В усадьбе «На Заречной улице» в «Творческой лаборатории зеленого туризма» искали 10 амбиций и 100 идей агротуризма

30.06.2014 - Новости

Автор: Надежда Суслова


В усадьбе «На Заречной улице» в «Творческой лаборатории зеленого туризма» искали 10 амбиций и 100 идей агротуризма

27 июня  в дестинации «Муховецька кумора» (Кобринский район, Брестская область) прошло креативное «зеленое» мероприятие  –  «Творческая лаборатория зеленого туризма».

…Для того чтобы не опоздать к началу работы «лаборатории»  и как следует подготовиться, мы приехали в усадьбу «На Заречной улице» накануне.

Некоторые гости приехали не с пустыми руками, а запаслись подарками...

Южная Брестчина встретила таким проливным дождем, что все стали сомневаться, состоится ли неофициальная часть программы. Но хозяйка усадьбы Алла Поликарпук была совершенно уверена, что назавтра тучи разойдутся и выйдет солнце. Так и произошло. Пока все спали, я совершила прогулку по всем уголкам усадьбы, любуясь чудесными цветами, созревшей малиной и спеющими яблоками.

Для того чтобы разместиться с комфортом, все участники после вкусного завтрака переместились в другую усадьбу – «Цветочный рай», которая также входит в дестинацию «Мухавецька кумора».

До того, как все собрались, организаторы «лаборатории» разместили на стене большой баннер и предложили присутствующим – а среди них были хозяева агроусадеб, координаторы туристических дестинаций, представители местных властей и СМИ – внести свои предложения в два раздела: 10 амбиций и 100 идей агротуризма. И народ не заставил себя ждать. Появились такие «амбиции»: «Развивать агроэкотуризм как национальный турпродукт», «Агроэкотуризм – 365 дней!», «Преемстсвенность поколений – передать бизнес в агротуризме своим детям!», «Крепче усадьба – крепче семья, больше усадьба – больше семья!», «Стать лидерами по агротуризму в СНГ!» и, на мой взгляд, наиболее амбициозная: «Баларусь – дзяржава зялёнага турызму!»

С предложениями тоже было все в порядке. К примеру, по дороге на Брестчину коллективный разум придумал выпустить «Антологию юмора и приколов в агротуризме». Из деловых предложений можно отметить такое: «Организовать единую систему бронирования в агротуризме».

Открывая «лабораторию», руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова отметила, что тема мероприятия как нельзя более актуальна в наши дни, ведь туризм «зеленеет» по всей планете: доля экологических путешествий составляет 7–20 %. Если в 2000 году таким туризмом увлекалось  700 млн туристов во всем мире, то в 2010 году сторонников зеленого туризма насчитывался один млрд. Предполагается, что к 2020 году их станет 1,6 млрд. В среднем количество туристов, путешествующих по экологическим маршрутам, прирастает на 30 %. Принципы «зелености» проникают во все сферы жизни. За рубежом появляется множество лозунгов, к примеру «Зеленый бизнес – зеленый покупатель», «Хотим в рай» (часть прибыли отчисляется на добрые дела, в том числе и на экологию) и пр. Появляются и различные экологические движения, к примеру альтернатива фастфуду движение Slow Food. Многие сферы бизнеса стремятся получать экологические сертификаты: Всемирная туристическая организация насчитывает около 104 экологических значков, свидетельствующих о «зелености» того или иного бизнеса. Подобные экосертификаты могут получить и средства размещения, и туристические достопримечательности, и спортивные сооружения, и развлечения… И разумеется, агроусадьбы. 2014 год – Год гостеприимства, а зеленый туризм – агроэкотуризм – является приоритетным для нашей страны и олицетворяет гостеприимство белорусского народа. Принципы экологичности агротуризма были особенно подчеркнуты во время информационной кампании «Простыя  рэчы», которая осуществляется БОО «Отдых в деревне» в партнерстве с проектом USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», выполняемым ПРООН, и  при поддержке Министерства спорта и туризма РБ. После подведения итогов конкурса детского рисунка были выпущены постеры с надписями, подчеркивающими эти принципы: «Смак традыцый», «Смачна, як у бабулі», «Агратурызм – файны бізнес» и пр.

