Миссия невыполнима? Как белорусский бизнес пытается вдохнуть новую жизнь во въездной туризм

17.08.2016 - Новости

Автор: Лилия КОБЗИК, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА


Миссия невыполнима? Как белорусский бизнес пытается вдохнуть новую жизнь во въездной туризм

                                                                                                                                 Эпиграф

                                                                      «…И запомните, Джеймс, если вы провалитесь,

                                                                  мы всегда будем отрицать сам факт вашего существования…»

Призрак бродит по Беларуси. Призрак MICE-туризма. Впрочем, это еще не все призраки, которые завелись в наших краях в связи с естественным ходом событий, а именно – появлением новой инфраструктуры и желанием турбизнеса вписаться как-то в современные туристические тенденции, одной из которых является деловой сегмент (MICE  Meetings  деловые встречи, Incentives  поощрительные туры для сотрудников, клиентов и партнеров, Conferences  организация и участие в конференциях, Exhibitions  участие в международных отраслевых выставках в качеств экспонента или посетителя).

Сразу можно утверждать, что в нашей ситуации шансы на успех настолько не просчитываются, что если попытки бизнеса придать туризму новую динамику провалятся, можно будет и впрямь, согласно законам жанра, легко отрицать сам факт их существования.

Кстати, кажется неверным связывать факт появления новых возможностей во въездном туризме (инкаминге) с фактом падения рынка выездного туризма и при этом петь «алилуйя». Вряд ли здравомыслящий человек будет радоваться тому, что дела в аутгоинге пошатнулись. Во-первых, это связано с экономическими неурядицами в стране, которые коснулись всех и которые никак нельзя назвать чем-то положительным. Во-вторых, опыт развитых стран говорит о том, что въездной и выездной туризм ходят парами. Чахлое состояние одного сегмента никак не гарантирует расцвет другого. Это палка о двух концах. Деградация одного рано или поздно скажется на другом. Как бы то ни было, в белорусском туризме то исподтишка, то в открытую идут некоторые новые процессы, о которых пришло время поговорить подробнее.

Новые пулы и объединения

Прежде всего отметим стихийный, как некоторые называют «подпольный», безымянный союз ряда ведущих инкаминговых компаний Беларуси, с которым уже, можно сказать, регулярно в качестве организатора и координатора мероприятий работает Центр стратегического развития Анатолия Акантинова. В пул входят такие компании, как «БеларусТурСервис», «Прайм Тур», «Солвекс», «Топ-Тур», «СМОК ТРАВЕЛ», «Вокруг Света». Мы об этом пуле в одной из публикации уже упоминали, но с тех пор соратники успели совместно провести несколько фамтрипов для российских деловых туристических кругов и сами отметились с выездным мероприятием в Москве.

После первого мероприятия весной нынешнего года директора дружно констатировали «ошеломительный» успех и радовались так, словно речь шла не о простом рекламнике, а о том, что на соседней улице перевернулся грузовик с шампанским. И это в общем объяснимо: отрасль изголодалась по динамике и раскрутке. На самом деле крупные принимающие компании давно и успешно проводят рекламные туры для своих партнеров – российских, литовских, немецких и так далее. Да и что здесь такого: пригласить людей в страну и бесплатно показать им наши возможности – но в данном случае, видимо, воодушевил сам факт консолидации.

Слева направо: Марина Кондрашова («Вокруг Света»), Лариса Бойко («СМОК ТРАВЕЛ»), Оксана Бичун («Солвекс»), Геннадий Левшин («БеларусТурСервис»), Наталья Лисовская («Прайм Тур») на круглом столе, посвященном MICE-туризму

Впрочем, к настоящему моменту, насколько можно судить по настроениям отдельных участников, энтузиазм у некоторых чуть поостыл, поскольку возникает закономерный вопрос: а что дальше? Как развиваться и, самое главное,  как зарабатывать? Как вы понимаете, эти проблемы не решаются на круглых столах, на которых, как правило, страстно, но, увы, безрезультативно обсуждаются вопросы в анекдотическом диапазоне: от строительства коммунизма до ремонта сарая – от бренда Беларуси до туалетов на обочине и страховки на границе.

Кстати, фидбэк россиян, которые побывали в Беларуси и оценили ее возможности с точки зрения делового туризма и не только (с большего речь, конечно, идет о Минске), точен и лишен всяческого псевдодружественного прогиба: во-первых, потенциал есть, но о нем никто не знает; во-вторых, Беларуси как дестинации (прежде всего как туристической дестинации, а не только как площадки для делового туризма) надо найти себя, «быть собой». Непростая задачка, да?

Не секрет, что тенденции делового туризма в последние год-два в мире изменились. Традиционные площадки несколько сдали свои позиции (возможно, временно), в то же время новые потихоньку проявляют себя. Согласно ежегодному исследованию рынка индустрии встреч ICCA (Международная ассоциация конгрессов и конференций), теряют очки такие города, как Париж, Вена, Берлин. В то же время, по информации ассоциации, в 2015 году в мире появилось около 20 новых, необычных и даже весьма оригинальных площадок для проведения международных мероприятий в сфере делового туризма. Это Эр-Рияд (Саудовская Аравия), Скопье (Македония), Далянь (Китай), Катовице (Польша) и даже… внимание, это не смешно! – столица Гондураса Тегусигальпа!

Беларуси, в отличие от Гондураса, в рейтинге ICCA пока нет. Мы пока можем претендовать на «свою игру» только в рамках региональных процессов, хотя при большей определенности государственных приоритетов могли бы уже громче заявлять о себе и на широком международном уровне. Но и то, что происходит в нашем регионе, тоже нам на руку. Россия, финансовые возможности которой, конечно, сильно упали, тем не менее ищет новые площадки и находит их – Казахстан, Грузия, Узбекистан, внутренние резервы – Сочи, Уфа, Питер. Минск вполне вписывается в эти схемы. О чем и заявляют представители пула: «Ранее в Беларуси мероприятия MICE-туризма проводил только «Газпром», теперь же различные российские компании готовы использовать Минск как площадку для конференций, инсентивов и других видов делового туризма. Да и не только российские. Проблема в том, что Беларусь не готова организационно. Мы все-таки выглядим достаточно отсталыми. В России больше половины компаний, которые занимаются деловыми поездками,  иностранные. Они учили российских коллег, и теперь все процессы у них проходят технологично. А мы так и остались необученными. Фактически нет кадров, возможно, надо приглашать специалистов из Москвы. И потом, надо учитывать, что MICE – это круто, значит, надо делать крутые вещи. Деловые поездки всегда совмещаются с развлечениями, а мы закрепощены, у нас многое нельзя. Сейчас отличный момент для того, чтобы попытаться раскрутить страну в этом сегменте, теперь нужно не опозориться и предложить конкурентоспособный продукт. Важно также, чтобы государство не вставляло палки в колеса гостиницам, голословно утверждая, что наши гостиницы дорогие, надо снижать цены. Все эти заявления делаются абсолютно вне анализа ситуации. Цены в Минске разные. Сегодня достаточно приличный номер в столице можно снять за 15 долларов в сутки. Такой цены не было с 1999 года! Если перед Чемпионатом мира по хоккею номер в «трешке» доходил до 100 долларов, то сейчас цены пришли в норму, рынок многое отрегулировал, отели учатся на своих ошибках и приспосабливаются к меняющимся условиям. Увы, государство повторяет ситуацию, когда несколько лет назад обязали все провинциальные белорусские гостиницы быть представленными на «букинге». В итоге наши районные отели, размещая наших же соотечественников, переводят валюту в Амстердам! Кто это проанализировал? Мы бы хотели, чтобы государство, прежде чем инициировать что-либо в туризме, проводило консультации с профессионалами турбизнеса и все-таки прислушивалось к нашему мнению».

В настоящее время участники пула намерены провести совещание с участием государственных структур с тем, чтобы каким-то образом поставить барьер на пути иностранных посредников, которые все активнее приходят в Беларусь и забирают хлеб у белорусских инкаминговых фирм.

Другая достаточно новая структура, которая также активно проявляет себя на рынке новоявленного белорусского MICE, – это компания Travel Connections, в активе которой проведение воркшопа Buy Belarus, участие в выездном московском воркшопе упомянутого пула операторов и создание «Маркетинговой группы по продвижению Беларуси и ее лучших объектов размещения». Группа плотно работает с высококлассными белорусскими гостиницами и санаториями, устраивает для них презентации в Беларуси и за рубежом. Как считает учредитель компании Александр Ванюков, «Сегодня в Беларуси сложилась новая благоприятная ситуация для развития туризма. Появились активные заинтересованные игроки, они объединяются в пулы и альянсы, построена достойная инфраструктура, делаются нужные шаги по продвижению. В целом все сделано для того, чтобы Беларусь активнее заявила о себе как о туристической дестинации. Посмотрим, смогут ли новые возможности заработать в полную силу!».

Слева направо: Александр Ванюков («Санни Трэвел»), Надежда Суслова (TIO.BY), Татьяна Белоусова (Double Tree by Hilton) на воркшопе Buy Belarus

Безусловно, когда речь идет о деловом туризме, неизбежно встает вопрос о создании convention bureau (конгресс-бюро) – в классическом варианте – независимой некоммерческой организации, которая занималась бы продвижением нашей страны на рынке делового туризма, делала бы это как в самой Беларуси, так и за рубежом. Встал этот вопрос и у нас, причем тревожно завис в воздухе и, судя по всему, в ближайшее время (даже, возможно, годы) там и будет оставаться. Более того, очевидно, что, если Минск не губернский город, а полноценная европейская дестинация, то такое отдельное бюро необходимо и столице. «В России 12 конгресс-центров,  говорит Игорь Чернозипунников, глава инкаминговой компании «Дитриб». – У нас нет ни одного! Как мы собираемся координировать работу по продвижению наших возможностей в качестве деловой площадки? На сегодняшний день никто не знает, что у Минска эти возможности уже есть, да и такая структура необходима для координации внутренних действий участников рынка».

Увы, на пути создания белорусского convention bureau, как всегда, встает денежный вопрос: финансировать такую структуру без поддержки государства и города, силами только самих участников рынка будет очень тяжело, а выбить на это деньги из бюджета невозможно – их нет. Ну и, во-вторых (а может, и во-первых), о чем, не стесняясь, заявляют участники рынка: «Мы не видим людей, которые могли бы это сделать в Беларуси на профессиональном уровне». Это к вопросу о нашей отсталости и нетехнологичности. В общем, вперед  готовить кадры, и тогда вопрос создания convention bureau сам собой станет более реальным.

Новые отели и объекты

Деловой туризм предполагает высокие стандарты сервиса, их в страну обычно привозят отели, принадлежащие известным мировым цепочкам, и сами клиенты – зарубежные фирмы и корпорации, которые привыкли к качественному обслуживанию. Такие отели в Минске, к счастью, уже имеются. Это в первую очередь Renessance Minsk Hotel, принадлежащий известной цепочке Marriott и уже, можно сказать, наработавший солидный и уникальный опыт работы на белорусском рынке, и сам Marriott, открывшийся в Минске не так давно. Отели имеют хорошие площадки для конференц-туризма и предлагают достойный сервис. Успешно работает Hampton by Hilton и достраивается Double Tree by Hilton. К сожалению, так и не открылись, хотя и построены в козырных местах столицы, Kempinski, Hayat, Continental. При наличии всех этих отелей в полном комплекте (и отсутствии кризиса) Минск скорее всего уже звучал бы в полную силу как новая и яркая MICE-площадка  если не на мировом, то на региональном уровне точно.

Появились и уже смогли проявить себя нестоличные инфраструктурные объекты, которые выводят отдых в Беларуси на новый уровень. Это такие комплексы, как «Красный бор», «Наносы», шале «Гринвуд», санатории «Альфа Радон» и «Плисса», Парк истории Сула и другие.

