Чем отличается подход к организации сельского туризма в Литве и Беларуси?

01.12.2015 - Новости

Чем отличается подход к организации сельского туризма в Литве и Беларуси?

Про развитие туризма в Беларуси говорится много на самых разных уровнях: обсуждают эти вопросы и государственные чиновники, и туроператоры, и владельцы частных сельских усадеб. И все же вопросы развития туристической отрасли остаются открытыми: чем можно привлечь в страну туристов? Замками? Природными ресурсами? Туристическими тропами?

За ответом на многие из этих вопросов группа, состоящая из представителей сельских Советов и местной власти Сморгонского района, владельцев агроусадеб и специалистов проекта «Кластерный подход и информационные технологии для местного управления и устойчивого развития сельских территорий», финансируемого Европейским союзом, отправилась в Литву.

Проект, реализуемый в Сморгонском районе, – новая модель в развитии белорусского туризма с использованием новых технологий. Но какой бы ни была форма развития туристического бизнеса, для всех, кто занимается бизнесом важно содержание туристического продукта.  Литовские предприниматели, развивающие сельский туризм, во многом преуспели и за годы независимости сделали эту отрасль прибыльной и увлекательной.

Стоит отдельно сказать, что туристический портал Lonely Planet объявил топ-10 стран, которые стоило посетить в 2015 году. Одна из этих стран – Литва  оказалась третьей в этом списке.

Глава Литовской ассоциации сельского туризма Линас Жабалюнас, который приезжал в Беларусь в качестве эксперта в рамках проекта по развитию туристического кластера в Сморгонском районе, в частности, отмечал, что довольно много случаев, когда заметную выгоду развитию туризма приносит само упоминание Литвы или ее отдельных мест. В этом смысле для белорусов важно не только создать достойный туристический продукт с хорошим сервисом и услугами, но и достойно прорекламировать это за пределами Беларуси.

В ходе поездки по Литве, белорусские участники побывали в агроусадьбах Senosios Gegu?in?s ?kis,  Zalens?,  Paštuva, Pas t?vukus, Dubgiris. Несмотря на то, что все представленные в программе посещения агроусадьбы располагаются в сельской местности (где, как принято считать, сложно организовать индустрию развлечений), каждая из них имела совершенно определенную направленность и особенность. На территории усадьбы Šušv?  ее хозяином-пчеловодом Ерикасом  Аугустинавичюсом для гостей была проведена тематическая дегустация литовского медового напитка Midus, изготовленного по древнему рецепту. 

Отображается файл "IMG_6811.JPG"
Как показывают практика и опыт, туристы заинтересованы и мотивированы знакомиться с национальными традициями, обычаями и кухней страны пребывания. Литовцы уяснили этот факт и хорошо используют туристические предпочтения, обыгрывая их в национальной манере. Именно так, как это успешно делает Юргита Криштупиене, владелица усадьбы Pas t?vukus,   в своей тематической презентации для гостей «Дегустация и презентация литовского кулинарного наследия региона Жямайтия». Прием пищи на ее усадьбе – это не банальный обед, это настоящее театрализованное действие, с подробным объяснением того или иного блюда или действия гостей за столом. Через историю национальных блюд и старинных традиций гости приобщаются к литовской культуре, узнают о гастрономических предпочтениях литовского народа, знакомятся с культурой и бытом.

В сущности при схожих географических ландшафтах (леса, озера, болота, малое количество солнечных дней в году) сегодня заметно отличается подход литовцев к организации сельского туризма. Безусловно, в Беларуси тоже есть агроусадьбы, определившие свою «особенность» и отличие от других и старающиеся закрепить за собой найденные «фишки» (кроме банального проведения свадеб и юбилеев). Однако, как отметили белорусские  участники литовской поездки, есть много, казалось бы, мелких вещей, которые формируют отношение гостей к усадьбе, в которой провел время, например, дарить сувениры выезжающим гостям, делать какие то бонусы (которых, возможно, и нет в прайс-листе).

То есть надо демонстрировать свое радушие и уважение гостям, сделать так, чтобы людям еще раз захотелось приехать именно в ваше местечко, чтобы получить не только гарантированный прайсом набор услуг, но и окунуться в атмосферу белорусской культуры, ее богатых обычаев и традиций. Туристы едут за впечатлениями и новой информацией, задача организаторов туристической услуги   создать настроение, обеспечить комфортное пребывание и интересную программу.

Белорусская делегация во время прошедшего обучающего визита многое отметила для себя, взяв определенные выводы «на карандаш» после посещения усадеб в качестве гостей.

«Возрождение культурного наследия и пропаганда белорусской кухни»  такие приоритеты определили для развития участники поездки, владельцы белорусских усадеб «Полонез», «Вита», «Подворье», «Семейная», «Горанских», «Панский фольварок». Кстати, это тот самый случай, когда потребность возрождения национальных традиций и продвижения белорусского наследия может приносить пользу и частнику, и государству.

Кроме того, белорусские участники поездки отметили тот факт, что литовцы придают большое значение оформлению интерьера усадеб, где широко применяют в отделке и декоре элементы и скульптуры из древесины.  При том, что все усадьбы, которые посетила белорусская делегация, находятся в сельской местности, их внешний вид разительно отличался друг от друга (от современных построек в стиле хай-тек  до деревенских этноизб). Это тоже отличительная черта в развитии литовского сельского туризма.

Развитие сельского туризма в Литве, безусловно, зависит от многих факторов: государственной поддержки и льгот, международной помощи (многие проекты в стране развиваются благодаря поддержке и помощи Европейского союза). Но, кроме того, грамотный PR и информационная кампания могут давать также неожиданно успешные результаты.

 «У меня есть пример, когда для финского целевого туристического рынка местная газета опубликовала информацию о местности в Литве, которую стоит посетить. В Литве потоки гостей из Финляндии возросли на несколько сот процентов и держались несколько лет. Бывало, что люди приезжали с газетой, изданной несколько лет назад, показывали, что прочитали и что хотят увидеть»,  рассказал Жабалюнас.

Безусловно, белорусам еще многому предстоит научиться, чтобы при равных географическо-климатических условиях, схожести культур с литовцами найти свою нишу и стать успешными в развитии сельского туризма. Одним из важных итогов настоящей поездки стал договор о сотрудничестве между Сморгонским районным исполнительным комитетом и Ассоциацией сельского туризма, подписанный заместителем председателя Сморгонского РИК Г. Бычко и главой ассоциации Л. Жабалюнасом. Этот документ станет отправной точкой для новых региональных белорусско-литовских туристических связей и предоставляет более широкие возможности для создаваемого кластера в Сморгонском районе Гродненской области.

Марина СИВАШЕВА, специалист по связям проекта «Кластерный подход и информационные технологии для местного управления и устойчивого развития сельских территорий»

Рубрики: Общественные Объединения

Страны: Литва Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах