Культурный шок или повод посмеяться?

«КОКОКО»

Россия, 2012, 90 мин., PG-13. Реж. Авдотья Смирнова («Связь», «2 дня»); в рол.: Анна Михалкова (Елизавета Воронцова), Яна Троянова (Виктория Никонова), Евгений Муравич (Митя), Геннадий Смирнов (Леонид), Юлия Снигирь (Наташа), Константин Шелестун (Кирилл), Сергей Борисов (отец Валериан), Анна Пармс (Надя), Любовь Аркус (директор детского дома)

Жанр. Ироническая драма.

Формат. Сценаристки А.Смирнова и А.Пармс (она еще и сыграла домработницу) не сдерживали себя жесткими рамками, создавая, как мейнстрим, так и арт-хаус, как интеллигентскую фигу в кармане (в отношении ряда общественных институтов), так и доступную массам комедию. Вот почему Смирнова покорно соглашается (скорее всего, внутренне протестуя), когда в телепрограмме «Вечерний Ургант» делался акцент на юмористичности ее картины. Ведь только такое позиционирование могло принести прокатный успех, хотя в других интервью Авдотья демонстрировала неверие в него. Но самое вопиющие свидетельство конфликта интересов – это появление в ткани «Кококо» одного (!) матерного слова и единственной эротической сцены, что отрицательно сказывается на возрастном цензе, но видимо, важно для статуса картины и ее авторов. Хотя, на мой взгляд, без них запросто можно было обойтись.

1  

Зачин. Две женщины из категории «30-40» встречаются в поезде, деля купе. Бойкая провинциалка из Ёбурга (т.е. Екатеринбурга) Вика тут же отправляется в «ресторанчик», прося скромницу с книгой Лизу не закрываться. Возвращается она подзадержавшись, выпивши и с мужиком «на хвосте». Наутро первой пропажу сумки с деньгами и документами замечает Лиза (сразу же вспомнилась сцена из фильма Шукшина «Печки-лавочки», в которой поездной вор, искренне и благодарно удивляется купюрам в чужом чемодане, мол, сразу видно, интеллигенция). «А я здесь причем?», -- первая реакция Вики, но затем и она обнаруживает, что обворована. Возникает логичная сварапо поводу незапертой двери… В полиции к ним относятся по-разному, тем более, что Вика ведет себя несдержанно, порой вызывающе. Менты не обнадеживают, наоборот, указывают, что будет хлопотно ходить на бесполезные допросы. В итоге, Лизу отпускают, а Вику всерьез подозревают. Будучи истинной интеллигенткой, первая забирает заявление и, более того, приводит попутчицу в свою квартиру, хотя это крайне не нравится ее окружению, подозревающему, что Вика – типичная хабалка.

8

Развитие и развязка. Оговорюсь сразу, дабы не возникало розовых ожиданий, героини вовсе не лесбиянки. И связывает их отнюдь не физиология. Что именно? Да, многое. К примеру, как выразился один из героев фильма, в поведении Лизы сквозит «комплекс бездетной бабы» и ей надо о ком-то заботиться. Так что разбираться в нюансах того, что свело два одиночества вовсе не скучно. Например, когда Вика, объясняя подруге свое поведение, заодно просит: «Я реально иногда тормозов не вижу, ты меня тормози». Ведь на самом деле такое важно осознавать и принимать для очень многих людей. Что мне точно не понравилось, так это финал. Показалось, что авторессы то ли всерьез растерялись, то ли пошли по пути наименьшего сопротивления. 

7  

Культурный шок или повод посмеяться? Наряду с откровенной, но мимолетной эксцентрикой, вроде катания дамочек на лыжах по квартире, смешных танцев или сна под кроватью, в картину входят сцены, которые требуют уже образовательного ценза зрителей. Например, ударный для рекламы «Кококо» момент, в котором Вика протерев мокрой тряпкой, висящий на стене рисунок, фактически убивает его. «Это был Тышлер», - печально констатирует Лиза. Стыдно признаться, но я доселе не знал этого лауреата Сталинской премии, поэтому не мог смеяться «во весь голос». Как и наблюдая долгую музыкальную сцену (в рамках типично интеллигентской посиделки с вином и гитарой), в которой, как я потом разобрался, голосом Э.Пьехи исполняется песня Долуханяна-Доризо «Вязаный жакет». Персонажи, да, обхохатываются, но я рос в другой культурной среде и не знал этого хита, пусть его и исполняли также и Зыкина, и Кристалинская, и Шуфутинский… Такие вот сложились культурологические нестыковки, при том, что атмосфера фильма мне близка. В этом же ряду и заявление Смирновой о том, что центральным образом фильма она считает … Кунсткамеру, так как для нее «очень важны ассоциации, связанные с рюйшевской коллекцией анатомических препаратов». Выразительно переиначивание броской фразы из «Бумера» -- «Не жизнь такая, мы -- такие». Едка насмешка над тягой «рассерженных горожан» к Рен-ТВ.

