Давеча мы по традиции скромно отметили юбилей одного из гениев нашего культурного прошлого: 125 лет стукнуло художнику Язэпу Дроздовичу. Этот «белорусский да Винчи», помимо того что входит в число отцов-основателей национальной исторической живописи, прославился также фантастическими гипотезами, намного опередившими свое время. К примеру, в рукописях 1930-х годов Дроздович поведал об астральных путешествиях на Луну, Венеру и Марс, подробно описав в них ландшафты далеких планет – как выяснилось спустя десятилетия, эти космические пейзажи во многом совпали с реальными. Кстати, биографы Дроздовича утверждают, что большинство инопланетных ландшафтов художник увидел во сне.
Однако не менее марсианских панорам для нас ценны сделанные Дроздовичем зарисовки родных белорусских городов и местечек. Тем паче что многие из них изменились за прошедший век до неузнаваемости. Взгляните на рисунки минского Нижнего города и Татарского конца, которые Дроздович выполнил, скорее всего, с набережной Троицкого предместья, где он преподавал рисование в женской школе и где сегодня стоит памятник художнику, воздвигнутый в год его 105-летия.
Вдалеке виднеются купол и башни Петропавловского собора на Немиге
На месте мусульманской мечети сейчас находится ресторан гостиницы «Юбилейная»
Если соединить эти два рисунка в одну панораму, мы увидим кусочек Минска 1919 года глазами Язэпа Дроздовича (кликните для увеличения).
А вот как эта панорама выглядит примерно с той же точки в 2013-м. Лишь самый пытливый взгляд рассмотрит за пятиэтажкой Дома мод кусочек Петропавловской церкви. Возможно, именно им и любуется бронзовый Дроздович.
Дядька Язэп нарисовал несколько картин с видами Минска в первые годы после придания городу статуса столицы Советской Беларуси (в 1920-м «вечный странник» навсегда покинул его). Благодаря Дроздовичу мы знаем, как выглядели почти век назад не сохранившееся до наших дней здание Трибунала ВКЛ на Замчище да и сама Замковая гора. Но, пожалуй, самым известным из рисунков минской серии является «Вид с Госпитально-Троицкого переулка», растиражированный большинством исторических изданий о столице.
Переулок этот сохранился, правда, лишь как безымянное продолжение парадной аллеи перед Большим театром оперы и балета. По левую сторону расположился комплекс БелЭкспо, поэтому в выставочные дни давным-давно накрывший старинную брусчатку асфальт полируют тысячи колес автомобилей.
Нет уж и того чарующего вида на заречную часть – Верхний город. «Дамы падымаюцца з лагчыны, ад рэчышча ракі, усё вышэй. I што вышэй, тым выгляд іх самавіцей, – так описывали эту панораму искусствоведы. – Паволі нарастае архітэктурны рытм, каб завяршыцца гожымі вежамі ў стылі барока імкнучых у неба збудаванняў». Ансамбли Мариинского и Свято-Духова соборов, слава Богу, сохранились, однако аутентичный вид на них исчезает прямо на наших глазах.
На переднем плане фотографии видно, что контуры нового «старого Минска», мягко говоря, не соответствуют ни историческим формам, ни масштабам – вот-вот в самом центре «реставрируемой» улицы Торговой появится огромная округлая четырехэтажка, которая в определенном ракурсе, возможно, и будет напоминать фантастический дворец кисти Дроздовича, но никак не обещанное минчанам «второе Троицкое предместье». А впрочем, не впервой – злые языки поговаривают, что внешний вид самого? Дворца Республики его авторы подсмотрели у дядьки Язэпа. Судите сами…
Артополис. Город дворцов (Artapolis). 1934-1935 гг.