<p><strong>На крымских пляжах все еще много свободных мест, но настроение у жителей довольно оптимистическое.</strong></p>

— Отдыхающие приедут, — уверена хозяйка мини-отеля в Ялте.

Галину местные риелторы представляют как москвичку. Оказалось, самый ухоженный из увиденных частный пансионат принадлежит… этнической белоруске.

В Большой Ялте ежегодно отдыхает до 30 процентов всех туристов, приезжающих в Крым, поэтому здесь не волнуются. На востоке полуострова ситуация другая, но и цены на треть ниже.

Много людей, мало берега

Галина построила небольшую гостиницу на месте собственного дома буквально во дворе национализированной высотки украинского олигарха Коломойского. Теперь его 12-этажный шикарно отделанный комплекс стоит пустой.

— Мы сначала боялись, думали, может, бомбу сбросят на нас в отместку, но спокойно в Крыму, — говорит Галина и горестно вздыхает: — Вы, белорусы, цените, что у вас есть, иначе, какими бы ни были свободными, пойдете с «рюкзаками».

О новостях в нашей стране она узнает на телеканале «Белсат», который вещает без ограничений.

Городские пляжи в Ялте пропахли шашлыками. Практически сразу же за галечной насыпью — ресторанно-торговая зона, настоящий Шанхай из забегаловок и магазинчиков с курортными товарами. За ними — десятки отелей и съемных домов. Места на пляже мало. Вход бесплатный — таковы новые российские законы.

Зимой в Крыму прошла акция «Срываем заборы», и теперь путь к воде свободен практически везде на побережье за исключением санаторных зон. Их придется обойти — для этого созданы специальные проходы.

Пансионат Галины оказался самым чистым в Ялте

Цены на морском песочке

В принципе неважно, где снимать жилье в Ялте, потому что к «чистому» морю все равно придется ехать. В большинстве отелей на любой линии организуют недорогую доставку на санаторные пляжи Большой Ялты: в Ливадию, Мисхор и т. д. Из частного сектора придется добираться самостоятельно. Самый дешевый транспорт — троллейбусы. Всего за 15 рублей провезут по всему Южному берегу Крыма. Маршрутка стоит от 10 до 30 рублей. За такси по вызову придется отдать 100 рублей, а 300 рублей и выше — если поймали чернофлажника.

В начале лета предложений на Южном берегу было очень много, и в разной ценовой категории. В Ялте за отдельную комнату на двоих с Wi-Fi в частной гостинице в получасе ходьбы от моря просят 1000 рублей. Возле набережной однокомнатная квартира стоит 2500. Но практически все квартиры, которые мы посмотрели, пропахли многолюдьем. В Ялте на второй и третьей линиях за двухместный номер берут около 3 тысяч рублей в сутки. На первой линии — от 4 тысяч рублей. «Вилла Елена», которую так хвалят в интернете россияне, стоит от 25 тысяч рублей за номер без завтрака и spa.

Санатории на южном побережье — от 1500 рублей с питанием и процедурами, но здравницы заполнены практически круглый год. Вместо коммерческих туристов туда поехали россияне по социальным бесплатным или очень дешевым (за 15–30%) путевкам.

Возле Ласточкиного гнезда вырос настоящий восточный базар. Можно купить сувениры: от искусственного жемчуга до целлофановых бантиков на Дерево желания. В самом «гнезде» — выставка икон изо льна. Билет стоит 300 рублей, но желающих нет. Зато нет отбоя от покупателей у Арсена. Внизу прямо на пирсе он жарит шашлыки из мидий и свинины. Цены смешные — 50 и 100 рублей (для сравнения: билет на катер о т 250 рублей). Сверху Арсену приносят воду и забирают чистить шампуры, а он делится своей продукцией, и стоит она там уже в два раза дороже.

 

Говорят, что царь Александр с цесаревичем Алексеем гуляли по ней каждый день, больше 8 километров туда и обратно. Тропа идет по горным склонам на одном уровне, без крутых подъемов и спусков,  мимо сосновых и дубовых рощ. Практически везде с одной стороны раньше было видно море, на пути встречались мраморные беседки. Теперь осталась лишь одна, с обзорной площадкой. Море скрывают заборы санаториев и самостроев. Тропа от Ливадии сегодня разбита и неухоженна. Многие указатели сбиты, остались лишь фундаменты. Местами дорогу можно найти по наитию, тропу пересекают коммуникации и канализация. Только перед санаторием «Парус», уже в конце пути, когда дорожка ныряет в сосновый бор, на несколько сотен метров появляются хорошее покрытие, скамейки и другое благоустройство.

Все еще делят землю

Процесс реновации задерживается, потому что в Крыму еще продолжается передел собственности. Владения украинских чиновников и олигархов национализировали. Сейчас определяют, как поступить с уже существующей недвижимостью, с землей, что можно на ней строить и кому продавать участки. В местном бюджете средств мало. На глобальные перемены не замахиваются. В Ялте, да и в Симферополе, плохие дороги и сплошные пробки, что также следует учитывать, планируя отдых.

Ситуацию с культурой спасают гастроли по обмену, артисты приезжают со всей России, крымское побережье очень любят звезды. С приходом россиян здешнее ТВ лишилось спонсора. Из 30 человек сотрудников осталось 9. Именно они проводят прямые эфиры со знаменитостями и формируют подборку ежедневных новостей.

Ялтинские троллейбусы — самый дешевый и самый старый транспорт, местные жители не хотят с ними расставаться

При мэрии создан общественный совет, который помогает собирать средства на благотворительность и некоммерческие проекты, а заодно оценивает работу властей. Председатель общественного совета Николай Кропин рассказал, что на золотые купола собора Святого Александра Невского собрали 70 тысяч долларов.

