<p style="text-align: justify;">Не менее насыщенно, чем юниорский Чемпионат мира по биатлону, в «Раубичах» выглядит и так называемое культурное первенство. Оно проходит параллельно, передает <a href="http://ont.by/news/our_news/myzej-belorysskogo-narodnogo-iskysstva-v-raybichah-parallelno-sportivnomy-c"><u><strong>ОНТ</strong></u></a>.</p>

Вход для участников и гостей соревнований символический – Br20 тысяч. Лучше купюрами по пять: на их обороте есть изображение как самого спорткомплекса, так и самого национального музея Беларуси.

Белый – со времён «Олимпиады-80» – фасад музея с этого сезона частично стал оранжевым. Мол, в официальном цвете юниорского Чемпионата мира по биатлону. Освежили также указатели на «арт-Раубичи». Они теперь на двух языках. Широкий, подобно народной душе, сегодня и ассортимент сувениров на память о стране-хозяйке первенства.

Несколько тысяч туристов в месяц. А ведь можно увеличить до десятков. Не зря же посетивший дважды «Раубичи» великий Кутюрье Пьер Карден говорил: «Наконец-то я понял, в чём ваше отличие от русских, украинцев, поляков».

Так почему здесь стоит побывать? Да что бы увидеть 300-летние соломенные Царские врата с брестского Полесья – одни из трёх сохранившихся в мире. А это единственный в Беларуси ковш-братина (район Поднепровья, XVI век). Знаки на нём до сих пор не рассчитаны. На 320 квадратных метрах сейчас свыше 400 совсем не наивных шедевров.

Елена Сенькевич, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Довольно много появилось новых образцов традиционной одежды в экспозиции. В экспозицию музея мы ввели живопись. То, что раньше у нас не было представлено. Сегодня мы показываем несколько произведений XIX века, такой народной иконы. Концепцию менять не хотелось. Потому что она ещё в 70-е годы была разработана очень серьёзными специалистами».

Не исключительно спортивными, а и культурными «Раубичи» сделали: Пётр Машеров (он спас остов бывшего храма от подрыва), «музейные легенды» Елена Аладова, Ирина Паньшина, Татьяна Стёпина. Скажем, чем эти «кружева» хуже французских? Даже аристократы Радзивиллы ценили крестьянские ручники из деревни Семежево под Копылем.

Татьяна Андриевич, заведующая Музеем белорусского народного искусства: «Обычно кукла делалась из старой одежды матери. Чаще всего это рубаха, юбка, передник. Всё это рвалось на кусочки. Такие куколки назывались мотанки. Традиционные мотанки шли без ручек. Мы ухватились за эту связь, связь с народным искусством, и предлагаем попробовать себя в роли создателя такого оберега».

Для тех, кто хочет памятку отсюда своими руками, – мастер-классы. Ныне актуальны «пісанка» и «выцінанка». К слову, купюру в пять тысяч с заснеженным пейзажем «Раубичей» впору делать сувениром. Их особенно хотят увезти с собой россияне. Спустившиеся с трамплинов в музей спортсмены подтверждают: здоровый дух не только в здоровом теле.