Александр Тарасенок, советник по экотуризму,  поделился новинками проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие» и некоторыми итогами, одним из которых является «запуск» механизма создания туристических дестинаций в Брестской и Гродненской областях. В результате появились полноценные дестинации, такие как «Мухавецька кумора». Уже состоялись зарубежные поездки по обмену опытом в Эстонию, Латвию и Германию, осуществляется программа мини-грантов, подготовлено 18 тренеров, которые сами могут проводить обучающие тренинги и семинары. Предполагается, что участникам проекта предстоит еще 4 обучающие поездки за рубеж. Кроме того, будет изучено прямое и косвенное влияние туризма на развитие Щучинского и Волковысского районов.

Наиболее интересной частью «лаборатории» стали выступления хозяев агроусадеб, придумавших  для своих гостей интересные и креативные проекты. К примеру, Сергей Сидорук (усадьба «Залесье» Пружанского района) рассказал о проекте «Савіная вёска ў Белавежскай пушчы». В этой заброшенной старинной деревне, по словам Сергея, из местных жителей осталось три бабушки, для которых с приходом туристов началась другая жизнь. Деревня находится на полуострове: с одной стороны болото Дикое, с другой – лес. Это место идеально подходит для развития экотуризма вообще и для орнитологического туризма в частности: здесь насчитывается около 150 видов птиц, в том числе вертлявая камышевка, большой подорлик, дупель и многие другие. Деревня позиционируется как «совиная», потому что в лесу водится до 6 видов сов. Туристов в основном интересует бородатая неясыть, которая гнездится и выводит потомство в специально сделанных ящиках. Из деревни можно совершить поход по экологической тропе «Дикое». В прошлом году в Залесье с успехом прошел «Совиный фест». На него собралось много молодежи – керамисты, художники, музыканты. Устраивается и летний лагерь «Лето по-дикому». В заключение Сергей пригласил присутствующих на следующий фестиваль, который состоится 27 сентября.

Выступление председателя общественного совета по агроэкотуризму Брестской области, хозяина усадьбы «Млынок»  профессора Георгия Грибова еще раз подтвердило, что жизнь кипит там, где есть инициативные неравнодушные люди. В деревне Млыны, где находится его усадьба, осталось всего 18 жителей, но это не значит, что там нельзя провести фестиваль. Идею организации небольшого фестиваля «Млыноўскі беражок» поддержала председатель Видомлянского сельсовета Марина Королюк. На праздник приехали дети и внуки местных жителей, а костяк составили «дачники» – так в деревне называют хозяев агроусадеб. Финансовая поддержка проекта (фестиваль состоялся при помощи мини-гранта) позволила «декорировать» праздник соответствующим образом: приобрести майки, сделать значки, пригласить фольклорные коллективы.

Большой интерес вызвало выступление Кирилла Кравцова, автора идеи создания проекта под названием «Арт-вёска». Он рассказал, что три года назад несколько энтузиастов перехали в заброшенную деревню в 70 км от Гомеля под названием Чырвоны кастрычнік. В этой деревушке всего 10 домов, из которых два принадлежат Кириллу, который сейчас договаривается, чтобы приобрести еще два дома. По его словам, там абсолютно дикая местность, чудесная природа, чистая вода: «Это совсем другой мир, другая планета». «Переселенцы» стараются и сами жить в гармонии с природой, и делают попытки привлечь к своей философии других. С этой целью в первые выходные октября проводят фест «Чароўны кастрычнік». В прошлом году на него съехалось около 200 человек, в основном творческая молодежь – переделали хлев в клуб, сделали сцену, амфитеатр, всю ночь смотрели авторские документальные фильмы. А весной проводится фестиваль «Чароўны востраў», потому что дороги затапливает и нужно плыть на лодке около 2-х км, чтобы попасть в деревню. И это невероятно красиво. Все гости становятся непосредственными участниками программы – а это танцы, мастер-классы и пр. Много приезжает друзей из разных стран, даже из таких, как Чили, Аргентина и Бразилия. В ближайших планах – проведение различных тематических школ, к примеру школы печников, гончаров и …барабанов.