Ялтинцы надеются, что новая власть прежде всего остановит стихийное заселение южного побережья и строительство высотных домов в самом городе, где от старинных кварталов осталось несколько улиц с фасадами домов в мавританском стиле и роскошью неоклассики. Их уже нужно искать — колоритные балконы, покрытые деревянным кружевом резьбы, лепнину на фронтонах затейливых дач царской знати.

Старая Ялта спит в тени пальм с пожелтевшими листьями. Воздух пропитан сладким запахом акаций и сосновыми ингаляциями. Сосны повсюду, даже галька на линии прибоя покрыта шишками. Безмятежную атмосферу в центре на набережной немного нарушает мол со ржавыми теплоходами. В акватории когда-нибудь, как в Европе, будут стоять морские яхты, но пока швартуются только прогулочные суда. Покататься два часа под парусами стоит 4000 рублей.

Значительно портит курортное настроение и порт в Феодосии. Железный забор с колючей проволокой выходит прямо в прогулочную зону, а за забором — как в антиутопии: горы металлолома и кладбище советских теплоходов. В Коктебеле из старого гражданского флота сделали стилизованные старинные корабли под алыми шелковыми парусами. Эти паруса никогда не наполнит свежий морской ветер, но смотрятся колоритно. До всех крымских теплоходов дело еще не дошло.

Год эйфории

Видимых перемен в Крыму приезжие пока не заметят. Дороги разбиты, цены со введением российского рубля выросли, ощутимо растут тарифы на коммунальные услуги. В то же время и дефицита нет, в том числе электроэнергии и воды.

Несмотря на то что со стороны Украины Северо-Крымский канал перегорожен дамбой, воды достаточно. Дождливые весна и начало лета заполнили все резервуары. Засухи здесь не боятся. «Разве что перестали выращивать рис, так он нам и не нужен, — пусть земля из заболоченной возвращается в естественное состояние», — рассказывает главный редактор газеты «Крымская правда» Михаил Бахарев.

По его мнению, порядок на полуострове должны навести федеральные программы, а они еще в стадии формирования. Начали с промышленности. Судоремонтные заводы на полуострове работают и загружены заказами. Как решения всех проблем с транспортом и доставкой в Крыму ждут начала строительства моста через Керченский пролив, окончательного объединения с «большим братом» и Большой землей.

Белорусские ярмарки

В Крыму мы увидели, что наши производители действительно ищут новые рынки сбыта. Практически в каждом городе открыты белорусские ярмарки. В магазинах продают молочные продукты из Бреста, копченые колбасы из Борисова. Цены за сервелат — от 900 рублей. Правда, действительно ли это белорусские продукты, понять трудно. Например, индейка, фаршированная перепелами… что-то не верится. Зато лен, сантехника, керамическая плитка, трикотаж, косметика — точно наши. Гродненской продукции не нашли.

Морские ерши — страшные на вид, с ядовитым шипом на плавнике, но мяса в них много и стоят копейки. Камбала стоит от 650 российских рублей и до 1200.

 

Цены и расчеты

  • Пластиковые карточки не работают. Лучше брать наличные.
  • Жилье на ЮБК с Wi-Fi — от 1000 рублей, на восточном побережье — минимум 180 рублей с человека и выше.
  • Роуминг не действует. Нужно купить карточку на месте, договор заключают только при наличии паспорта. Телефон должен обязательно поддерживать формат 3G.
  • Хороший Wi-Fi есть повсеместно в кафе, гостиницах и пансионатах. Кое-где зоны общения устроены на лавочках возле гостиниц.
  • Организованные зкскурсии — от 1000 рублей.
  • Рыба камбала — от 700 до 900 рублей за килограмм, барабулька — 250 рублей, ставрида — 150 рублей, ерш (страшный на вид, а «мясо, как у кролика») — 50 рублей.
  • Овощи — от 20 до 100 рублей, в том числе и помидоры.
  • Ужин с пивом обойдется в кафе примерно в 700 рублей, в столовой можно уложиться в 300 рублей.
  • Билеты на концерты — от 1000 рублей, зато в театр по программе культурного обмена — от 250 рублей.
  • Билет на катер — 400 рублей.

Как добраться до Крыма

Через Украину — не получится. Хотя пограничные переходы открыты, иностранцам требуется специальное разрешение на посещение «временно оккупированной территории».

Разрешение однократное, выдают его только на территории Украины, и не за один день. Туристы не смогут его получить, нет оснований. А владельцы недвижимости в Крыму могут, но пока примеры не известны.

Прямое железнодорожное сообщение из Беларуси в Крым не действует.

Турфирмы летом организовали доставку туристов через Россию на автобусах. Стоимость билета в одну сторону, без учета стоимости парома, 70 евро. Однако в пути придется провести две ночи и один день. Плюс — доставят сразу в приморские города.

Самый удобный транспорт — самолет. Проще всего лететь из Минска в Москву, из Москвы — в Симферополь. Цена в одну сторону — 100 евро.

Если поехали на автомобиле, следует учитывать, что в прошлом году на паромной переправе люди ждали несколько дней. Но в этом году построили новые причалы, пустили больше паромов, перенаправили потоки. В четверг вечером, например, со стороны порта «Кавказ» ждали очереди двадцать легковых автомобилей, а со стороны Крыма видеокамера показала несколько автобусов и поток машин в три ряда. Посмотреть, какая очередь на переправе, можно на сайте kpp.mtrans.rk.gov.ru.

www.vgr.by