https://www.traditionrolex.com/8
<p>О том, что представляет из себя медицинский туризм в Беларуси сегодня и какие действия нужны, чтобы этот сегмент развивался и зарабатывал больше валютной выручки, рассказывает практик и эксперт в сфере медтуризма Михаил Недвецкий.</p>

– Медицинский туризм может стать одним из приоритетных направлений белорусской экономики. И я уверен, как практик, что у Беларуси имеются все шансы стать региональным лидером. Для развития этого направления у нас есть достаточно сильная медицинская школа, а также ряд других преимуществ – географическое положение, умеренный климат, емкость русскоязычного рынка.

По соотношению цены и качества многие услуги белорусских медицинских учреждений являются более конкурентоспособными, чем, например, аналогичные услуги в странах-соседях. Более того, по ряду медицинских услуг конкуренции в регионе нет вообще либо она очень слабая. Например, это относится к кератопластике и трансплантации других органов и тканей.

Как можно оценить развитие медицинского туризма в Беларуси сегодня?

Я оцениваю как динамично развивающуюся сферу услуг, но не близкую к совершенству. Радует, что белорусской медицине стали доверять, и наблюдается ежегодный рост обращений иностранных граждан в наши медцентры. Частные и государственные медицинские учреждения более-менее адаптировались к внешним рынкам.

Если делать экскурс в историю развития медицинского туризма в Беларуси, то необходимо заметить, что инициатором развития этого направления был частный сектор здравоохранения, а пионерами – стоматологические центры. Они вовремя (а это были 2004–2005 годы) сориентировались в конъюнктуре российского рынка, сделали ставку на золотое соотношение «цена–качество» и не прогадали.

Таким образом, Беларусь в этой сфере пошла по сценарию «инициирования снизу» аналогично Израилю. Правда, о полноценном медицинском туризме в то время речи идти не могло, т.к. на рынке отсутствовали важные игроки – государственные клиники и компании-операторы медицинского туризма.

Фото с сайта lode.by
                                                         Фото с сайта lode.by


Система медицинского туризма поменялась в 2007 году с момента принятия государственной программы развития экспорта услуг, в том числе и медицинских.

Государственным центрам поручили выполнять годовые планы по привлечению денежных средств от обслуживания иностранных граждан. Таким образом, управление медицинским туризмом отныне носит гибридный характер с перевесом в пользу «инициирования сверху» (государственным регулированием).

Частный медицинский рынок вправе самостоятельно формировать свою экспортную политику и занимает сегодня лидирующие позиции в стоматологии и пластической хирургии. С 2011 года на рынке стали появляться частные операторы медицинского туризма (государственный оператор в лице «ЦентрКурорта» начал работать несколькими годами ранее). Пик появления подобных компаний пришелся на 2013 год.

Какие функции у операторов медицинского туризма? Основных, собственно, две:

– осуществление продаж на внешних рынках, т.е. маркетинговая составляющая,
– организация пребывания иностранного гражданина в Беларуси во время лечения – собственно, тот самый туризм.
По собственному опыту хочу сказать, что организация работы оператора медицинского туризма во многом отличается от классических туроператоров. 80% – это медицинские нюансы, оставшиеся 20% – элементы классического въездного туризма.

В качестве примера такой факт. Когда государственные клиники только начали развивать экспорт услуг, им поручили заключать договоры с отечественными туроператорами для привлечения иностранцев. В итоге турфирмы медицинское направление полностью провалили. Продать путевку в Египет и организовать, скажем, имплантацию зубов в частной клинике по одним и тем же маркетинговым шаблонам на практике оказалось невозможным.

Проблемы в развитии медицинского туризма
Оценивая сферу медицинского туризма в Беларуси, все же нужно констатировать, что потенциал белорусской системы здравоохранения остался нереализованным и поступления средств от экспорта медицинских услуг можно оценивать как скромные.

На прошлой неделе Комитет по здравоохранению Мингорисполкома озвучил данные, что в прошлом году столичные учреждения заработали на экспорте $10 млн. На первый взгляд красивая цифра. Если бы не несколько «но».

Речь идет не о чистом заработке, а о выручке.

Заработали – еще не значит, что эта сумма пошла на развитие системы здравоохранения. Где-то закрыли текущие долги, малую часть отдали на премирование. В итоге персонал в государственной медицине остается незаинтересованным, а сервисное развитие – слабым.

