https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Компания «Турлюкс» давно стала синонимом комфортного и познавательного автобусного путешествия, где все продумано до мельчайших деталей. И недаром именно эту компанию называют флагманом автобусного туризма в Беларуси. 1 декабря турфирма отметила юбилей – 20 лет со дня основания. Мы встретились с директором компании Павлом Подельщиковым и задали ему несколько вопросов.</span></p>

– Павел Васильевич, ваша компания сегодня хорошо известна на отечественном рынке. Можно сказать, что она стала настоящим брендом в отрасли. Основное направление вашей деятельности – автобусный туризм – сформировалось сразу или выкристаллизовывалось постепенно, путем проб и ошибок?

– Говорить о прошлых годах достаточно сложно. Двадцать лет назад мои друзья, когда узнавали, чем я занимаюсь, просто крутили пальцем у виска. Они считали, что нужно, как и они, заниматься серьезными делами – поставками угля или металла, разборками между собой… Но опыт показал, что постоянство – это в жизни самое главное. Конечно, тогда не думали и не мечтали, что мы отпразднуем двадцатилетие «Турлюкса». Что касается собственной ниши, то тогда их было в туризме достаточно много. У нас к моменту образования «Турлюкса» уже был некоторый опыт, поэтому уже в 1994 году мы отправили первые группы во Францию и Италию.

– На многих сайтах можно найти отклики на поездки с фирмой «Турлюкс». И большинство из них – очень положительных! – относятся к работе руководителей групп. Каким образом и по каким критериям вы подбираете сопровождающих?

– В отличие от других турфирм у нас много постоянных руководителей тургрупп. Принцип подбора один и тот же – главное, чтобы был хороший человек! За все время мы расстались только с одним сопровождающим из-за его некорректного поведения. Так что главное – умение общаться с людьми, с группой. Второе – желание познавать и желание делиться своими познаниями. Вот при наличии этих двух компонентов и получается хороший сопровождающий. И в большинстве своем – это молодые люди. Мы заметили, что в группе – более 60% женщины, и молодые люди дают им заряд бодрости и энергии. В обязательном порядке руководитель группы должен знать не менее двух иностранных языков. Мы их отправляем на переподготовку, так что они подкованы и в туристических дисциплинах. Берем будущих специалистов на практику. У нас работают и специалисты, окончившие профильные вузы, главным образом «Высшую школу» БГЭУ.

– Качество обслуживания зависит в туризме от многих факторов. Один из них, конечно, профессионалы. Но мы начали говорить об автобусах, на которых туристы ездили когда-то, два десятка лет тому назад. На протяжении многих лет приходилось слышать о том, что нормального парка у нас нет и не предвидится. А какая сейчас ситуация у нас в Беларуси с автотранспортом?

– Если касаться сегодняшнего дня, то есть начала декабря, то автобусный парк Беларуси не востребован на 80%. Нет загрузки, потому что та «российская загрузка», которой пользовались отечественные перевозчики, склонилась к отметке «0».

– Но вы тоже обслуживали российских туристов. Их количество на ваших маршрутах также уменьшилось?

– Да, российские туристы всегда с нами путешествовали. У нас есть представительства в Москве и Петербурге. И их количество также уменьшилось, как и вообще уменьшилось количество туристов в России. Если уходят полупустые самолеты у многих российских туроператоров, то почему у меня должны быть полные автобусы россиян?

– Автобусные туры считаются более экономичными.

– В России рубль упал на 40%, а все считают средства, все привязаны к валюте, да и подстраховываются!

– Какую часть туристов в ваших автобусах составляли россияне?

– Очень сложно это подсчитать, потому что раз на раз не приходится. Но в среднем процентов 30. А сейчас их практически нет!

– И кем компенсировать? Cоотечественниками?

– Разумеется! Кроме того, мы собираемся пересмотреть собственные программы. Много лет мы шли к тому, чтобы построить наши туры без ночных переездов. Сейчас я анализирую программы, предлагаемые другими фирмами, у меня такое чувство, что я попал в девяностые годы. Да, они дешевле, чем наши, но там не один, а два, а то и три ночных переезда! Конечно, клиент может польститься на стоимость, но второй раз в такой тур уже не поедет. Демпинг всегда присутствовал, но хуже всего, что на рынке появились непрофессионалы. Со стороны государства никакого регулирования нет. Мы прилагаем какие-то усилия со стороны РСТО, но пока этот вопрос провисает.

– У вас множество разнообразных маршрутов. Есть ли предел увеличения их количества?

– Нет, предела нет. И еще много лет эти возможности не будут исчерпаны. Дело в том, что у людей, которые что-то посмотрели, так сказать, в общем, возникает желание изучить это поподробнее. Поэтому возникают такие варианты: например, в Париже не один, а два дня, два дня в Амстердаме, два – в Праге. У нас создано множество программ, во время которых можно подробнейшим образом изучить страну. Это касается Скандинавии, Франции, Италии, Испании, Англии, Португалии. Это специфичные программы. Они длительные – до 16 дней, но они действительно показывают страну изнутри. И таких мест очень много. До тех пор, пока у наших клиентов будет желание познавать мир, мы будем придумывать новые программы. Когда люди перестанут интересоваться всем, а будут думать только о своем желудке, тогда все это исчезнет.

– Многие белорусы вообще дальше дачи никуда не выезжали. Но если они решились, то каковы приоритеты? Что выбирают белорусы – стандартные программы или длительные увлекательные туры?

– Это очень просто. Такие маршруты, как Испания – Португалия, или вся Англия, или вся Франция, стоят у нас один-два раза в год. Потому что количество пытливых туристов, к сожалению, не велико, но на такие маршруты люди записываются за полгода и готовы стоять на листе ожидания. А вот стандартная семи­дневка или восьмидневка с посещением Парижа может отправляться каждую неделю.

– Мониторите ли вы отзывы туристов после поездки и учитываете ли их пожелания? К примеру, мы в нынешнем году возвращались из Швейцарии и ехали мимо государства Лихтенштейн. И вся группа ныла: «Ну почему мы едем мимо?! Мы хотели бы там побывать!»

– То, что туристы в основном пишут, это: «Хотим побольше за эти же деньги и хорошего качества!» Мы, конечно, стараемся выполнить эти пожелания, но чаще всего бывает, что ценовую планку не перепрыгнешь. Мы можем по пути заказать все отели 4*, но стоимость при этом вырастет вдвое. Или, к примеру, туристы просят посетить тот или иной город, чтобы выгодно что-то купить, а с целью нашей поездки это не совпадает. Иногда встречаются очень толковые пожелания – «хотим не в этот замок, а в этот». Что касается Лихтенштейна. Бывает так: люди что-то услышали и решили, что им нужно там побывать. Потом оказывается, что больше чем на час-полтора заезжать туда смысла не было. Но пока доехали туда, повернули обратно – потеряли 5–6 часов. И их нужно откуда-то взять! Представляю себе реакцию тех людей, которых мы привезем после такого заезда на ночлег в 4 утра, а в 7 разбудим, чтобы ехать дальше. Тут нужно все хорошо просчитывать, чтобы и туристы, и водители отдыхали и все делали вовремя.

– Но программа – это ведь не догма…

– Конечно, нет. Мы очень часто обслуживаем предприятия или какие-то корпоративные группы, когда люди сами придумывают свои программы, хорошо знают друг друга. Они согласны на тот график, который себе разработали. Мы всегда стараемся идти навстречу туристам. И нас радует, что в подобные путешествия отправляются адекватные люди, которые хотят как можно больше увидеть и узнать и которые не обращают внимания на всякие мелочи.

– Как вы поощряете своих постоянных клиентов?

– Любой клиент, который пришел к нам во второй раз (мы ведем клиентскую базу), уже получает скидку. Мы учитываем также, сколько человек пришло с ним, в какие туры он ездил. Так что система скидок работает. Кроме того, мы ежегодно проводим ярмарку-распродажу, предоставляем возможность либо забронировать понравившийся тур, либо купить его на месте и тоже получить скидку.

– Каковы ближайшие планы?

– Сегодня появилась такая новая тенденция: многие люди не хотят длительных переездов. И есть компании, продающие дешевые авиабилеты. И есть принимающие компании, которым мы можем доверить своих клиентов. Таким образом, туристы могут долететь в какую-либо страну, и там их возят по этой стране. К примеру, ни один туристический автобус из Беларуси не доехал пока до севера Испании. Или до Гренландии. Так рождаются комбинированные маршруты.

– Насколько усложняет процесс организации путешествия необходимость открывать визы?

– Я не могу сегодня назвать ни одного посольства, с которым у нас были бы проблемы. Все идут навстречу, решают все вопросы, со всеми находим общий язык. Считаю, что и введение биометрических виз не ухудшит ситуацию, французское посольство работает с биометрией, и все привыкли. Другое дело – визовые центры. Если это будет как в Москве – финансовая надстройка, направленная на зарабатывание денег из воздуха, – это один вариант, а если визовый центр не будет брать оплаты, как английский центр, – второй вариант. Я не понимаю, почему я не могу открывать визы в посольстве, а должен идти в визовый центр и платить за это, если посольство находится в Минске, другое дело, если посольства нет в Минске, как в случае с испанским визовым центром.

Это, по моему мнению, просто переходный период. Мне кажется, что со временем этот процесс наладится.

– Спасибо за беседу и с юбилеем!

 

Редакция «ТиО» поздравляет коллектив компании «Турлюкс» и желает ровных дорог, светлых горизонтов и хороших туристов.

https://www.traditionrolex.com/8