<p><strong>Документы о малом приграничном движении между Беларусью с одной стороны и Польшей, Литвой, Латвией </strong><span style="line-height: 20.8px;">– </span><strong>с другой были подписаны еще в 2010 году. С тех пор в силу вступило только соглашение с Латвией, это произошло в 2012 году. Для запуска подобных соглашений с Польшей и Литвой нужно лишь выполнение некоторых формальностей со стороны Беларуси, однако это пока не происходит.</strong></p>

Уже действующее соглашение с Латвией и возможности запуска соглашений на других границах обсудили на круглом столе в Гродно, который организовали газета «Вечерний Гродно» и Белорусский институт стратегических исследований (BISS) в партнерстве с ОДБ Брюссель.

Малое приграничное движение (МПД) – возможность перемещения и проживания в приграничной зоне

В прошлом году белорусы получили почти 900 тысяч виз, мы на данный момент лидируем в мире по количеству полученных шенгенских виз на душу населения. В целом больше половины шенгенских виз в мире приходится на Россию, Украину и Беларусь.

В 2007 году Литва, Латвия и Польша вступили в Шенгенскую зону и были вынуждены отменить национальные режимы для соседних стран. До этого для белорусов польская виза, например, стоила около 10 евро и процедура получения не была сложной. Еще задолго до 2007 года, осознавая, что грядет расширение Шенгенской зоны, ЕС стал работать над общим законодательством для соглашений о малом приграничном движении, и в конце 2006 года был принят специальный регламент по данному вопросу.

В итоге малое приграничное движение предусматривает упрощенный режим пересечения границы для жителей пограничной зоны, которая распространяется на 3050 км от границы. По такому разрешению возможно перемещение только по приграничной зоне соседней страны, не дальше.

Аналитик BISS Андрей Елисеев отмечает, что разрешение на МПД, по сути, дает возможность на постоянное жительство в приграничной зоне другой страны. Если по шенгенской визе за границей можно пребывать не больше 90 дней в 180-дневный период, то соглашение об МПД регулирует только количество безвыездного пребывания. Это значит, что можно 90 дней находиться в приграничной зоне соседней страны, пересечь границу буквально на пару часов и снова возвращаться. Кстати, консульства, как правило, этот факт не рекламируют.  

Андрей Елисеев

МПД с Латвией. «А что, если хочется поехать в Ригу?»

На данный момент соглашение о малом приграничном движении в Беларуси действует только с Латвией. В приграничную зону с белорусской стороны попадают Браслав, Миоры, с латвийской – Даугавпилс.  В 2014 году белорусской стороне было выдано 1260 разрешений, в этом году до сентября разрешение на перемещение в приграничной зоне получили 632 человека. С латвийской стороны возможность упрощенного пересечения границы пользуется большей популярностью. Как, правило, латыши получают в шесть раз больше разрешений. Это объясняется тем, что многие белорусы в свое время переехали на постоянное место жительства в приграничную зону Латвии и сейчас приезжают навещать своих родных в Беларуси.

На белорусско-латвийской границе действует отдельный переход для тех, кто передвигается по данному разрешению. Переход работает не постоянно, а лишь в  установленные часы, но так как поток людей небольшой, проблем не возникает. Кстати, разрешение на малое приграничное движение с Латвией выдают на один год, и стоит оно 20 евро.

Образец разрешения

По словам руководителя консульства Латвийской Республики в Витебске г-на Угиса Скуя, на данный момент есть несколько небольших проблем, связанных с МПД с Латвией.

Во-первых, это контрабанда. В основном в ход идут сигареты. Во-вторых, движение вне приграничной зоны. Этот вопрос в принципе напрашивается сам собой. Если по разрешению МПД в соседней стране можно находиться только в приграничной зоне, кто и как контролирует перемещение дальше? Что, если кто-то захочет поехать в Ригу, например? Консул отметил, что такие случаи есть. Недавно при обычной проверке документов в Чехии поймали белоруса с данным разрешением, как результат – ему запрещен въезд в ЕС. Но случается такое нечасто. Возможно, не многие готовы рисковать; возможно, не все попадаются.

Некоторые жители приграничья жалуются, что ради разрешения нужно два раза ехать в Витебск, а это больше 200 км от приграничной зоны. Но на этот вопрос у консула пока нет решения.

Угис Скуя

Таким образом, хоть количество людей, которые пользуются соглашением о МПД с Латвией не такое большое, все же здесь процесс запущен и уже отлажен. В ситуации же с Польшей и Литвой до этого пока далеко.

Почему не происходит запуск соглашения с Польшей и Литвой?

Сравнивать ситуацию малого приграничного движения с Латвией и Литвой, Польшей не совсем логично. В приграничную зону с Латвией попадает около 65 тысяч белорусов, а с Польшей и Литвой за счет Гродно и Бреста – больше полутора миллиона человек. В польском приграничье живет около 900 тысяч белорусов, в литовском – 800 тысяч.

И Польша, и Литва присылали дипломатическую ноту о том, что готовы запустить соглашение, уже в 2011 году. Беларусь «медлит» с ответом уже несколько лет. Озвучивались совершенно разные причины: и технические, и политические. Но скорее всего промедление напрямую зависит и от экономического фактора, отмечает Андрей Елисеев.  Расходы белорусов в Польше и Литве представляют собой значительную сумму, и, по всей видимости, белорусские власти боятся, что при запуске МПД внешнеторговый баланс будет еще  более негативным. Кстати, если расходы белорусов за границей разнообразны: одежда, техника, автозапчасти и т.д., то в белорусском приграничье 80% расходов поляков, к примеру, приходится на сигареты, топливо и алкоголь.

Прогнозы

По словам аналитика  BISS Андрея Елисеева, на то, чтобы дело в отношении МПД сдвинулось с мертвой точки, может повлиять и само общество. За пять лет в Беларуси не было ни одной значимой общественной кампании в защиту пожеланий населения, за исключением нескольких петиций в интернете. Интересный факт, что первыми собирать подписи стали поляки.

Пыталась внести свою лепту в ускорение запуска соглашения и белорусская организация «В Беларусь и Европу – БЕЗ ВИЗЫ!». Но все равно в итоге не было ни массовых петиций, ни массовых раздач буклетов в приграничных зонах или чего-то подобного. А раз общественные организации постоянно не поднимают интерес к этому вопросу, то и власти находятся не под столь большим давлением.

На процесс значительно может повлиять потепление в отношениях с Литвой и Польшей. Также нужны определенные экономические  исследования, которые бы показали, что МПД не приведет к однозначному отрицательному варианту. Упрощенное передвижение может плохо сказаться на некоторых производствах Беларуси, но в то же время может оказать хороший эффект на отдельные домашние хозяйства приграничья. Более того, МПД может посодействовать развитию бизнеса на приграничных территориях.

Есть много технических вопросов с запуском МПД: пропускная способность на границах, работа консульств, которые будут выдавать не только визы, но и разрешения. Это важные вопросы, но они не должны быть блокирующими, по мнению Андрея Елисеева. На данный момент в Украине действует соглашение об МПД на границах со всеми странами ЕС. И когда соглашения вступали в силу, нареканий на технические детали также было много.

Если соглашения все же вступят в силу, то это не значит, что все в один момент получат разрешения. Это процесс, который будет идти постепенно и займет годы.  Кстати, общее движение по упрощению визового режима в Беларуси никак не повлияет на малое приграничное движение. Эти процессы  друг с другом никак не связаны.