<p>В борьбе за туристов все средства хороши. И некоторые страны помимо прочих приемов стали привлекать гостей в свою страну с помощью известных лиц.</p>

Есть разные примеры такого опыта. Например, можно позвать знаменитость из-за рубежа. Так сделали в Испании, позвав Арнольда Шварценеггера зазывать туристов в Мадрид. В сентябре прошлого года в СМИ даже стали называть голливудского актера «Посолатором», совместив название фильма «Терминатор» со словом «посол».

Дело в том, что 30 лет назад на юге Испании проходили съемки фильма с участием Шварценеггера. Используя это как повод, актера назначили первым в истории послом по туризму в Мадриде. Власти города о его обязанностях ничего конкретного не говорят, но уверены, что только благодаря знаменитому имени город побьет все туристические рекорды.

В Турции выбирать «почетного консула туризма» уже стало ежегодной традицией. Сначала «пост» занимал немецкий футболист Илкай Гюндоган. А в прошлом году туристические постеры страны украсило лицо американской актрисы Джулианны Мур. Целый год она участвовала в рекламных проектах и акциях по продвижению турецкого туризма в мире.

Но не каждая страна  может позволить себе пригласить звезду мирового масштаба. Поэтому удачно, если есть какой-то «национальный герой», прославившийся на весь мир. В этом плане повезло Барбадосу. Помимо лазурных вод Карибского моря у острова есть Рианна, которая покорила сцены хитом про зонтик.

В 2012 году власти страны на три года назначили певицу лицом туризма страны. Уже тогда появились рекламные снимки певицы на фоне красот родного острова. Кстати, Рианна и сама проявляла заботу о Барбадосе. В свое время она подарила пятерым преданным поклонникам поездку на остров.

Есть еще один вариант. Можно завоевывать туристов в определенной стране с помощью местных знаменитостей. Ксения Собчак в России кому-то нравится, кому-то не очень, но никого не оставляет равнодушным. В Израиле об этом знают хорошо, как и то, что известная медийная персона симпатизирует еврейскому государству. Так Ксения стала лицом рекламной кампании Израиля в России.

Как видно, нет одного четкого плана, как одна известная личность может раскручивать туристический потенциал страны. Но есть множество вариантов, как можно развить эту идею. Приглашать таких звезд, как Шварценеггер или Мур, слишком затратно. Поэтому мы задумались, кто бы из белорусских знаменитостей мог потрудиться на благо страны.

Как оказалось, в Беларуси уже есть подобный опыт продвижения туризма. В 2007 году стартовала пиар-акция «Ирина Дорофеева – лицо Беларуси». Этот титул певица получила на 6 лет, и план мероприятий был одобрен Александром Лукашенко. Но на ожидаемый уровень кампания не вышла. 

Пришел уже 2015 год. Нужны новые лица и новые идеи. Мы составили примерный список белорусских знаменитостей, чьи имена в первую очередь приходят в голову, когда представляешь лицо белорусского туризма. Это:

  • биатлонистка Дарья Домрачева,
  • теннисистка Виктория Азаренко,
  • пловчиха Александра Герасименя,
  • теннисист Максим Мирный,
  • актриса Светлана Зеленковская,
  • певица Алена Ланская,
  •  Miss Supranational 2012 Екатерина Бурая,
  • певец Дмитрий Колдун,
  • певец Александр Рыбак,
  • певица Ксения Ситник.

Повторимся, это примерный и, скорее всего, далеко не полный список. Однако именно с ним, как со шпаргалкой, мы обратились к нескольким экспертам по туризму Беларуси. Мы задали вопрос, возможно ли привлечь туристов из-за рубежа с помощью «лица туризма», как это сделать и, главное, кому стоит доверить эту миссию?

Лилия Кобзик, главный редактор сайта TIO.BY:

–  Мы уже в несколько этапов проходили пиар и раскрутку туристической Беларуси за рубежом. И у меня такое ощущение, что эти этапы складываются в замкнутый круг. Был ролик, где белоруска танцевала в разных эпохах. Не одобрили, забыли. Появился ролик, где проходила ускоренная съемка по различным местам Беларуси, в том числе по заводам. Получилась какая-то промышленная Беларусь. Создавали логотип Минска. Все акции в итоге закончились ничем.

Возможно, в появлении туристического «лица» Беларуси что-то есть, потому что тут речь идет о конкретике, а мы обычно «расплывались» в желаниях. Не знаем, чего хотим, так как толком не знаем, что такое Беларусь и как ее пиарить.

Конечно, туристическим пиаром страны могут заняться и Домрачева, и Мирный, очень достойная претендентка Герасименя, которая имеет ярко выраженную гражданскую позицию. Но в любом случае нужен грамотный комплекс мероприятий. Недостаточно, чтобы Герасименя, бывая за границей, время от времени упоминала Беларусь. Нужны хорошо запланированные акции и качественная работа пиарщиков.

Не обязательно делать все в планетарном масштабе. Это также могут быть акции регионального масштаба, например, с очень известным в Европе белорусским режиссером Сергеем Лозницей (к сожалению, на родине его знают меньше). Думаю, лицом нашего туризма мог бы стать Марк Шагал. Да, его уже нет, но остались его бессмертные образы. Скорее всего, нам нужен креатив. Ведь Беларусь как туристическая дестинация, да и во всех других отношениях, – необычна! Когда-то в Польше символом туризма сделали сантехника, так как многие поляки уезжали за рубеж и работали там именно сантехниками. Туристическая администрация, пиарщики не побоялись, сыграли на юморе и добились потрясающих результатов. Образ страны можно обыгрывать с любой стороны. Так что вариантов того, кто может быть лицом туризма, очень много.

Дмитрий Врангель, шоумен, основатель турфирмы «Приключения капитана Врангеля»:

– Я устал от того, что все воспринимают Беларусь как страну картошки. Для меня это центр вселенной. И мне очень хотелось бы, чтобы про нее говорили больше и лучше. В отношении лица белорусского туризма, на мой взгляд, лучше, если речь идет о спортсменах. Потому что широко известных на весь мир актеров и артистов у нас, к сожалению, нет, а успешных и известных спортсменов много. Например, Максим Мирный. Те, кто заработал славу многолетним трудом, вызывают уважение. Прекрасный семьянин, многодетный отец,  общественный деятель. Но продвижение должно быть уместным, лаконичным и гармоничным. Человека не должно быть много. 

Сейчас к тому же многие компании мирового масштаба отказываются от известных лиц. Потому что к знаменитостям у всех разное отношение. И стали приглашать неизвестных людей, за которыми не тянется никакой шлейф. И мне, например, нравятся белорусские постеры с фотографиями неизвестных голубоглазых девушек с красивой, искренней улыбкой.

Наталия Елисеева, директор государственного учреждения  «Национальное агентство по туризму»:

– Идея замечательная, но я бы сослалась на международный опыт.

В номинации «Лицо туризма», проводимой Международной  ассоциацией туризма,  обычно побеждает человек, который внес наибольший вклад в развитие туризма для своей страны за последние несколько лет.  За победу в этой номинации борются известные актеры, бизнесмены, общественные деятели. Многое делают, безусловно, спортсмены. Поэтому не случайно фаворитами в этой номинации не раз бывали спортсмены с мировым именем. Достаточно вспомнить Дэвида Бэкхэма или Рафаэля Надаля.

Думаю, что многое для продвижения нашей страны за последние несколько лет сделал Максим Мирный.

Геннадий Левшин, директор «БеларусТурСервиса»:

– Есть только одно лицо, которое может представлять Беларусь. Все его знают. Больше никто в голову не приходит. Однозначно, в этом плане певцы и актеры на несколько уровней ниже, чем спортсмены. Но не знаю, насколько люди спорта могут быть лицами туризма. Спорт – это победы, флаги, а туризм не такой агрессивный.

Есть много способов для раскрутки страны: лица, события, что угодно. Но такой пиар сам по себе ничего не решает. Даже если соберутся вместе все пиарщики, представители турфирм и начнут вместе над этим работать – ничего не получится. Все произойдет, когда правительство поймет, что туристы важны и нужны. Тогда найдутся талантливые рекламщики и появится множество удачных способов. А пока страна живет девальвацией, нет никакого дела до туризма. Все дело ведь в сознании людей, особенно людей, которые принимают решения. Обратите внимание, что туризм развивают высокоразвитые страны. Потому что там уже поняли, что в туризме не нужно тратить нефть и газ, эта сфера держится на человеческом капитале и стоит ее развивать.