https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Завтра, 25 марта, в художественной галерее «Дом картин» стартует проект белорусского концептуального художника Руслана Вашкевича «Канал культура». Проект призван вовлечь посетителей в лабиринт образов и мыслей, продлится он до 22 мая.</strong></p>

К примеру, на входе посетителей встречает табурет со связкой взрывчатки — своеобразный эпиграф, который дает понять, что проект — бомба замедленного действия.

— В официально объявленный Год культуры наш проект несет в себе такой контркультурный пафос. Интересно, какой будет реакция, — поясняет Руслан Вашкевич.

Если присмотреться, становится ясно, что время совсем не «тикает». И к концу выставки цифры на дисплее не округлятся до нуля.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— К сожалению, они только больше становятся, как и наши шансы, — смеется Руслан. — Это все-таки муляж, пока.

Сама выставка многим покажется своеобразным лабиринтом. Так выглядит архитектура экспозиционного пространства. Здесь нет отдельных залов, это такой бесконечный лабиринт, или, как его называет сам Руслан, — кишечник. Маршрут задается определенными работами. Например, почти встречает зрителей узнаваемая «Шкала Рихтера», открывающая коммуникационный канал-хайвэй, вовлекает посетителя в движение по коридорам вдоль серийных выставок.

Далее выстроены картины-билборды, прекрасно вписывающиеся в выставочное простанство, например полотно «sextourism.by», которые белорусский зритель может увидеть только благодаря «Дому картин», которому хватило смелости представить его в своих стенах.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— Я как-то имел наглость выкинуть эту картинку в Facebook с надписью «Мы с девчонками к чемпионату миру по хоккею готовы», — вспоминает художник. — Белорусское интернет-сообщество обрушилось на меня за гендерный и национальный подтекст. По правде говоря, эта работа, а также «Агрофилия» посвящена рекламе культуры.

Драматургия проекта выстроена так, чтобы втягивать посетителя в пространство, ввинчивать его и подгружать смыслом, расширяя свободу выбора. Есть в лабиринте и интерактивные точки. Например, уже в следующем коридоре каждый сможет раскрасить ксероксные распечатки репродукций, представленных на стенах. Руслан отмечает, что не будет против, даже если посетители решат разрисовать сами полотна, но сомневается, что кому-нибудь хватит на это внутренней свободы.

Следующий зал привлекает внимание полотном «Мост».

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Но это не единственный интересный экспонат зала. Самый провокационный появится буквально накануне начала выставки. А представляет он из себя домашнюю библиотеку.

— Я выкупал у букинистов различные издания и на корешках рисовал порнографические картинки. Закрытая глубина классики без сожаления заменена сегодня плоской пустотой тиражного глянца.

Далее посетитель следует по «Полосе препятствий» от домашней библиотеки к следующему экспонату. Тем временем художник отмечает серые стены «Дома картин».

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— Этот серый цвет кажется почти пластилиновым, но он превратил полотна в лайтбоксы, есть такое ощущение, правда?

Вообще Руслан Вашкевич давно известен своими пространственными интервенциями. Его полотна видели стены завода «Горизонт» и дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Интервенции в разное пространство идут не от желания оскорбить, удивить или эпатировать. Это прежде всего способ зафиксировать важные для социума вопросы и проблемы. Для Руслана, пожалуй, нет запретных мест, если они обнажают проблемы как внутри самого искусства, так и человеческого бытия.

Следующая комната посвящена одной из самых известных работ Вашкевича — «Несмотря ни на что». Здесь есть и само полотно, с которого на зрителя взирают четыре героя, и фотографии этого полотна в самых разных местах — в морге, в детском саду, на кладбище, в стриптиз-клубе.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— Отдельно интересным будет стенд с фотографиями о том, как мы протаскивали картину в окна детского сада, чтобы погрузить человека в драму путешествия, а это сложно. К проекту есть видео, музыку к нему писал Сергей Пукст. Ему удалось создать очень тревожный саундтрек, представленный синтетическими звуками движения планет, имеющими нечеловеческую природу. Алгоритма нет, катарсис не наступает, ты хочешь развязки — но музыка не заканчивается. А в конце — бунт машин, стиральная машина сходит с ума и сама себя размолачивает в щепки. Все как в жизни.

Дополняет экспозицию «Несмотря ни на что» следующий коридор, где зрители смогут полюбоваться бытовым фокусом: теннисные шарики парят над двумя фенами. Только шарики не простые — это глаза, которые смотрят на зрителя.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— Чтобы фокус удался, нужно зажать фен между двумя книгами. Мне показалось, что это должны быть неслучайные книги. Так родилась еще одна идея: я задал вопрос своим друзьям на Facebook: «Какие две книги вы бы взяли на необитаемый остров или в другую жизнь?» Ответы можно увидеть на стене.

Стоит нам отвлечься на строчки текста, как Руслан обращается с вопросом:

— А какие ваши любимые книги?

«Держится» этот непростой коридор с помощью стены, забитой черными досками с черепами, инсталляцией «Выбрось это из своей головы». Имеется в виду твердолобость, кости головы, которые мешают безграничному потоку мысли. Отчасти шутливая работа является для Руслана манифестом, как и многие другие его полотна.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Далее — апокалиптичный зал.

 Что такое конец света? Современная культура очень часто экспроприирует эту тему. Ее (тему апокалипсиса) так часто рассматривают как репетицию, иронию, издевку, что он перестает быть страшным, — раскрывает идею автор. — Стрелочки мерцают, делая из Рая и Ада какую-то топографию, становится интересно играть. Мы уже не заботимся о том, что с нами будет после смерти, а просто реагируем на стрелочки.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Еще одним интереснейшим экспонатом является проект-калейдоскоп «Тайная архитектура». Вдохновили художника витражи французских соборов. Полотна с дивными цветами вблизи оказываются переломанными костями.

— Несколько лет назад я скачал базу хирургии, костей и переломов и набрал себе «модулей». Потом оказалось, что костей у человека мало, переломов еще меньше — пять стандартных, рука, нога, позвоночник, как это ни страшно. Выбора нет! Поэтому здесь затесалось несколько собачьих костей, слабых.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

На противоположной стене ждут своих зрителей громадные костыли сверхчеловека, а в конце зала — экран, представляющий видео с уже знакомым посетителям калейдоскопом, но в более психологически тяжелом, кислотном виде.

Очередной зал представлен инсталляцией «План побега» в различных формах — полотна, миниатюры и стеклянные панели. А сам Руслан изображает его, быстро убегая давать поручения сотрудникам, занимающимся инсталляцией.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

— План побега простой, как инструкция по сбору икеевской мебели. Изначально он задумывался как психоделичное видео: пять минут зритель видит супрематичный черный круг, а потом из него быстро выпрыгивает девочка — и снова черный круг. Зритель не понимает, сидит еще пять минут — снова быстро кто-то мелькает, — вспоминает художник. — За внешней простотой и наивностью изобразительных средств, скрывается идея о том, что мы всегда должны иметь план побега, чтобы не стать заложником жестких репрезентаций.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Многообразие формата этой инсталляции объясняется тем, что стекло очень точно запечатлевает образ глюка, фантазии, миража, иллюзии, сквозь которую видна архитектура выставочного мира.

Следующий коридор представлен «зеркальными» картинами. «Чемпионы мира» отсылает к советским трудовым соревнованиям, участники которого собирают в руках что-то, что нельзя увидеть за яркими супрематичными фигурами. Это создает определенную тайну. Картина здорово отображается в другом полотне, «Празднике на моей улице».

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Далее человек попадает в комнату витрин-простыней. Каждая из них в принципе могла бы красоваться в оконном проеме магазина, но все они имеют куда больший смысл.

— Простыни — это всегда нечто интимное, а витрина — публичное. Бывает, что если как следует тряхнуть публичное, то появляется что-то порнографично-интимное, и наоборот. Работы как бы ни о чем, по отдельности они не имеют смысла. Но если их представить вместе, то мы оказываемся в них — потому что это декорации нашей реальности.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

А завершается проект инсталляцией «Колобок». Во всей инсталляции заметна определенная театральность.

— Колобок уже покатался по всей выставке и жизни, видел весь ее абсурд, — улыбается Руслан, указывая на полотно, напротив которого стоит три стула. — Здесь можно найти много аллюзий, коннотаций, посылов, лично для меня это — первый день после конца света.

Фото: Александр Каленик, TUT.BY

Кроме самих инсталляций, выставка позволит ознакомиться с интереснейшими кинолентами и музыкальными группами. Например, проект «Кино по краям» представит фильмы от попсы и боевиков Брюса Ли 1968 года до гламурных и попкультурных лент, гей-эстетики и подобных запредельных вещей.

— Выставка — хорошая коммуникационная площадка,  — подводит итог под сутью проекта Руслан. — Фильмы, музыканты, которые выступят на проекте, формируют наше независимое пространство. Например, тот же Сергей Пукст известен и как радиоведущий, и как независимый альтернативный музыкант. Мы даем возможность проявить себя всем агентам этого поля.

Справка AFISHA.TUT.BY

Руслан Вашкевич родился в Минске. В числе основных проектов — Second Second Hand (ЦДХ, Москва, 2000); альтернативный Белорусский павильон 53-й Венецианской биеннале (БелЭкспо, Минск, 2009); арт-аналитическая презентация нулевых «Радиус Нуля» (завод Горизонт, Минск, 2012).

Кроме того, выставлялся в Киеве, Амстердаме, Мадриде, Париже, Москве, Гранаде, Чикаго, Бейруте, Таллинне, Риме. Работы представлены в коллекциях Музея современного искусства (Минск), Национального художественного музея (Минск), Музея современного русского искусства (Нью-Йорк), Музея нового искусства (Пярну), Московского музея современного искусства.

tut.by

Читать полностью:  http://afisha.tut.by/news/reviews/489786.html

https://www.traditionrolex.com/8