Правда, появление последних повлекло за собой и ряд нерешенных проблем, таких как сервис (частично) и отсутствие навыков управления и продажи крупных и нишевых инфраструктурных продуктов. Ну и главный вопрос, когда речь идет и больших четырех- и пятизвездочных комплексах, выставляющих соответствующий ценник, но не могущих сегодня в силу нефтяного кризиса рассчитывать на большой вал богатых российских гостей и вынужденных ориентироваться на внутреннюю клиентуру: а где нам, простите, взять большое количество свободных, небедных, умеющих культурно отдыхать собственных граждан? Культура внутреннего туризма достаточно высокого класса пока, увы, так и не сформировалась. Влекомый достойным сервисом белорусский средний класс предпочитает уезжать на уик-энд в Литву и Польшу, белорусская свежепостроенная инфраструктура, пребывая на финансовом подсосе, не имеет возможности тренироваться на потоках и перенимать опыт западных коллег.

Единственный белорусский резорт люкс-класса находится в Верхнедвинском районе – это «Красный бор»

Важно отметить, что деловой туризм предполагает не только качественные конференц-залы в подходящих отелях и желание турбизнеса заниматься различными ивентами, но и всякие сопутствующие факторы – возможность интересно провести свободное от деловых мероприятий время, доступные развлечения, наконец, атмосферу в стране. Все это постепенно чуть меняется в лучшую сторону. Минск, по крайней мере в летнее время, уже не так угрюм, как раньше, появились уличные музыканты, на открытых площадках теперь уже проходят не только агроярмарки, но и джазовые концерты. Растет, крепчает, становится более форматным и цивилизованным фестивальное движение. В общем, процесс идет. Посмотрим, каковы его пределы.

Старые проблемы и белорусские «обидки»

Наша вечная проблема в том, что белорусы с трудом консолидируются для достижения общих целей. Все-таки «хуторские» единоличные интересы всегда оказываются сильнее. Конечно, маленькие и большие альянсы то и дело появляются, мы об этом сказали, но, говоря откровенно, сегодня фирмы, которые работают «на своих объемах» в инкаминге, в том числе в нише делового туризма, не сильно заинтересованы в том, чтобы на этот рынок пришли новые игроки. Рынок-то небольшой. Для его роста нужны огромные усилия, и главное, что без помощи государства, без принципиально иных подходов к вопросам туризма тут многого не добьешься. Так зачем потенциально открывать этот рынок для конкурентов, участвовать в воркшопах, куда слетается туча новых неопытных игроков, и так далее?.. Некоторые акулы нашего въездного туризма относятся друг к другу и вовсе весьма недружелюбно. Возможно, на это есть объективные причины, связанные с нечистоплотной конкурентной борьбой, и все равно, согласитесь, это достаточно печально. Так не должно было случиться!

Ну и развивать деловой туризм в условиях реальной Беларуси – это значит, при наличии виз, страховок и прочих сдерживающих факторов – задача не из простых.

Еще буквально несколько месяцев назад нас убеждали, что вот-вот будет подписан специальный указ об отмене виз для граждан аж 39 государств! Честно говоря, я черновой текст этого документа даже видела собственными глазами. Информация прошла и в официальных источниках, на государственных информационных порталах. Казалось бы, не было никаких оснований не верить, что отмена виз – практически свершившийся факт. И вот! Как говорится, «умелой ложью разум возбуждая недалекий…» Подписание документа отложено. На неопределенный срок! Думаю, нет смысла объяснять, что это значит. Как у Черномырдина: никогда такого не было, и вот – опять, снова... Может быть, не стоит тогда и обнадеживать туристическую общественность этими вечными посулами кардинально решить, наконец, визовый вопрос.

Вместо этого вопрос решается «по частям»:  для организованных китайцев, на три дня транзита, только в Беловежскую пущу и так далее и тому подобное.

«Открывая» Беларусь по частям, результата, чувствительного для бюджета, видимо, придется дожидаться не одно десятилетие. Мы, конечно, уже никуда не спешим. Но это явный абсурд, когда каждый приграничный заповедник и зона отдыха отдельно лоббируют безвизовый въезд.  Беловежская пуща – себе. Августовский канал – себе… 

Возможно, убрав визовые барьеры и более широко открыв страну для гостей, система, помимо реальных угроз, связанных с безопасностью и терроризмом, боится прежде всего того, что излишне либеральные телодвижения могут поколебать пресловутую белорусскую стабильность. При этом система почему-то не учитывает, что основой этой стабильности долгие годы служили все ж таки не различные оковы и барьеры, а относительное финансовое благополучие, выстроенное на дорогой нефти. Сейчас уже ясно, что на российской, дорогой для всего мира и дешевой для нас нефти мы много не заработаем. Такой нефти больше нет! Так почему бы не попробовать заработать на туризме? У нас отличное транзитное положение. Имидж безопасной, спокойной, еще не открытой дестинации, взрыв интереса к которой в момент «открытия» неизбежен. Почему бы этим не воспользоваться?

Это хорошо поняли представители турбизнеса, которые сейчас, с помощью уже нового рычага – MICE-туризма – пытаются вдохнуть новую жизнь в белорусский туризм. Огромных надежд никто не питает, но и сидеть сложа руки не собирается. В нашей ситуации, как говорится, терять нечего.

Как говорили в таких случаях римские стоики, «для камня, брошенного вверх, нет ничего дурного в том, чтобы упасть вниз, и ничего хорошего в том, чтобы продолжать полет»…

Рубрики: Деловой Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

17.08.2016 16:55
Наталья Метельская
ответить

Какой инкаминг без резортов. Один фидбэк с фамтрипами.

Аватар

17.08.2016 17:39
liliya
ответить

:) :) :)

Аватар

17.08.2016 19:26
Бывалый
ответить

"Возможно, убрав визовые барьеры и более широко открыв страну для гостей, система... боится..."

Неужели произнесение слова "система" уже не считается признаком принадлежности к заклятой оппозиции? Это вселяет надежду на здоровые перемены к лучшему.

Аватар

17.08.2016 22:07
Анатолий Акантинов
ответить

Лиля, спасибо за статью. Очень тонко подмечены проблемы и трудности. Очень кстати крылатые фразы. Отвечая на вопрос: почему бы не попробывать заработать на туризме, отвечаю. 1. Туризм приносит как прямые, так и косвенные выгоды. Прямые никто не может посчитать, а косвенные не все выгодны государству. Правительству никто не может объяснить сколько можно заработать, а рисковать не хочется. 2. Туризм в отличие от колхозов и госпредприятий сложно контролировать, он везде и нигде. Это территория предпринимательства и частной инициативы.

Аватар

18.08.2016 10:25
Хтота
ответить

Один Ванюков работает. И результат есть, кстати. Остальные "консолидируются"...

Аватар

18.08.2016 14:58
Евгений О.
ответить

А за что удалили предыдущую статью про MICE?

http://www.tio.by/novosti/U-Minska-est-shansy-stat-aktivnoj-MICE-ploshhadkoj-No-ne-ranshe-chem-cherez-dva-goda

Аватар

18.08.2016 15:52
liliya
ответить

Ответ к комментарию #6

Ее не удаляли. На прошлой неделе по вине хостера были потеряны материалы за определенный период. Редакция приносит свои извинения.

Аватар

18.08.2016 21:47
Евгений О.
ответить

Вопросы знатокам.

  1. Кто-то реально рассматривает не русскоязычную целевую аудиторию MICE? Интересны примеры.

 

  1. Мы регулярно проводим тренинги на 15-30 человек, 7-14 ночей в теплое время (май-сентябрь). Обычные требования: за городом на водоеме, конференц зал, спорт зал, до 30 евро на человека в сутки с питанием (или приблизительно похожие условия). Оплата по приезде. Получается делать такие семинары в Европе. В РБ – нет. Обычные проблемы: нужна предоплата 50%, за 30 евро с питанием едва найдешь, мест нет, вероятность, что кинут (продадут наши места) – велика. Администрация не контактна и не гибка в обсуждениях. Может, в последнее время что-то изменилось?

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах