Можно ли снизить стоимость проживания в минских 3–4-звездочных гостиницах?

11.12.2014 - Новости

Можно ли снизить стоимость проживания в минских 3–4-звездочных гостиницах?

Как показывает практика, даже отели самого бюджетного сегмента «способны поступиться принципами», пишет «Минский Курьер».

Чемпионат мира по хоккею, прошедший в Минске в мае этого года, серьезно встряхнул гостиничную сферу. По оценкам специалистов, более 80 тысяч иностранных туристов посетили матчи хоккейного форума, соответственно, воспользовались услугами гостиниц, хостелов и общежитий столицы.

Перед началом соревнований за два года город удвоил число гостиничных мест. Если в 2012-м их было 4405, то к началу чемпио­ната мира уже 9250 (по последним данным, в столице работают 44 гостиницы на 9320 мест).

Подводя итоги вскоре после состязаний, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингор­исполкома Андрей Новиков привел интересные факты, как чемпионат мира по хоккею отразился на гостиничном бизнесе. Позволю себе его обширную цитату с пресс-конференции, распространенную информагентствами: «Удалось создать комфортные условия как для участников чемпионата, так и для гостей. Были сформированы качественные предложения, куда входили как самые бюджетные варианты размещения – от 33 долларов (за стандартный одноместный номер), так и варианты подороже – до 363 долларов в отелях категории 5 звезд.

Была выдержана грамотная ценовая политика. Обычно спортивные форумы такого масштаба сопровождались ростом стоимости услуг в городах, где они проводились. Так, во время последних чемпионатов в Хельсинки и Стокгольме рост цен составил от 40 процентов. В Минске заранее было заключено соглашение, и тарифы на услуги размещения были заморожены на уровне 1 января 2013 года. Все компании выдержали это соглашение. Рост среднего тарифа составил всего 3 процента. Как результат, загрузка оте­лей во время чемпионата мира составила 82 процента, при том что среднегодовая за 2013-й была на уровне 55.

Наблюдались два пиковых момента. Это начало чемпионата (8–11 мая), когда математическая загрузка составила 97 процентов, а фактическая – 100. На окончание чемпионата (24–26 мая) загрузка составляла 86–88 процентов».

Чемпионат успешно отгремел, «отболел» и отсалютовал. Отельеры тем не менее паузу не берут. В стадии строительства и проектирования в городе находятся еще 15 объектов сферы гостеприимства на 4300 мест. Конкуренция возрастает. Как же будут заполняться старые и новые гостиницы? Чем они могут завлечь потенциальных клиентов?

Ответ однозначный: хорошим пакетом услуг по приемлемой цене. Вряд ли нежелание некоторого числа участников гостиничного бизнеса подвинуться в сторону снижения ценового предложения принесет им дивиденды. Скорее наоборот. Какие в таком случае факторы могут предотвратить потери?

Новую таблицу Менделеева составлять не требуется. Есть готовый рецепт. В большей степени деятельность гостиничной сферы циклична, и уровень ее эффективности зависит, не надо удивляться, от уровня лояльности самих отельеров.

Примеры, на которые стоит обратить внимание, в Минске есть.

КДСУП «Гостиницы столицы» (дочернее предприятие отеля «Европа») объединяет четыре объекта — IT Time, Halt Time, Sport Time и East Time. Это новые отели экономкласса, имеющие категорию 2 звезды, введенные в эксплуатацию в 2014 году. Казалось бы, стоит ли беспокоиться их менеджменту? Бюджетный вариант всегда для туриста интересен. И тем не менее…

С первым заместителем директора КДСУП «Гостиницы столицы» Александром Тарасевичем мы скрупулезно разбирали ситуацию на столичном гостиничном рынке. Искали, так сказать, резервы снижения стоимости проживания в гостиницах.

– Я согласен с тем, что цены надо снижать, – говорит Александр Иванович. – Но есть масса моментов в нашей работе, которые стоит учитывать. Думаю, надо изучить ситуацию в других странах и на основе такого анализа вывести средний уровень цен. Ведь зарубежная практика показывает, что в гостиничном бизнесе необходимо очень быстро и гибко реагировать на сезонные спады, финансово-экономические колебания. Предоставлять всевозможные скидки (сезонные, постоянным клиентам, участникам всевозможных соревнований, конференций, форумов), формировать программы лояльности.

Отмечу, что никто со стороны государства не мешает участникам сферы гостеприимства широко применять скидки с тарифов на свои услуги. Наоборот, существующие регулирующие документы позволяют «для обеспечения максимальной загрузки гостиниц, повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования развития туризма» исключительно самостоя­тельно определять порядок применения скидок, предусматривающий их конкретные размеры и условия. Более того, участники гостиничного бизнеса могли бы обратить внимание на оптимизацию себестоимости оказываемых услуг. Они же стараются уходить от разговоров на эту тему и держать информацию в тайне.

– Турист хочет вкусно поесть, принять теплый душ, хорошо поспать и получить от обслуживающего персонала улыбку и частичку уважения. И это ему нужно предоставить, – продолжает Александр Тарасевич. – Гостя необходимо окружить вниманием. С ним обязательно должна быть обратная связь. У нас, например, перед тем как запустить сеть, был разработан четкий маркетинговый план, которого и придерживаемся. Изначально позиционировалось, что мы работаем в низком ценовом сегменте – 2 звезды. Вместе с тем очень чутко реагируем на изменения и не боимся где-то «поступиться своими принципами». Правда, и ниже определенного предела стараемся не опуститься. Сегодня мы вышли на постоянный средний уровень загрузки номеров в пределах 30–35 процентов. Это неплохо, но в сезон или во время крупных мероприятий, проходящих в городе, наполняемость наших гостиниц – 40–70 процентов. Когда проходил чемпионат мира, она поднималась и до 80.

Я ознакомился с прейскурантом цен на обслуживание «Гостиниц столицы» – 35 долларов за однокомнатный одноместный номер, 70 – за двухкомнатный двухместный, 80 долларов – за двухкомнатный одноместный люкс. На мой взгляд, вполне приемлемо.

Впрочем, это одна сторона медали, когда соотношение цена–качество определяется маркетинговой стратегией. Другая – о более низких тарифах можно говорить, если загрузка номерного фонда постоянно составляет, по оценкам экспертов, не менее 40–45 процентов, а лучше более 50 и выше. Иначе говоря, гостей Минска должно быть много, они должны стремиться в белорусскую столицу, тогда и у оте­лей появится поле для маневра.

Не буду сейчас подробно останавливаться на развитии туризма в Минске, говорить о его достопримечательностях и привлекательности. В конце концов, есть соответствующая программа на 2011–2015 годы, утвержденная Мингорсоветом. Однако об одном важном аспекте по привлечению большего количества туристов в наш город нельзя не сказать.

– Активнее нужно развивать внутренний туризм, это огромный рынок, – считает заместитель начальника управления спорта и туризма Мингорисполкома Светлана Демешко. – Тут могли бы сыграть большую роль наши профсоюзы: организовать работу в этом направлении. Вспомните, как были ранее популярны туры выходного дня.

Утверждение справедливо. Интересно, что новая старая идея (неожиданное совпадение!) уже находит воплощение на государственном предприятии «Гостиницы столицы».

– Как раз сейчас совместно с туристическими компаниями мы разрабатываем подобный пакет услуг, – по-хорошему удивил меня Александр Тарасевич. – Говорить о цене пока рано, но могу сказать: она будет весьма привлекательной.

Что ж, остается надеяться, что и другие отельеры выступят с креа­тивными предложениями. Ведь очень многие наши гости, однажды побывав в Минске, хотят вернуться вновь. А мы гостям всегда рады!

Андрей ШОРЕЦ, председатель Мингорисполкома:

– Стоимость проживания в трех- и четырехзвездочных гостиницах Минска выше, чем в отелях Варшавы, Вильнюса, Риги. И если мы хотим привлечь в следующем году в столицу около 200 000 туристов из регионов, то необходимо поработать в этом направлении. Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингор­исполкома должно выработать единую политику по формированию цен на гостиничные номера.

Дмитрий Малиновский

Рубрики: Отели

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах