<p style="text-align: right;"><em>                                                                                                                                 Эпиграф</em></p>

<p style="text-align: right;"><em>                                                                      «…И запомните, Джеймс, если вы провалитесь, </em></p>

<p><em>                                                                  мы всегда будем отрицать сам факт вашего существования…»</em></p>

Призрак бродит по Беларуси. Призрак MICE-туризма. Впрочем, это еще не все призраки, которые завелись в наших краях в связи с естественным ходом событий, а именно – появлением новой инфраструктуры и желанием турбизнеса вписаться как-то в современные туристические тенденции, одной из которых является деловой сегмент (MICE  Meetings  деловые встречи, Incentives  поощрительные туры для сотрудников, клиентов и партнеров, Conferences  организация и участие в конференциях, Exhibitions  участие в международных отраслевых выставках в качеств экспонента или посетителя).

Сразу можно утверждать, что в нашей ситуации шансы на успех настолько не просчитываются, что если попытки бизнеса придать туризму новую динамику провалятся, можно будет и впрямь, согласно законам жанра, легко отрицать сам факт их существования.

Кстати, кажется неверным связывать факт появления новых возможностей во въездном туризме (инкаминге) с фактом падения рынка выездного туризма и при этом петь «алилуйя». Вряд ли здравомыслящий человек будет радоваться тому, что дела в аутгоинге пошатнулись. Во-первых, это связано с экономическими неурядицами в стране, которые коснулись всех и которые никак нельзя назвать чем-то положительным. Во-вторых, опыт развитых стран говорит о том, что въездной и выездной туризм ходят парами. Чахлое состояние одного сегмента никак не гарантирует расцвет другого. Это палка о двух концах. Деградация одного рано или поздно скажется на другом. Как бы то ни было, в белорусском туризме то исподтишка, то в открытую идут некоторые новые процессы, о которых пришло время поговорить подробнее.

Новые пулы и объединения

Прежде всего отметим стихийный, как некоторые называют «подпольный», безымянный союз ряда ведущих инкаминговых компаний Беларуси, с которым уже, можно сказать, регулярно в качестве организатора и координатора мероприятий работает Центр стратегического развития Анатолия Акантинова. В пул входят такие компании, как «БеларусТурСервис», «Прайм Тур», «Солвекс», «Топ-Тур», «СМОК ТРАВЕЛ», «Вокруг Света». Мы об этом пуле в одной из публикации уже упоминали, но с тех пор соратники успели совместно провести несколько фамтрипов для российских деловых туристических кругов и сами отметились с выездным мероприятием в Москве.

После первого мероприятия весной нынешнего года директора дружно констатировали «ошеломительный» успех и радовались так, словно речь шла не о простом рекламнике, а о том, что на соседней улице перевернулся грузовик с шампанским. И это в общем объяснимо: отрасль изголодалась по динамике и раскрутке. На самом деле крупные принимающие компании давно и успешно проводят рекламные туры для своих партнеров – российских, литовских, немецких и так далее. Да и что здесь такого: пригласить людей в страну и бесплатно показать им наши возможности – но в данном случае, видимо, воодушевил сам факт консолидации.

Слева направо: Марина Кондрашова («Вокруг Света»), Лариса Бойко («СМОК ТРАВЕЛ»), Оксана Бичун («Солвекс»), Геннадий Левшин («БеларусТурСервис»), Наталья Лисовская («Прайм Тур») на круглом столе, посвященном MICE-туризму

Впрочем, к настоящему моменту, насколько можно судить по настроениям отдельных участников, энтузиазм у некоторых чуть поостыл, поскольку возникает закономерный вопрос: а что дальше? Как развиваться и, самое главное,  как зарабатывать? Как вы понимаете, эти проблемы не решаются на круглых столах, на которых, как правило, страстно, но, увы, безрезультативно обсуждаются вопросы в анекдотическом диапазоне: от строительства коммунизма до ремонта сарая – от бренда Беларуси до туалетов на обочине и страховки на границе.

Кстати, фидбэк россиян, которые побывали в Беларуси и оценили ее возможности с точки зрения делового туризма и не только (с большего речь, конечно, идет о Минске), точен и лишен всяческого псевдодружественного прогиба: во-первых, потенциал есть, но о нем никто не знает; во-вторых, Беларуси как дестинации (прежде всего как туристической дестинации, а не только как площадки для делового туризма) надо найти себя, «быть собой». Непростая задачка, да?

Не секрет, что тенденции делового туризма в последние год-два в мире изменились. Традиционные площадки несколько сдали свои позиции (возможно, временно), в то же время новые потихоньку проявляют себя. Согласно ежегодному исследованию рынка индустрии встреч ICCA (Международная ассоциация конгрессов и конференций), теряют очки такие города, как Париж, Вена, Берлин. В то же время, по информации ассоциации, в 2015 году в мире появилось около 20 новых, необычных и даже весьма оригинальных площадок для проведения международных мероприятий в сфере делового туризма. Это Эр-Рияд (Саудовская Аравия), Скопье (Македония), Далянь (Китай), Катовице (Польша) и даже… внимание, это не смешно! – столица Гондураса Тегусигальпа!

Беларуси, в отличие от Гондураса, в рейтинге ICCA пока нет. Мы пока можем претендовать на «свою игру» только в рамках региональных процессов, хотя при большей определенности государственных приоритетов могли бы уже громче заявлять о себе и на широком международном уровне. Но и то, что происходит в нашем регионе, тоже нам на руку. Россия, финансовые возможности которой, конечно, сильно упали, тем не менее ищет новые площадки и находит их – Казахстан, Грузия, Узбекистан, внутренние резервы – Сочи, Уфа, Питер. Минск вполне вписывается в эти схемы. О чем и заявляют представители пула: «Ранее в Беларуси мероприятия MICE-туризма проводил только «Газпром», теперь же различные российские компании готовы использовать Минск как площадку для конференций, инсентивов и других видов делового туризма. Да и не только российские. Проблема в том, что Беларусь не готова организационно. Мы все-таки выглядим достаточно отсталыми. В России больше половины компаний, которые занимаются деловыми поездками,  иностранные. Они учили российских коллег, и теперь все процессы у них проходят технологично. А мы так и остались необученными. Фактически нет кадров, возможно, надо приглашать специалистов из Москвы. И потом, надо учитывать, что MICE – это круто, значит, надо делать крутые вещи. Деловые поездки всегда совмещаются с развлечениями, а мы закрепощены, у нас многое нельзя. Сейчас отличный момент для того, чтобы попытаться раскрутить страну в этом сегменте, теперь нужно не опозориться и предложить конкурентоспособный продукт. Важно также, чтобы государство не вставляло палки в колеса гостиницам, голословно утверждая, что наши гостиницы дорогие, надо снижать цены. Все эти заявления делаются абсолютно вне анализа ситуации. Цены в Минске разные. Сегодня достаточно приличный номер в столице можно снять за 15 долларов в сутки. Такой цены не было с 1999 года! Если перед Чемпионатом мира по хоккею номер в «трешке» доходил до 100 долларов, то сейчас цены пришли в норму, рынок многое отрегулировал, отели учатся на своих ошибках и приспосабливаются к меняющимся условиям. Увы, государство повторяет ситуацию, когда несколько лет назад обязали все провинциальные белорусские гостиницы быть представленными на «букинге». В итоге наши районные отели, размещая наших же соотечественников, переводят валюту в Амстердам! Кто это проанализировал? Мы бы хотели, чтобы государство, прежде чем инициировать что-либо в туризме, проводило консультации с профессионалами турбизнеса и все-таки прислушивалось к нашему мнению».

В настоящее время участники пула намерены провести совещание с участием государственных структур с тем, чтобы каким-то образом поставить барьер на пути иностранных посредников, которые все активнее приходят в Беларусь и забирают хлеб у белорусских инкаминговых фирм.

Другая достаточно новая структура, которая также активно проявляет себя на рынке новоявленного белорусского MICE, – это компания Travel Connections, в активе которой проведение воркшопа Buy Belarus, участие в выездном московском воркшопе упомянутого пула операторов и создание «Маркетинговой группы по продвижению Беларуси и ее лучших объектов размещения». Группа плотно работает с высококлассными белорусскими гостиницами и санаториями, устраивает для них презентации в Беларуси и за рубежом. Как считает учредитель компании Александр Ванюков, «Сегодня в Беларуси сложилась новая благоприятная ситуация для развития туризма. Появились активные заинтересованные игроки, они объединяются в пулы и альянсы, построена достойная инфраструктура, делаются нужные шаги по продвижению. В целом все сделано для того, чтобы Беларусь активнее заявила о себе как о туристической дестинации. Посмотрим, смогут ли новые возможности заработать в полную силу!».

