…В советские времена производственный туризм в Беларуси развивался бурно и стремительно. Редкие предприятия не принимали группы туристов, причем для иностранцев визиты на «красивые» фабрики и заводы, типа Минского часового, входили в обязательную программу.
Особенно популярны были подобные экскурсии у школьников, которых водили в том числе и на пищевые комбинаты. Затем этот раскрученный бренд стал потихоньку забываться и уходить в тень. Большинство из белорусских предприятий, выполняя «планов громадье», совсем не заботились о том, будет кто-то интересоваться, как все-таки получаются трактора, машины, станки, ткани, колбасы и конфеты. Но, как известно, все в жизни развивается по большому кругу. И, наконец, пришло время ренессанса и для экскурсий на производство, тем более что во всех странах мира это настоящий тренд. Кроме того, вспомнить былое заставили и некие экономические причины. Слово «кризис» у нас в стране запрещено, но в той или иной степени его последствия испытывают все, кто здесь живет. Производственные предприятия – не исключение. Поэтому сегодня некоторые из них обращаются за помощью к туристическим компаниям и просят, чтобы туристы вернулись в их цеха. Именно так и поступило руководство крупнейшего в Беларуси керамического производства, пригласив на ознакомительный тур представителей турфирм и прессу.
…Под увлекательный рассказ экскурсовода Татьяны Кротовой, поведавшей нам об истории и памятных местах, встречающихся на 40-километровом пути Молодечненской трассы, время пролетело незаметно. И вот мы уже подъезжаем к главному объекту посещения — старинному местечку Радошковичи, или РадАшкавичи, как называют его сами жители. Среди многочисленных версий происхождения названия этого населенного пункта есть и такая: «Земля здесь хорошо родит, чем радует людей».
Впрочем, наша цель – не осмотр достопримечательностей, а визит на градообразующее предприятие – ОАО «Белхудожкерамика», которое специализируется на выпуске чудесных изделий из глины.
Сначала нам показывают небольшой фильм о возможностях предприятия, а затем первый заместитель директора Гадат Гаримов рассказывает, что сегодня здесь трудится около 300 человек (а когда-то работников насчитывалось более тысячи), в основном, молодежь. А начиналась история «Белхудожкерамики» с 1940 года, когда было организовано предприятие по производству товаров народного потребления, в том числе и гончарной посуды. И в те времена, и сегодня здесь используются лучшие традиции белорусского гончарства. В настоящее время ассортимент насчитывает более 250 наименований изделий. Завод разрабатывает и изготавливает также и уникальные представительские сувениры.Например, такие:
О достоинствах керамической посуды на предприятии, похоже, готовы говорить часами: благодаря ее природным свойствам эта посуда сохраняет вкус продуктов и помогает готовить полезные блюда каждый день. Посуда может использоваться в микроволновых печах, духовых шкафах, нельзя ее только ставить на открытый огонь. Более того, глина является одним из наиболее экологически чистых материалов.
На вопрос о прибыли от посещений туристов замдиректора ответил, что за прошлый год она составила около 100 млн рублей, а за первые месяцы нынешнего – 28 миллионов. Возможно, эти суммы не так уж и велики, но все-таки – вклад в общую копилку завода.
В общем, в теории нас убедили полностью и окончательно. Теперь осталось перейти к практике. Поэтому нам предлагается пройтись по цехам и познакомиться с производственными мощностями предприятия и основами гончарного производства. Туристам во время экскурсии тоже показывают весь технологический процесс изготовления изделий. По пути мы выяснили, что стоимость экскурсии для взрослого — 52 тысячи, для ребенка – 42 тысячи рублей без учета дороги. В эту стоимость входит и подарок от предприятия. Минимальная группа — 10 человек, но вполне возможны самые разнообразные договоренности с туристическими компаниями. В день предприятие способно принять пять групп туристов. Продолжительность экскурсии — один час.
...Всяческие полуфабрикаты и заготовки...
Очень интересно посмотреть, как вручную расписывают посуду...
Ура! Мне дали попробовать что-то нарисовать на горшке!
Нагулявшись по цехам и убедившись в том, что изготовление всевозможной «красоты» требует немалых усилий и мастерства, идем на мастер-класс по лепке из глины с возможностью сделать свой собственный сувенир. Такая же возможность предоставляется и туристам.
Этот процесс вызывает настоящий восторг: давненько мы ничего не делали с глиной! А дети, говорят, просто счастливы!
Вот что получилось!
Теперь эти шедевры нужно просушить дома и раскрасить!
И в завершение посещаем музей, или выставочный зал, где собраны все образцы продукции начиная со дня основания предприятия – 1974 года. Здесь есть очень привлекательные вещицы – вазы, посуда, горшки для цветов, различные сувениры.
И, конечно, туристам понравится активный шопинг в магазине, который выглядит совсем как музей.
...Подытоживаем результаты нашей производственной экскурсии: интересно и познавательно для взрослых, увлекательно для школьников и удивительно для иностранных туристов. Турпродукт вполне может занять свое место в ассортименте предложений туристических компаний, занимающихся въездным и внутренним туризмом.