Злые языки поговаривают, будто внешний вид Дворца Республики его авторы подсмотрели у дядьки Язэпа

Давеча мы по традиции скромно отметили юбилей одного из гениев нашего культурного прошлого: 125 лет стукнуло художнику Язэпу Дроздовичу. Этот «белорусский да Винчи», помимо того что входит в число отцов-основателей национальной исторической живописи, прославился также фантастическими гипотезами, намного опередившими свое время. К примеру, в рукописях 1930-х годов Дроздович поведал об астральных путешествиях на Луну, Венеру и Марс, подробно описав в них ландшафты далеких планет – как выяснилось спустя десятилетия, эти космические пейзажи во многом совпали с реальными. Кстати, биографы Дроздовича утверждают, что большинство инопланетных ландшафтов художник увидел во сне.

IMG_1

Однако не менее марсианских панорам для нас ценны сделанные Дроздовичем зарисовки родных белорусских городов и местечек. Тем паче что многие из них изменились за прошедший век до неузнаваемости. Взгляните на рисунки минского Нижнего города и Татарского конца, которые Дроздович выполнил, скорее всего, с набережной Троицкого предместья, где он преподавал рисование в женской школе и где сегодня стоит памятник художнику, воздвигнутый в год его 105-летия.

IMG_2

Вдалеке виднеются купол и башни Петропавловского собора на Немиге

IMG_3

На месте мусульманской мечети сейчас находится ресторан гостиницы «Юбилейная»

Если соединить эти два рисунка в одну панораму, мы увидим кусочек Минска 1919 года глазами Язэпа Дроздовича (кликните для увеличения).

IMG_4

А вот как эта панорама выглядит примерно с той же точки в 2013-м. Лишь самый пытливый взгляд рассмотрит за пятиэтажкой Дома мод кусочек Петропавловской церкви. Возможно, именно им и любуется бронзовый Дроздович.

IMG_4_1

Дядька Язэп нарисовал несколько картин с видами Минска в первые годы после придания городу статуса столицы Советской Беларуси (в 1920-м «вечный странник» навсегда покинул его). Благодаря Дроздовичу мы знаем, как выглядели почти век назад не сохранившееся до наших дней здание Трибунала ВКЛ на Замчище да и сама Замковая гора. Но, пожалуй, самым известным из рисунков минской серии является «Вид с Госпитально-Троицкого переулка», растиражированный большинством исторических изданий о столице.

IMG_5

Переулок этот сохранился, правда, лишь как безымянное продолжение парадной аллеи перед Большим театром оперы и балета. По левую сторону расположился комплекс БелЭкспо, поэтому в выставочные дни давным-давно накрывший старинную брусчатку асфальт полируют тысячи колес автомобилей.

IMG_6

Нет уж и того чарующего вида на заречную часть – Верхний город. «Дамы падымаюцца з лагчыны, ад рэчышча ракі, усё вышэй. I што вышэй, тым выгляд іх самавіцей, – так описывали эту панораму искусствоведы. – Паволі нарастае архітэктурны рытм, каб завяршыцца гожымі вежамі ў стылі барока імкнучых у неба збудаванняў». Ансамбли Мариинского и Свято-Духова соборов, слава Богу, сохранились, однако аутентичный вид на них исчезает прямо на наших глазах.

IMG_7

На переднем плане фотографии видно, что контуры нового «старого Минска», мягко говоря, не соответствуют ни историческим формам, ни масштабам – вот-вот в самом центре «реставрируемой» улицы Торговой появится огромная округлая четырехэтажка, которая в определенном ракурсе, возможно, и будет напоминать фантастический дворец кисти Дроздовича, но никак не обещанное минчанам «второе Троицкое предместье». А впрочем, не впервой – злые языки поговаривают, что внешний вид самого? Дворца Республики его авторы подсмотрели у дядьки Язэпа. Судите сами…

IMG_8

Артополис. Город дворцов (Artapolis). 1934-1935 гг.