Слева направо: Александр Ванюков («Санни Трэвел»), Надежда Суслова (TIO.BY), Татьяна Белоусова (Double Tree by Hilton) на воркшопе Buy Belarus

Безусловно, когда речь идет о деловом туризме, неизбежно встает вопрос о создании convention bureau (конгресс-бюро) – в классическом варианте – независимой некоммерческой организации, которая занималась бы продвижением нашей страны на рынке делового туризма, делала бы это как в самой Беларуси, так и за рубежом. Встал этот вопрос и у нас, причем тревожно завис в воздухе и, судя по всему, в ближайшее время (даже, возможно, годы) там и будет оставаться. Более того, очевидно, что, если Минск не губернский город, а полноценная европейская дестинация, то такое отдельное бюро необходимо и столице. «В России 12 конгресс-центров,  говорит Игорь Чернозипунников, глава инкаминговой компании «Дитриб». – У нас нет ни одного! Как мы собираемся координировать работу по продвижению наших возможностей в качестве деловой площадки? На сегодняшний день никто не знает, что у Минска эти возможности уже есть, да и такая структура необходима для координации внутренних действий участников рынка».

Увы, на пути создания белорусского convention bureau, как всегда, встает денежный вопрос: финансировать такую структуру без поддержки государства и города, силами только самих участников рынка будет очень тяжело, а выбить на это деньги из бюджета невозможно – их нет. Ну и, во-вторых (а может, и во-первых), о чем, не стесняясь, заявляют участники рынка: «Мы не видим людей, которые могли бы это сделать в Беларуси на профессиональном уровне». Это к вопросу о нашей отсталости и нетехнологичности. В общем, вперед  готовить кадры, и тогда вопрос создания convention bureau сам собой станет более реальным.

Новые отели и объекты

Деловой туризм предполагает высокие стандарты сервиса, их в страну обычно привозят отели, принадлежащие известным мировым цепочкам, и сами клиенты – зарубежные фирмы и корпорации, которые привыкли к качественному обслуживанию. Такие отели в Минске, к счастью, уже имеются. Это в первую очередь Renessance Minsk Hotel, принадлежащий известной цепочке Marriott и уже, можно сказать, наработавший солидный и уникальный опыт работы на белорусском рынке, и сам Marriott, открывшийся в Минске не так давно. Отели имеют хорошие площадки для конференц-туризма и предлагают достойный сервис. Успешно работает Hampton by Hilton и достраивается Double Tree by Hilton. К сожалению, так и не открылись, хотя и построены в козырных местах столицы, Kempinski, Hayat, Continental. При наличии всех этих отелей в полном комплекте (и отсутствии кризиса) Минск скорее всего уже звучал бы в полную силу как новая и яркая MICE-площадка  если не на мировом, то на региональном уровне точно.

Появились и уже смогли проявить себя нестоличные инфраструктурные объекты, которые выводят отдых в Беларуси на новый уровень. Это такие комплексы, как «Красный бор», «Наносы», шале «Гринвуд», санатории «Альфа Радон» и «Плисса», Парк истории Сула и другие.

Правда, появление последних повлекло за собой и ряд нерешенных проблем, таких как сервис (частично) и отсутствие навыков управления и продажи крупных и нишевых инфраструктурных продуктов. Ну и главный вопрос, когда речь идет и больших четырех- и пятизвездочных комплексах, выставляющих соответствующий ценник, но не могущих сегодня в силу нефтяного кризиса рассчитывать на большой вал богатых российских гостей и вынужденных ориентироваться на внутреннюю клиентуру: а где нам, простите, взять большое количество свободных, небедных, умеющих культурно отдыхать собственных граждан? Культура внутреннего туризма достаточно высокого класса пока, увы, так и не сформировалась. Влекомый достойным сервисом белорусский средний класс предпочитает уезжать на уик-энд в Литву и Польшу, белорусская свежепостроенная инфраструктура, пребывая на финансовом подсосе, не имеет возможности тренироваться на потоках и перенимать опыт западных коллег.

Единственный белорусский резорт люкс-класса находится в Верхнедвинском районе – это «Красный бор»

Важно отметить, что деловой туризм предполагает не только качественные конференц-залы в подходящих отелях и желание турбизнеса заниматься различными ивентами, но и всякие сопутствующие факторы – возможность интересно провести свободное от деловых мероприятий время, доступные развлечения, наконец, атмосферу в стране. Все это постепенно чуть меняется в лучшую сторону. Минск, по крайней мере в летнее время, уже не так угрюм, как раньше, появились уличные музыканты, на открытых площадках теперь уже проходят не только агроярмарки, но и джазовые концерты. Растет, крепчает, становится более форматным и цивилизованным фестивальное движение. В общем, процесс идет. Посмотрим, каковы его пределы.

Старые проблемы и белорусские «обидки»

Наша вечная проблема в том, что белорусы с трудом консолидируются для достижения общих целей. Все-таки «хуторские» единоличные интересы всегда оказываются сильнее. Конечно, маленькие и большие альянсы то и дело появляются, мы об этом сказали, но, говоря откровенно, сегодня фирмы, которые работают «на своих объемах» в инкаминге, в том числе в нише делового туризма, не сильно заинтересованы в том, чтобы на этот рынок пришли новые игроки. Рынок-то небольшой. Для его роста нужны огромные усилия, и главное, что без помощи государства, без принципиально иных подходов к вопросам туризма тут многого не добьешься. Так зачем потенциально открывать этот рынок для конкурентов, участвовать в воркшопах, куда слетается туча новых неопытных игроков, и так далее?.. Некоторые акулы нашего въездного туризма относятся друг к другу и вовсе весьма недружелюбно. Возможно, на это есть объективные причины, связанные с нечистоплотной конкурентной борьбой, и все равно, согласитесь, это достаточно печально. Так не должно было случиться!

Ну и развивать деловой туризм в условиях реальной Беларуси – это значит, при наличии виз, страховок и прочих сдерживающих факторов – задача не из простых.

Еще буквально несколько месяцев назад нас убеждали, что вот-вот будет подписан специальный указ об отмене виз для граждан аж 39 государств! Честно говоря, я черновой текст этого документа даже видела собственными глазами. Информация прошла и в официальных источниках, на государственных информационных порталах. Казалось бы, не было никаких оснований не верить, что отмена виз – практически свершившийся факт. И вот! Как говорится, «умелой ложью разум возбуждая недалекий…» Подписание документа отложено. На неопределенный срок! Думаю, нет смысла объяснять, что это значит. Как у Черномырдина: никогда такого не было, и вот – опять, снова... Может быть, не стоит тогда и обнадеживать туристическую общественность этими вечными посулами кардинально решить, наконец, визовый вопрос.

Вместо этого вопрос решается «по частям»:  для организованных китайцев, на три дня транзита, только в Беловежскую пущу и так далее и тому подобное.

«Открывая» Беларусь по частям, результата, чувствительного для бюджета, видимо, придется дожидаться не одно десятилетие. Мы, конечно, уже никуда не спешим. Но это явный абсурд, когда каждый приграничный заповедник и зона отдыха отдельно лоббируют безвизовый въезд.  Беловежская пуща – себе. Августовский канал – себе… 

Возможно, убрав визовые барьеры и более широко открыв страну для гостей, система, помимо реальных угроз, связанных с безопасностью и терроризмом, боится прежде всего того, что излишне либеральные телодвижения могут поколебать пресловутую белорусскую стабильность. При этом система почему-то не учитывает, что основой этой стабильности долгие годы служили все ж таки не различные оковы и барьеры, а относительное финансовое благополучие, выстроенное на дорогой нефти. Сейчас уже ясно, что на российской, дорогой для всего мира и дешевой для нас нефти мы много не заработаем. Такой нефти больше нет! Так почему бы не попробовать заработать на туризме? У нас отличное транзитное положение. Имидж безопасной, спокойной, еще не открытой дестинации, взрыв интереса к которой в момент «открытия» неизбежен. Почему бы этим не воспользоваться?

Это хорошо поняли представители турбизнеса, которые сейчас, с помощью уже нового рычага – MICE-туризма – пытаются вдохнуть новую жизнь в белорусский туризм. Огромных надежд никто не питает, но и сидеть сложа руки не собирается. В нашей ситуации, как говорится, терять нечего.

Как говорили в таких случаях римские стоики, «для камня, брошенного вверх, нет ничего дурного в том, чтобы упасть вниз, и ничего хорошего в том, чтобы продолжать полет»…