5  

Победил коммунизм? В фильме прослеживается линия борьбы с путинским режимом. Трактовка, правда, нелепая, даже, возможно, издевательская, но борьба есть. Герои реально выходят на площадь, возможно и попадая под какие-то репрессии, с требованием выпустить на свободу М.Ходорковского. Однако, в главном, «Кококо» скорее рекламирует этот самый режим. Начиная с того, что научная сотрудница музея Лиза, не занимаясь ни бизнесом, ни чем-нибудь нехорошим, словно сыр в масле катается. Да, квартира с высоченными потолками в историческом районе Питера досталась ей от отца-художника, служившая ему студией. Но ведь Лиза и оплачивает ее, и домработницу имеет, и благотворительностью занимается, и, заходя в рестораны или ночные клубы, не тушуется в желании сэкономить. Согласитесь, если музейные сотрудники живут настолько хорошо, то остается лишь бороться за личную судьбу опального олигарха. Хотя и понятно, что так было просто удобнее для развития сценарных линий.

6

Поколение «крест». Как известно, в России донельзя обострился религиозный вопрос, кристаллизовавшийся в истории с «Pussy Riot». Медийные персоны буквально вынуждены выказывать свою позицию в отношении веры, православия, РПЦ и т.д., нередко разделяя эти понятия. В этом плане хорош пример А.Смирновой, которая несколько лет назад, ведя программу «Школа злословия», регулярно вплетала пассажи, свойственные воцерковленным особам. Ныне заметно, что она уже не столь истинная прихожанка и может иронизировать над персонажем --- священником Валерианом, в прошлом рок-музыкантом и соблазнителем несовершеннолетних. Сцена с ним насмешлива, но глубока. Не секрет, что рост православной инфраструктуры потребовал призыва «на службу» уймы новых святых отцов, выросших в советских атеистических семьях и зачастую видящих в таком служении – карьерный лифт, коим еще недавно был комсомол. Об этом, кстати, печалился и модный диакон А.Кураев.

4

Искусство и производство. В ткани фильма звучит много разного рода терминов, порой он смахивает на «рязановскую» производственную комедию, в которой страсти по поводу, кто поедет в какую командировку, кипят не во имя дела, а в борьбе за позиционирование в террариуме единомышленников. Сей уклон заодно помогает слегка «опустить» отнюдь не глупую барменшу Вику. Вот и название ленты – ее почти детская транскрипция стиля архитектурного искусства рококо. Вике нужно срочно выучить смысл ряда подобных словечек, чтобы с подачи подруги, попытаться занять в музее пост сотрудника по связям с общественностью. При этом умница Лиза понимает, что увидь такую ситуацию со стороны, презирала бы и такую пиарщицу, и тех, кто сделал на нее ставку. Однако свои авторитет и репутацию упрямо растрачивает, дабы пристроить Вику. Особу действительно яркую, одаренную, но неквалифицированную.

9

Домоведение. В чем колдунья (по ее признанию) Вика чертовски хороша, так это в готовке, уборке, мытье полов и т.д. Тем более, что, будучи разведенной интеллигенткой, Лиза напрочь запустила свою квартиру. А потом, «заведя» подругу, не узнает собственную кухню, любимый чайник и особенно унитаз, который долго даже бумагу не принимал. Помогло, что Вика не знает, что такое брезгливость, ведь с детских лет ухаживала за больной мамой, которая, сойдя с ума, в нее дерьмом бросалась. Такая вот школа жизни. Вика точно бы не смутилась, если бы ей не доверяли, от нее запирались, но Лиза не такая. Она сразу же дает ключи от квартиры и предлагает жить, как дома. Ведь по ее мнению -- Вика – это народ, а за внешностью проститутки таится мудрость и способность выжить в любой стране. Остается лишь узнать, сколь долог будет сей союз «партии и народа» и что именно его разрушит?

3

Аналитика. Ряд эпизодов ленты, вроде бы развлекательных, заставляют всерьез задуматься. Например, тот, в котором, гуляя в ночном клубе, этнограф Лиза профессионально подмечает, что почти все отдыхающие – в кедах. И сразу перестает комплексовать из-за того, что эти раскованные люди, в отличие от нее, молодые и свободные. Да никакие они и не свободные. Смирновой точно было мало рассказать историю двух женщин, ей хотелось представить Эпоху. И сам факт попытки замечателен.

0

Прочая информация. Среди сильных сторон «Кококо» -- музыка популярного Сергея Шнурова («Бумер»). Фильм претендовал на выдвижение на «Оскар» от России. Н.Михалкова («Свои») и Я.Троянова («Волчок») удостоены премии фестиваля «Кинотавр». Номинации на премию «Ника»: фильм и Михалкова. Сборы в России $0,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,7/281 голос. Рейтинг российского «Кинопоиска» -- 7,1/4576 голосов. Причем женская оценка на 0,5 балла выше мужской.