https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Не знаю, так ли это у вас, но слово «Патагония» застряло во мне еще со времен раннего детства, с той поры, когда с головой погружалась в удивительный мир романов Жюля Верна. «Дети Капитана Гранта», Паганель, пампасы, Патагония... Романтика, героизм, фантастическая красота. Сегодня, слава Богу, никакого героизма уже не требуется, для того чтобы сесть в самолет «Аргентинских авиалиний» и своими глазами увидеть загадочную Патагонию, но романтика и фантастическая, возможная только в странах Латинской Америки красота, </strong><span style="line-height: 20.8px;">–</span><strong> это никуда не делось. Казалось, после Буэнос-Айреса и самых мощных водопадов в мире – водопадов Игуасу – нас уже ничем не поразишь. Отнюдь. Ледники Патагонии переворачивают мир с ног на голову. Это наш третий за одну поездку перелет – Буэнос-Айрес – Эль-Калафате. Летим как будто бы на юг, а надо доставать пуховики и шапки.</strong></p>

Вот жаль, что в аэропорту Эль-Калафате вовремя не достала хотя бы телефон и не сфотографировала ЭТО. Как только заходишь в здание аэровокзала, сразу «втыкаешься» в огромную, на всю стену, стеклянную карту Аргентины, где снизу помечен Южный полюс, а буквально чуть-чуть выше – точка и надпись: you are there (вы здесь). Фантастика! Мы недалеко от Южного полюса. Не знаю, что может быть фантастичнее!

В тот момент показалось, что после Аргентины следующим этапом в путешествиях может быть только полет в космос. Хотя в космос как-то и не тянет. А вот в Патагонию можно возвращаться снова и снова. Есть что-то таинственно притягательное в этой пустынной земле (всего два человека на один квадратный километр), главными достопримечательностями которой являются горы, ледники и айсберги.

Карта в аэропорту. Латинская Америка в центре мира

Магеллан открыл Патагонию в 1520 году. Довольно низкорослые испанцы были поражены, увидев местных жителей, ростом за метр восемьдесят. Высокие аборигены были обуты в огромные меховые сапоги, поэтому Магеллан назвал их патагонцами от слова «пата» (нога), а землю – Патагонией. Нынешние патагонцы, как все испанцы, пожалуй, не очень высокие, но брутальности им не занимать – суровая местность к этому располагает. Из гламурного и романтичного чрева Буэнос-Айреса, из  знойных тропиков Игуасу мы переносимся в совершенно другой мир. Это мир курток «алясок», высоких, армейского вида джипов, бурых, покрытых кочками, пампасов, скал, поросших реликтовыми лесами, и обманчиво голубых озер в горных впадинах, приближаясь к которым с удивлением обнаруживаешь воду, похожую на молоко, в которой нельзя купаться.

Типичная архитектура отелей в Эль-Калафате

Один из туристических центров Патагонии – это известный городок Эль-Калафате, названный так из-за ягодных кустов «калафате», растущих исключительно в Патагонии.  Мы на самом юге континента, но общая атмосфера здесь передает суровую романтику североамериканских городов – отели в стиле шале, много деревянных срубов, все оформлено по-северному уютно. И народ очень-очень гостеприимен. Летом средняя температура около 18 градусов тепла, но сейчас мы так сильно чувствуем дыхание ледников и айсбергов, что постоянно хочется кутаться в плед и сжимать в руке стакан бесподобно густого, как свернувшаяся кровь, аргентинского красного вина или на худой конец  горячего глинтвейна.


Айс-бар. Ледяные стаканы, крепкие напитки

До айсбергов мы, к сожалению, не доехали. Чтобы увидеть их, надо отправляться в круиз к леднику Упсала. Наша главная цель – ледник Перито Морено. Кстати, единственный в мире растущий ледник. Мы находимся на территории национального парка Аос Глоснарес. Первым делом посещаем музей, посвященный национальному парку,  стоящий прямо посреди скалистой пустыни. В музее вся история Патагонии – как на ладони, и все интерактивно, есть кинозалы со стереоочками, где можно «вживую» посмотреть, как 100 миллионов лет тому назад начали сталкиваться тектонические плато и на земле появились Анды.

Одна из туристических фишечек музея – модная на сегодняшний день аттракция под названием «айс бар». На входе веселые люди каждому выдают роскошные платинового цвета шубы и варежки, и ты оказываешься в ледяном баре: стены, скамейки, украшения – все изо льда. Над огромной бутылкой мартини – градусник, на котором -8 по Цельсию, а за стойкой – веселый патагонец-бармен, который неизменно спрашивает, откуда ты и чего тебе, собственно, плеснуть в ледяной (!) стакан. Выбор крепких напитков вызывает уважение, губы липнут к стакану, музыка гремит… Кстати, знакомство с музеем именно с посещения айс бара и начинается, так что экспозицию повеселевшие туристы осматривают уже в возбужденном и очень активном настроении. Старик Магеллан на стене кажется просто близким человеком, а вся Патагония в целом  до боли родной. Все продумано.

Много удивительного мы повидали в Патагонии даже за тот короткий срок, который нам был отпущен на знакомство с этой удивительной землей. Мы попробовали форель, которая водится в местных горных речках. Провожали взглядами стада ягнят и лошадей, которые выглядят тревожно и удивительно на фоне пустынных бурых сопок. Удивлялись обилию сувениров из родокросита, местного национального камня, известного также как «роза инков».

Весна в Патагонии

Но впечатление от главной местной достопримечательности  ледника, конечно, ни с чем не сравнить!

На территории национального парка 13 ледников. Нас везут на самый большой, который называется Перито Морено. Это 90 км от Эль-Калафате. Автобус долго виляет по необычному серпантину в сопках и в конце концов подвозит к пристани Пунто Бандеро, расположенной на берегу озера Арджентино. Здесь нас ждет катамаран и чудесный вид на гору Фитц Рой, которая представляет собой гранитную иглу, устремленную в небо. Туристов возят к леднику именно на катамаране, поскольку обычные суда могут зацепиться за подводную часть плавающих повсюду маленьких льдин и айсбергов и в каком-то смысле повторить судьбу «Титаника».

Пока катамаран тихо скользит по необычным серовато-зеленым водам озера Арджентино, которые еще называют «ледниковое молоко», туристы, сдерживая волнение, поглядывают в иллюминатор: когда же можно будет увидеть его – ледник? И действительно, это нужно видеть! Я имею в виду – эмоции людей, которые впервые видят ледник. Так ребенок впервые смотрит на море, на горы!

Миллионы лет назад в Андах образовалась глубокая расщелина, которая стала резервуаром для снега и дождя. Замерзая, постепенно снег и дождь превращаются в постоянно растущую ледяную глыбу, которая медленно сползает с гор в тихие воды Арджентино.

Ширина ледника Перито Морено, который всегда неожиданно открывается глазам туристов, 5 километров, высота – 80 метров. Как бы ни готовился ко встрече с таким ледяным великаном, все равно чувствуешь несоизмеримость созданного природой могущества и своих собственных представлений о колоссальных размерах чего-либо.

После бурной фотосессии на палубе катамарана, когда почему-то кажется, что если вот сейчас немедленно не сделать пару сотен кадров на фоне Перито Морено, ты то ли проснешься, то ли ледниковое чудо растает безвозвратно, предстоит еще несколько часов прогулки по скалам вдоль ледника. Так Перито Морено можно рассмотреть с разных точек и с близкого расстояния.

Свежий лед выделяется ослепительно белым цветом. Тысячелетние пласты – ярко-голубого цвета. В результате получается такое переливание светлых и небесных тонов, которое кажется нереальным, невозможным в жизни, нарисованным, а не живым. И все это – в колоссальном масштабе. На специально проложенной по скалам туристской тропе много хороших обзорных площадок, где туристы останавливаются, перекусывают, фотографируются. Иногда от ледника откалываются глыбы льда и с грохотом падают в воду. Зрелище пугает и завораживает. Становится понятно, почему катамараны никогда не подходят близко к этой опасной красоте.

Публика интернациональная, видно, что приезжают со всего мира. Аргентинцы, между прочим, тоже много путешествуют. Приходит отпуск – покупают авиабилет – и в Европу. На обратном пути в Беларусь, а мы летели через Рим, на площади Святого Петра, перед воскресным появлением понтифика, я встретила массу аргентинских флагов, а сами аргентинцы охотно знакомились, болтали по-английски, шумно радовались. Дружелюбная и милая нация, конечно, со своими ментальными особенностями (одна «маньяна» чего стоит!), но всегда умеющая расположить к себе и показать свою страну в лучшем свете.

Безусловно, всего за одну неделю все красоты Аргентины не узнаешь так близко, как хотелось бы. В памяти остается такой странный, волнующий, как глоток сухого аргентинского, коктейль из разнокалиберных впечатлений. Громадные, черные, фантастически-красивые Анды, и милая манера уличных циркачей в Буэнос-Айресе выскакивать на светофорах перед машинами и зарабатывать мелочь разными трюками, пока не загорелся зеленый. Холодное притяжение мелких озер в патагонских сопках, по которым прогуливаются стаи сказочно-розовых фламинго, и страстные танго-программы в модных ночных ресторанах. Жаркое безумие низвергающейся воды в целых каскадах водопадов, у которых стоишь, не веря глазам, и вид на Перито Морено  из иллюминатора самолета, когда после взлета пилот, к которому чувствуешь двойную благодарность, вдруг говорит в микрофон: «А сейчас мы сделаем круг над Перито Морено, чтобы вы могли еще раз и сверху посмотреть на это аргентинское чудо». Аргентина – сама по себе чудо! Мечта, которая однажды может сбыться. Стоит только захотеть!

Автор и все участники рекламной группы из Беларуси благодарят Instituto Nacional de Promocion Turistica (Аргентина) www.argentina.travel и компанию  TOP DEST (Аргентина) http://www.topdest.com.ar за теплый прием в Аргентине и отличную организацию поездки.

Материалы по теме:

Куда приводят мечты: Аргентина. Часть первая – Буэнос-Айрес

Куда приводят мечты: Аргентина. Часть вторая. Водопады Игуасу

https://www.traditionrolex.com/8