Оливария», мощность которого уже почти 8 миллионов декалитров в год; познакомиться с исторически важными периодами в жизни завода.
1893 год — завод получил название «Паровой пивоваренный завод «Богемия» графа Чапского». Вклад, который внес граф Карл Эмерикович Чапский, значительно усовершенствовал процесс пивоварения, приблизив его к современному производству. На заводе были установлены паровой котел, паровая машина, новое оборудование, проведено электрическое освещение. Старую пивоварню Фрумкиной граф переоборудовал в ледник.
В 1899 г. «Богемию» купили баварские подданные семья Леккертъ: Паула Юльевна и ее сыновья Адам, Николай и Франц. Работа на заводе была организована с немецкой педантичностью. Каждому рабочему выдавалась расчетная книжка, в которой прописаны условия найма. В 1904 году правила распорядка были дополнены Табелем взыскания, в котором прописаны штрафы за дисциплинарные нарушения. Так, за неопрятность взимался штраф в 10 копеек, за курение – 90 копеек (зарплата 38—40 рублей).
Часть музейной экспозиции посвящена истории компании Carlsberg Group, в состав которой сегодня входит предприятие.
Ключевым моментом экскурсии стала дегустация пива, на которой можно было услышать рассказ, как правильно пробовать пиво, в какой норме надо пить, культура сочетания пива с продуктами питания: к каждому сорту подходит своя еда, пить пиво с чипсами, соленой рыбой или сухариками неправильно, потому что соль и все приправы убивают вкус напитка.
Анна ВладимировнаТелеш, специалист по корпоративным коммуникациям:
«Мы бы хотели, чтоб к нам больше приходили студенты и молодежь. Нам надо научиться, как пробовать пиво, как к нему относиться —так, чтобы не пить его на улице из ПЭТ бутылки. Но, к сожалению, наша система баров не так развита, как в Европе».
Юрий и Вероника, посетители музея:
«В прошлые годы в основном посещали Национальный исторический и Художественный музей. А об этом музее я услышал только сегодня. Меня девушка пригласила на экскурсию, до этого не знал, что такой музей вообще существует. Появилось доверие к белорусскому пиву, хотя сами пьем его очень редко».
Надежда Михайловна, экскурсовод (с 1994 года работала главным пивоваром завода):
«Мы получаем удовлетворение от того, что пришло много экскурсантов, которые даже не знали о существовании музея. У нас среди посетителей больше иностранцев, поэтому нам хочется, чтобы были и наши люди. Видимо, они не знают. А такая акция как «Ночь музеев» способствует узнаванию и диалогу между зрителями».
Экскурсии проводятся со среды по воскресенье с 16.00 до 17.30 и с 18.00 до 19.30 по предварительной записи (не менее, чем за сутки до предполагаемой даты экскурсии). Минимальный возраст экскурсантов – 18 лет. Записаться на экскурсию и узнать более подробную информацию можно на сайте alivaria.by