По мнению Ольги Маханенко, хозяйки усадьбы «Приозерная», очень важным является использование в зеленых маршрутах мифологических образов. Ее расказ был основан на примерах подобного использования в зеленом маршруте по Лепельщине «Край желтых кувшинок и седых валунов». В частности, речь шла о местном мифическом существе Цмоке. Она отметила, насколько непросто было добиться, чтобы легендарный Цмок «поселился» на берегу Лепельского озера. Сегодня это главная достопримечательность Лепеля. Ольга Маханенко пригласила всех участников «лаборатории» 7 сентября на фестиваль «В гости к лепельскому Цмоку».

В тематическом блоке «Зеленые продукты в туризме» выступила хозяйка усадьбы «Хорень», что в Россонском районе, Алла Хорень, которая рассказала об основных брендах  – знаменитых чаях и домашнем сыре. Учитывая, что она представляет в своем регионе движение Slow Food, то раз в два года выезжает на выставку в Италию, где эта продукция, изготовленная по принципу движения «Вкусно, чисто, честно», пользуется неизменной популярностью. Дмитрий Наконечный, хозяин усадьбы «За мосточком», координатор веломаршрута по Воложинским гостинцам, девиз которого «Дорога, о которой я мечтал всю жизнь», отметил, что за два месяца на маршруте побывало более 200 туристов. Если его включат в международный маршрут «Евровело-2», то это обеспечит еще больший приток туристов.

Агроэкотуризм не стоит в стороне от инноваций. К примеру, хозяин усадьбы «Заречаны» Андрей Нижник постоянно экспериментирует. Его рассказ об использовании солнечных батарей на домах вызвал массу вопросов практического характера.

Современные технологии постоянно внедряются в повседневную жизнь. Зачастую они позволяют увеличивать доходы агроусадеб. Об этом рассказал региональный менеджер глобальной системы бронирования Airbnb по России, СНГ и Прибалтике Дмитрий Бажко. Эта система конкурирует с системой бронирования booking.com и является неким симбиозом между коммерческим и социальным продуктом. Она охватывает сельские усадьбы, гостевые дома и квартиры. Она охватывает 192 страны, 35 тысяч городов. Преимущества, которые дает эта система, уже почувствовала на себе Алла Поликарпук, хозяйка усадьбы «На Заречной улице».

Доходы можно увеличить и с помощью грамотной маркетинговой политики. Об особенностях маркетинга агроусадеб рассказал председатель общественного объединения по агроэкотуризму Витебской области Виктор Ерошов. По его мнению, для того, чтобы привлечь туристов, необходимо найти целевую аудиторию, сделать SWOT-анализ своего продукта, установить, какому сегменту населения услуги данного объекта агротуризма будут интересны. Основной вывод, который можно сделать из его выступления, – будущее за специализацией агроусадеб.

После всех выступлений участники разделились: часть отправилась на велосипедах знакомиться с инновационным туристическим продуктом дестинации «Мухавецька кумора» – квестом «Сказочное Полесье», а остальные поехали посмотреть на местную достопримечательность – каменное ложе, сохранившееся еще с языческих времен.

Мероприятие завершилось в усадьбе «На Заречной улице», где все желающие поучаствовали в мастер-классах и посмотрели выступление рыцарского клуба «Перунова кола».

 

А когда вернулись довольные участники квеста, пришло время собираться домой…

P.S. Мероприятие прошло в рамках информационной кампании «Простыя  рэчы», которая осуществляется БОО «Отдых в деревне» в партнерстве с проектом USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», выполняемым ПРООН, и  при поддержке Министерства спорта и туризма РБ.

 

 

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах