https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>2</strong><span style="line-height: 20.8px;">–</span><strong>5 ноября в Лондоне проходила крупнейшая международная туристическая биржа, участие в которой принимала и Беларусь. На едином стенде были представлены две туристические компании, Национальное агентство по туризму, информационный центр «Минск».  Мы собрали участников выставки, для того чтобы обсудить итоги участия белорусов в WTM. Почувствовали ли экспоненты эффект от своего участия в бирже? Этот и другие вопросы мы обсуждаем с Григорием Померанцевым (НАТ), Натальей Лисовской («Прайм-Тур»), Евгением Апанасевичем («Беларустурист») и Еленой Плис (туринфоцентр «Минск»). Модератор круглого стола – редактор портала TIO.BY Лилия Кобзик</strong>.</p>

Лилия Кобзик:

 Для начала давайте оценим эффект от консолидированного участия Беларуси в выставке в целом для имиджа страны и конкретно для инкамингового бизнеса.

Григорий Померанцев:

 Напомню, что в составе делегации был заместитель министра Михаил Портной, руководители ИТЦ «Минск», компаний «Прайм-Тур» и «Беларустурист». Первоначально планировали приехать в Лондон фирмы «Аврора тур» и «Западный тракт», но, к сожалению, они по разным причинам не смогли участвовать. Кроме того, у всех компаний, которые желали бы представить свои турпродукты на WTM, но не могли себе это позволить, была возможность поучаствовать в каталоге «Рифтура», выпущенном специально к лондонской бирже.

Думаю, очень важно прежде всего подчеркнуть имиджевую составляющую самого участия Беларуси в WTM. Эта выставка, как известно, является одной из крупнейших в мире и имеет даже больше имиджевое значение, нежели практическое,  во всяком случае если сравнивать ее с той же берлинской туристической биржей. К лондонской выставке приковано внимание всех мировых СМИ, на ней присутствуют все туристические советы, министерства по туризму, национальные туристические офисы, поэтому Лондон  это именно то место, где можно встречаться и обсуждать сотрудничество на самом высоком уровне. Чем мы, собственно, и занимались.

Мы встретились с руководителями национальных туристических офисов Литвы, Македонии, Словакии, Сербии, Грузии. Наш стенд посетил генсек ВТО Талеб Рифаи, пробыл у нас больше регламента, создал ажиотаж, к нам сразу подтянулись коллеги с других стендов. Мы дали интервью каналу «Евроньюс». Были интересные, неожиданные предложения. Например, к нам подошли представители «Галери лафайет», интересовались кросс-маркетингом. Понятно, что они в первую очередь хотят, чтобы белорусы летали на шопинг. Но почему бы Беларуси не провести свою презентацию в этой всемирно известной галерее?

Еще одна интересная новость: представители популярной игры «Монополия»  сказали нам, что в данное время разрабатывают игру «Монополия Беларусь». Действительно, почему бы не использовать и этот канал для популяризации нашей страны?

Многие знаковые европейские медиа подходили с коммерческой целью, предлагали размещать у них нашу рекламу, но, я считаю, то, что они видят в Беларуси потенциального клиента, –  уже хорошо. Вообще после выставки я реально почувствовал, что Беларусь как туристическая дестинация находится на низком старте. Многие профессионалы в сфере туризма ждут, что Беларусь в ближайшее время может «открыться», и они хотят быть первыми. Теперь, по моему мнению, мы должны держать эту интригу, демонстрировать готовность к диалогу и в то же время наращивать потенциал, чтобы мощно проявить себя, чего все, собственно, и ждут.

Мы плотно пообщались с «Би-Би-Си», с «Евроспортом», были на приеме у CNN. Один из руководителей «Нью-Йорк таймс», Бред Колодный, корни которого  в Мотоле, изъявил желание приехать на родину.  Можно было бы пригласить его на «Мотольские прысмаки» и устроить хороший пиар.

Посол Беларуси организовал встречу с господином Найджелом Робертсом. Это британский журналист, который пишет о путешествиях по Беларуси, у него даже есть  отдельный блог, посвященный нашей стране. Так вот, у него в планах – создание сайта о Беларуси, на котором он будет доносить информацию о стране до англоязычной публики. Хорошо сработала рассылка, которую мы предварительно сделали, используя  почту, социальные сети, оповестив и СМИ, и авиакомпании, и туроператоров, что Беларусь присутствует на выставке и мы готовы к контактам.

Еще один важный момент  – сама подготовка к выставке.  Мы несколько раз встречались с соэкспонентами, проговаривали, как будем выставляться, как будет выглядеть стенд, какие материалы повезем, как  будем встречать гостей.

Лилия Кобзик:

 Эти встречи дали желанный результат?

Григорий Померанцев:

 Да, мы очень хорошо сработали как команда. Привезли материалы, сумели сделать это без больших затрат, благодарим авиакомпанию «Белавиа» за то, что пошла нам навстречу. У нас были и национальные напитки, и угощение, и материалы. На подготовительных встречах мы немало обсуждали вопрос дизайна стенда, и теперь понимаем, что тот вариант, который мы в этот раз представили на выставке, гораздо лучше, чем то, что мы имели раньше. Хотя стенд делался спонтанно, не было денег на серьезный дизайн, но прелесть в том, что мы добились результата минимальными затратами. Наш стенд был, пожалуй, самым небольшим из всех стран постсоветского пространства, но мал золотник, да дорог. Мы располагались в бойком месте, рядом с Украиной, Россией, Азербайджаном.

Лилия Кобзик:

 Все согласны, что стенд был удачным? Соседний украинский стенд, мне кажется, смотрелся более эффектно, он был очень стильный, национальный, наш такой…  слишком космополитичный, что ли…

Наталья Лисовская:

 Да, пожалуй, национальных мотивов не хватало. Мы сделали акцент на природе, в итоге стенд смотрелся сине-зеленым. Наверное, что-то более яркое не помешало бы.

Что касается конкретного эффекта от нынешней лондонской биржи, то я как человек, который много лет ездит на эту биржу, знаю, что этот эффект может проявиться не сразу, года через два-три. Хотя бывает, что некоторые контакты уже в ближайшем сезоне дают результаты. Но новые встречи состоялись – посмотрим на результат в 2016-2017 годах.

Евгений Апанасевич:

 «Беларустуристу» тоже, конечно, было важно найти коммерческих партнеров. Но я не буду лукавить и скажу прямо, что для нас очень важен и такой момент, как нарабатывание опыта. Как это ни странно звучит, но в данном случае зарабатывание денег для нас не самое основное. Мы государственная компания, и для нас важна задача популяризации самого продукта, то есть страны в целом. Это был интересный опыт и лично для меня, потому что было огромное количество общения с журналистами, с блогерами, которые проявили огромный интерес к Беларуси, к тому, чтобы побывать в стране. 

Сейчас мы обрабатываем все контакты. Были ли  встречи эффективны – покажет время, ближе к лету увидим, сколько будет контрактов. Но радует тот факт, что со многими партнерами мы не просто, как говорится, обменялись протоколами о намерениях, но обсуждали конкретные практические вопросы: как должны выглядеть маршруты, в каком направлении их развивать и так далее. Многим было интересно, что 72 часа можно провести без визы в Беловежской пуще, что три дня китайские транзитные туристы могут находиться у нас без визы.  Но мы поняли, что Беларуси нужно еще много работать над своим брендом. Нам не хватает креатива, правильных подходов. Те же литовцы поставили на своем стенде яблочный сок с мякотью и сказали, что это традиционный литовский напиток. Всем очень понравилось. А мы… мы поняли, что это не они вот такие плохие – отнимают наши специалитеты, а просто мы свое упускаем. Например, у нас на стенде был белорусский бальзам, все, кто пробовал, очень хвалили, но о нем, по сути, никто не знает.  Отлично знают рижский, эстонский бальзамы, а про белорусский никому ничего не известно. Мы  себя не раскручиваем! Над этим нужно работать!

Лилия Кобзик:

 Я заметила, что вместо былого лозунга «Гостеприимство без границ», который Нацагентство много лет использовало на выставочных стендах, мы снова «Терра инкогнита». Вы считаете, на международном уровне нам снова нужно педалировать эту тему: Беларусь – «неизвестная земля»?

Наталья Лисовская:

 Я думаю, мы сейчас на таком этапе, когда иностранные туристы в принципе уже знают о Беларуси, они уже наслышаны, что есть такая туристическая дестинация, но они совершенно не знают, что находится внутри этой дестинации. Беларусь уже миротворческая страна? У нее уже не тот имидж жесткой диктатуры, о котором раньше говорили зарубежные СМИ? Так какая же Беларусь сегодня? Многие хотели бы узнать. Вот над этим и нужно работать!

Лилия Кобзик:

 Елена, как ИТЦ «Минск» сработал на этой выставке?

Елена Плис:

 Как любая столица, Минск, естественно, притягивает основные туристские потоки. Что хотелось бы отметить  было много разговоров о минских встречах, о минских договоренностях. Разумеется, в положительном контексте, и это большой плюс. Администрации различных городов подходили с желанием наладить контакты по обмену информацией, по обмену группами, по визитам руководства городов друг к другу. Думаю, что скорее всего на следующей выставке будем представлять Минск как место деловых встреч, место, где проводятся интересные события, место, где есть хорошие брендовые отели, качественные конференц-залы, отличные площадки для MICE-туризма. Минск уже практически готов делать ставку на деловой и событийный туризм. И мы обязательно будем подчеркивать это на зарубежных выставках. Конечно, нужно готовить к Лондону качественный календарь событий на следующий год. К сожалению, сейчас он еще не был готов. Но в принципе событийный туризм – это только часть MICE, мы сделали вывод, что работать надо комплексно.

Лилия Кобзик:

Что еще в следующий раз будет сделано по-другому?

Григорий Померанцев:

 Обязательно внесем в схему расходов организацию так называемого национального дня – дегустации, анимация, артисты. В этот раз болгары устроили дегустацию одновременно с национальными танцами – очень красиво. Помню, что на латвийские стенды приглашали трио виолончелистов, таких стильных парней, либо трех девушек-саксофонисток – очень эффектно, и слышно на весь павильон  народ обязательно останавливается у стенда, фотографируется.

 Евгений Апанасевич:

 Я тоже думаю, что везти обычный фольклор бесполезно. Есть в Беларуси стильные, эффектные группы, к которым наверняка будет приковано внимание, например, «Стары Ольса», «Троица».

Лилия Кобзик:

 Какие проблемы возникли при организации работы стенда? С вами работал соэкспонент, Влад Корягин, представляющий Baltic Travel Group? Опыт  совместной работы оказался успешным?

Наталья Лисовская:

 Я считаю, это была ошибка. Пирог еще не такой большой, чтобы им делиться с соседями. Мы поняли, что Прибалтика теперь заинтересована продавать напрямую Беларусь. Корягин может и хочет продавать Беларусь. Но у нас достаточно отечественных операторов, которые хотят заниматься инкамингом. Я вижу опасность в том, что сюда будут заходить иностранные операторы. Неужели мы сами не можем продавать свою страну? Сначала мы отдали весь выезд иностранным операторам. А сейчас еще и въезд готовы подарить?! Так не только прибалты или россияне, к нам уже Украина скоро придет. В принципе уже пришла. У нас в Беларуси еще совсем немного турпродукта, и речь должна идти о поддержке своих операторов. Дошло до того, что россияне уже напрямую заказывают гостиницы и приезжают со своими экскурсоводами. Весь мир ограждает себя от чужих игроков, а мы всех и всегда пускаем!

Григорий Померанцев:

 Действительно, мы много дискутировали по этому вопросу. Скажу сразу, что это была моя идея – пригласить Baltic Travel Group к нам на стенд. В этом году латвийского стенда в Лондоне не было, поэтому я откликнулся на предложение Влада Корягина поработать соэкспонентом на белорусском стенде. Абсолютно очевидно, что Baltic Travel Group видит расширение своего продукта, в том числе и за счет продаж Беларуси. И я скажу с точки зрения своего понимания бизнеса, что это сотрудничество дает больше плюсов, чем минусов. Это касается общего маркетинга, регионального продвижения, взаимодействия с соседями.

Baltic Travel Group  ведущий туроператор в Латвии, и некоторые шли именно на встречу с ним, а попадали на наш стенд, то есть два бренда дополняли друг друга. Я задаю себе вопрос: а было бы лучше, если бы Влад присутствовал на литовском стенде? Нет! Потому что он все-таки работал и на нашу дестинацию тоже. Я, конечно, могу поставить себя на место белорусских туроператоров, которые вложили деньги и хотят заработать сами, но тут сработал мой прошлый  опыт. Пригласить конкурента – это рискованно, но это создает новый «пирог», так что в итоге все игроки могут получить гораздо больше, чем если мы будем закрываться и, как говорится, никого не пускать. Важно, если такой игрок заходит на рынок, чтобы продукты были готовые и чтобы они могли совместно продвигать Беларусь. Речь в данном случае идет о таких продуктах, как Августовский канал, Двина-Даугава. Согласимся, коллеги, что такие маршруты в одиночку не продвинуть. В общем, тут есть о чем подумать.

Лилия Кобзик:

 Тогда давайте поговорим о главном. То есть о продукте, который Беларусь предлагает на западных рынках и который вы презентовали на стенде в Лондоне. Мы на верном пути? Не пора ли вносить какие-то корректировки?

Наталья Лисовская:

 Я считаю, что наш базовый продукт должен оставаться неизменным – это исторические экскурсии, маршруты, основанные на нашем богатом историческом наследии. Естественно, нужно предлагать все – и медицинский, и экологический, и сельский туризм, но самое главное в белорусском туризме – это все-таки наша замечательная экскурсионка. В последние годы почему-то больше говорят о сельском туризме, но очевидно, что в первую очередь нам надо продвигать свою культуру и историю. Это все тоже еще не открыто, все очень интересно и не менее  привлекательно, чем в других восточноевропейских странах.

Евгений Апанасевич:

 Думаю, сельским туризмом нужно заниматься очень серьезно, и не на том уровне, который сейчас в массе демонстрирует наш агротуризм. Не только на реальной истории, но и на фольклоре можно делать очень серьезные, сильные программы. Но здесь важен пиар, раскрутка, грамотное продвижение. Согласитесь, странно, что  мы знаем о каких-то мифических существах шотландского или скандинавского эпоса, но ничего не знаем о наших собственных фольклорных персонажах – хатниках, лазниках и так далее. Хотя когда мы общались с журналистами и я рассказывал им про наши удивительные традиции, про тот же обряд «Жаніцьба Цярэшкі», они приходили в восторг. Как на самом деле богато проходят наши свадебные обряды  пропоины, заручыны, агледзины...

Лилия Кобзик:

 А вам не кажется, что даже если эти «пропоины, заручыны, агледзины» оформлять как анимационную программу, то это будет исключительно внутренний турпродукт?

Евгений Апанасевич:

 Да, поначалу так и будет. Но над любым продуктом нужно работать. Традиции страны – самое главное в туризме, это как код идентификации, туристам это очень интересно.

Лилия Кобзик:

 Уйдем от традиций к современному турпродукту. Например, сити-брейки – чувствовалась ли какая-то востребованность подобных программ?

Елена Плис:

 Пока спрос на такие программы есть только со стороны индивидуалов. Да, подходили, спрашивали, но массового интереса нет.

Григорий Померанцев:

 В Беларуси на пути организации сити-брейков стоит два основных барьера: визы и цены на авиаперелеты.

Наталья Лисовская:

 Визы – это даже больше технический момент. Мне все партнеры говорят: пускай бы визы у вас были, но чтобы процедура их получения была, как в Турции или Египте – просто в аэропорту наклеивали марочку. Больше всего отпугивает туристов  стоимость авиаперелета в Беларусь.

Можно сказать, что все остальное меркнет на фоне дорогих авиаперелетов. Сейчас в Лондоне Беларусью уже интересовались как MICE-дестинацией, это связано прежде всего с появлением таких отелей, как «Марриотт» и «Хилтон», но партнеры прямо сказали:  если будут такие цены на перелеты, никакой деловой туризм невозможен. Они привыкли, что внутри по Европе средняя стоимость авиаперелета 100150 евро.

Григорий Померанцев:

 Хочу добавить, что уже упомянутый Найджел Робертс планирует весной привезти в Беларусь группу из 15 человек  блогеров, журналистов, туроператоров, но он сказал, что посмотрел на цену авиаперелета и будет лететь в Вильнюс. С другой стороны, в этом маршруте тоже есть какой-то плюс. Сначала они посмотрят Литву, а потом на поезде прокатятся в Беларусь.

Наталья Лисовская:

 Да, но вопрос с ценами на авиаперелеты для туристов надо как-то решать.

Лилия Кобзик:

 Может быть, возможны какие-то групповые тарифы, чтобы туристам  было легче попадать в Беларусь через нашу воздушную гавань. Мы знаем, Григорий, что вы гнете линию лоукостов. Но, согласитесь, до лоукостов нам как до луны. Надо пытаться работать в этих условиях.

Григорий Померанцев:

 А давайте даже не будем говорить о лоукостах! Давайте просто говорить о закрытости или открытости рынка. Простой пример. Национальный аэропорт «Минск» в прошлом году обслужил 2,6 млн пассажиров. А все остальные региональные аэропорты Беларуси, которые, кстати, тоже хорошо обородованы – Гомель, Витебск, Гродно, Брест, Могилев,   обслужили всего лишь 85 тыс. пассажиров!

Что получается? Во Львов туристы почему-то прямо залетать могут. А в Брест нет? В Гродно – нет? Почему так? Чем наши города хуже Львова? Надо об этом в конце концов задуматься! Вы говорите: групповые тарифы! А я говорю: никакими силовыми методами  эти вопросы не решить. Все решает рынок! Я не говорю, что Беларуси нужно немедленно распахнуть границы, как это сделали Грузия или Украина в свое время! Но форточку-то  приоткрыть можно! Я не говорю: давайте запустим сюда лоукосты. Я говорю другое.  Давайте скажем обычным авиакомпаниям: в Брест, Витебск, Могилев, Гродно, Гомель  летайте без проблем, сколько хотите, без всякого правила паритетов. И если жители этих городов будут летать из своих портов, а не из Варшавы, Киева и так далее  пусть даже на иностранных перевозчиках, но деньги будут оставаться в своем аэропорту – это уже будет замечательно и для пассажиров, и для рынка, и для экономики страны в целом!

Лилия Кобзик:

 Все-таки какие главные выводы мы сделали из опыта нынешнего участия Беларуси в Лондонской бирже?

Елена Плис:

 Обязательно нужно участвовать в будущем году, потому что столица должна быть представлена на таком форуме. Мы планируем в начале года серьезно доработать новый дизайн нашей рекламной продукции, найти фишки, которыми мы будем интересны иностранцам, сделать акценты на определенные виды туризма в городе. 

Я не первый раз представляла столицу в Лондоне и вижу, что нынешняя биржа была для нас очень продуктивной, она эффективнее, это связано и с общим имиджем страны, и с подготовкой нашего участия, и с дизайном, и с более слаженной работой. Мы четыре дня работали на одной волне как одна команда. Когда национальный стенд представлен на имиджевой выставке, очень важна слаженность в работе.

Григорий Померанцев:

 Еще целый год до следующей выставки, многое может поменяться. Но мы сделали вывод, что очень важна проактивная деятельность перед выставкой. Национальный стенд, конечно,  может быть больше, если будет больше участников, но, честно говоря, по своему опыту скажу, что большой стенд  – не значит лучший стенд.

Евгений Апанасевич:

 Хороший пример  – стенд Украины, он тоже был небольшой, но они придумали классную аттракцию. Поставили почтовый ящик: отправьте открытку из Лондона в Одессу и так далее. У них интересный новый логотип – буква U, и они ее всячески обыгрывают, она у них оживает.

Григорий Померанцев:

 Вопрос не в логотипах сейчас. Скорее для нас важен вопрос бренда, этот вопрос давно витает в воздухе – какой именно дестинацией мы себя видим на международном рынке. Но я хочу сказать главное: у нас уже есть туристический продукт, нам за него не стыдно, он хороший. Но, к несчастью, мало коммуникаций. Наш продукт нужно продвигать, и продвигать правильно, используя СМИ, маркетинг, брендинг, сарафанное радио. Громко заявлять о себе и не стесняться. И, конечно, решать практические вопросы с визами, ценами на авиаперелеты и сервисом.

Лилия Кобзик:

 В таком случае нам всем хотелось бы окончательно понять позицию белорусского государства. Оно все-таки заинтересовано в развитии туризма или нет? Стоит надеяться, что барьеры, которые существуют на государственном уровне, будут сняты? Некоторое время назад мы были воодушевлены самим назначением Григория Померанцева на должность главы Нацагентства. Человек либерального толка, работавший в западных туристических структурах, возглавил в Беларуси одно из ключевых туристических ведомств. Само назначение вроде бы говорит о наступлении каких-то реформ в отрасли. Григорий, стоит ли все-таки рассчитывать на кардинальные перемены?

Григорий Померанцев:

 А я был воодушевлен тем, какие вопросы задают мне журналисты. Раз требуются ответы на такие вопросы, значит, мы на правильном пути. У меня ощущение такое, что у руководства страны есть понимание, что туризм – это важное направление, и к нему отношение пристальное. Многие вопросы уже решаются, другие  в процессе обсуждения. Уже то, что началась дискуссия о монополиях, о ценах на перелеты – это уже большие подвижки.

Лилия Кобзик:

 Так вы же и инициировали эту дискуссию!

Григорий Померанцев:

 Нет, не я! На самом деле это был запрос времени. Это был вызов времени. А я на него только ответил. Я сегодня могу, как эксперт, показывать, почему тот или иной негатив в белорусском туризме присутствует  и как его изменить, в том числе и без ущерба для национального перевозчика. Естественно, нельзя создавать угрозу Национальной авиакомпании, но есть возможности, которые просто пока не используются. Те же возможности региональных аэропортов.

Можно создать целую систему компенсаций тех издержек, которые связаны с конкуренцией на авиарынке и которые позволят и перевозчику хорошо жить, и туризму развиваться, и фирмам зарабатывать, и привлекать в страну гостей. А подвижки со стороны государства уже идут, и они очень важны. Например, введенный с 1 июня безвизовый режим  для посещения Беловежской пущи. Вспомним общий безвизовый режим на время ЧМ по хоккею. Кстати, новые чемпионаты планируют проводить по такой же схеме. С Турцией у нас  уже безвизовый режим, с Израилем – с 26 ноября. Для китайцев сделали трехдневный безвизовый транзит, ведутся разговоры о полной отмене визового режима, тот же вопрос рассматривается в отношении еще целого перечня стран. И, конечно, мы поддерживаем инициативу отменить визовый режим со странами-инвесторами, как это недавно сделал Казахстан. В общем, в настоящее время все обсуждается, процесс идет.

Но тут важен вопрос времени. Все в нашу эпоху развивается очень стремительно. Туристские потоки идут туда, где дешевле, где проще, понятнее и интереснее. Сейчас для Беларуси важно не упустить время. У нас есть уникальная возможность сделать прорыв.  Украина, Грузия открывались в одночасье. Мы тоже снимаем барьеры, но постепенно. А туристический потенциал у Беларуси огромный!

https://www.traditionrolex.com/8