Кроме того, есть дисбаланс по направлениям. Существенную часть выручки заработал Центр трансплантации органов и тканей, остальные учреждения, в особенности однопрофильные, отстают с большим отрывом.

Фото с сайта mfa.gov.by
                                                  Фото с сайта mfa.gov.by

Проблемой номер один, по моему мнению, при развитии медицинского туризма является плановая экономика. Критерии формирования запланированных объемов никто не может объяснить. Складывается впечатление, что цифры рисуются с потолка по формуле «план текущего года +30–100%».

Сегодня государственные больницы, по сути, не имеют свободы формирования собственной политики (т.е. как решили в комитетах по здравоохранению или в Министерстве здравоохранения, так и нужно). При этом серьезного анализа рынка государственные органы не проводили. Планы доводятся даже тем учреждениям, которые оказывают неконкурентные для внешних рынков услуги. Например, инфекционная больница. Планы по экспорту с недавнего времени стали доводить даже больницам в районных центрах.

Вторая существенная проблема – это отсутствие стратегии в развитии медицинского туризма. Государство в последние годы делало ставку на агротуризм. Хорошее направление, но в идеале необходимо было развивать въездной туризм комплексно. Здесь и сельский туризм, и медицинский, и событийный. Нет единой рекламы, нет единого позиционирования страны. Государство оказало поддержку владельцам сельских усадеб, но остальные организаторы въездного туризма остались без нее.

Третья острая проблема – это визовый вопрос. К сожалению, непродуманная для медицинского туризма процедура получения визы, а также ее стоимость отпугивает потенциальных клиентов. В своей практике сталкивался с отказами в выдаче визы гражданам Германии и Афганистана. Афганцы, как оказалось, у нас вообще изначально считаются потенциальными мигрантами на Запад.

Почему визовые вопросы нужно решать как можно быстрее, нам показывают события последних месяцев, которые обнажили еще одну серьезную проблему в развитии экспорта медицинских услуг.

Рынок не диверсифицирован, и большую его долю (80–85%) составляют жители России. Снижение покупательского спроса у россиян уже повлекло за собой уменьшение потока медицинских туристов. В своей компании я уже ощутил падение спроса на 45% по отношению к началу января прошлого года. Если ситуация не нормализуется к лету, то этот год станет провальным для экспортеров медицинских услуг. Сейчас действующих операторов спасают только наработанные базы клиентов, новичкам в этом бизнесе придется нелегко.

В прошлом году мы уже столкнулись с вызовами, которые говорят о том, что необходимо расширять направления на внешних рынках. События в Украине практически полностью остановили поток медицинских туристов из этой страны. Учитывая, что проблемы у нашего южного соседа до сих пор не решены, в ближайшее время не стоит ждать возвращения спроса на лечение в Беларуси со стороны украинцев.

Что можно и нужно изменить?
Кризис дает нам шанс для устранения ошибок и корректировки стратегии. Если мы сможем выполнить это оперативно, то в среднесрочной перспективе сможем претендовать на успех. Учитывая условия и особенности медицинского туризма в Беларуси, хочу представить следующие основные рекомендации:

1. Отказ от планирования экспорта медицинских услуг для государственных медицинских учреждений. Государственные клиники должны самостоятельно разрабатывать маркетинговую политику и осуществлять продажи на внешних рынках. Государственные учреждения должны при этом иметь возможность распоряжаться большей частью собственной выручки и инвестировать ее в собственное развитие.

2. Комплексное развитие въездного туризма. Формирование единого туристического бренда. Предоставление налоговых каникул всем субъектам въездного туризма с 1 января 2016 года. Государственная поддержка для субъектов въездного туризма (понижающие коэффициенты при аренде офисов, финансирование расходов на участие в зарубежных выставках).

3. Введение нулевого визового сбора для лиц, планирующих получение медицинского лечения в Беларуси, в том числе и для сопровождающих лиц.

4. Диверсификация рынка. Усиление позиций на рынках Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, стран Балтии и Западной Европы.

 

 

                                                            Михаил Недвецкий

 

Практик и эксперт в сфере медицинского туризма. Управляющий оператора медицинского туризма «Дентур».


В 2013–2014 учредитель и директор ООО «Агентство медицинского туризма».

В 2012 году – руководитель и автор исследования «Импорт лучших зарубежных практик в сфере медицинского туризма: опыт Германии, Израиля и Литвы для Беларуси».

 

 

Источник: probusiness.by

 

https://www.traditionrolex.com/8