https://www.traditionrolex.com/8
<p>В то время, когда порядочные люди бегали по магазинам, варили холодец  и строгали салаты, группа любителей несидения дома, в том числе и  я, отправилась осваивать новый для нашего города вид городских экскурсий, а попросту поехали на трамвае вместе с компанией «Колорлэнд» и известным историком, краеведом  и знатоком минских тайн Иваном Сацукевичем.</p>

…Собравшись в очень морозный день 30 декабря возле концертного зала «Минск», желающие увидеть столицу из окон трамвая, направились сначала к остановке, что напротив входа в минский завод «Кристалл». Здесь  экскурсовод начал рассказ об уникальной старинной улице Октябрьской, которая несколько раз меняла свое название. Здесь сохранились дореволюционные и довоенные заводы, здания которых сами по себе являются памятниками истории и архитектуры.

А вот и наш волшебный трамвайчик приближается. На мой взгляд, трамвай – очень романтичное средство передвижения, напоминает поезд, с которым связаны самые приятные воспоминания. Кстати, во время экскурсии Иван рассказал, что задумка организовать в Минске трамвайное движение относится еще к 1898 году. На заседании городской думы в  1912 году вопрос выкупа  строительства трамвая был решен окончательно. Но…помешала Первая мировая война. Поэтому первая линия трамвая была пущена в столице лишь в октябре 1929 года.

Внутри наш транспорт украшен по-новогоднему, что сразу создает праздничное настроение.

Бодро садимся – и отправляемся. Под мерный стук колес на стыках, Иван Сацукевич рассказывает о тех местах, которые мы проезжаем.

Учитывая, что мы начали экскурсию на улице Октябрьская,  рассказ начинается с этого района, который располагался в районе улиц Свердлова, Ульяновской и Октябрьской  и назывался Ляховка.   Это было  одно из самых больших и населенных предместий досоветского Минска.  Название, по одной из версий, имеет этническое происхождение – когда-то здесь поселились  поляки или «ляхи». Уже на плане 1797 года в этом районе обозначена слобода Ляховка.В начале XIX в. к слободе  начала быстро приближаться городская застройка. Возникают Верхняя Ляховка – там, где сейчас  улицы Ульяновская, Свердлова и Белорусская, и Нижняя Ляховка, а также Ляховская слободка (некогда историческая Ляховка, что находилась на правом берегу Свислочи, где сегодня размещается улица Лодочная). В середине XIX в. около Ляховской Слободы, на Свислочи, находилась одна из трех водяных мельниц Минска. В конце XIX века  Ляховка становится важным промышленным районом города.

Следуем дальше. В средние века  территория в излучине Свислочи постоянно заливалась водой, поэтому здесь долго не было жилой застройки. Предположительно в конце XVIII – начале XIX вв. в данном предместье начала расселяться городская беднота. Затем это место получило название Кошары, потому что здесь  начали строить военные казармы (кошары). Здесь располагалось много увеселительных заведений, которые постепенно появились  и на перпендикулярной улице, которую назвали Веселой – сегодня это улица  Первомайская. Мост через р. Свислочь (возле парка Горького) тоже назывался Веселым.

Первоначально улица Красноармейская тоже называлась Кошарской. В связи с обилием военных в предместье Кошары, ул. Кошарскую со временем переименовали в Батальонную. В восьмидесятых годах XIX в. Минск посетил знаменитый российский генерал М.Д.Скобелев и некоторое время жил в военных казармах на ул. Батальонной. В этой связи в 1882 году улицу переименовали в Скобелевскую.  История с переименованием улицы  закончилась уже при советской власти: улица Скобелевская стала улицей Красноармейской.

В районе современной улицы Пулихова находилась так называемая «Архиерейская слобода», переименованная в 1923  году. Мимо сквера имени Симона Боливара выезжаем к улице Козлова, которая ранее называлась Долгобродской.

Долгое время жители Минска просили власти переименовать улицу и вернуть ей историческое название. Власти пошли на компромисс – и теперь часть улицы носит имя Козлова, а часть – называется, как и встарь, Долгобродской. Минчане – люди с юмором, поэтому есть и такое название – Козлобродская.

Пересекаем проспект Независимости, заполненный машинами, и движемся по улице Красной (это название ничего общего с революционными мотивами не имеет, а значит – Красивая) к площади Якуба Коласа.

Затем трамвайные пути ведут нас по направлению к Зеленому Лугу. Мы проезжаем так называемые Пушкинские  казармы.  Перед войной на Логойским тракте возле Пушкинского поселка для военного городка артиллерийского полка успели построить только три кирпичных 3-х этажных типовых здания казарм. Это место – печально знаменитое:  с июля 1941 до весны 1943 года здесь находился лагерь военнопленных, в котором погибло более 10 тысяч солдат и офицеров.  На территории казарм находятся их братские могилы.

…За окном начинает смеркаться. Стекла покрываются морозной дымкой, поэтому наши объекты в объективе фотоаппарата выглядят несколько сюрреалистическими.

Вот мы добрались до бывшего Сельхозпоселка. Так называли минчане эту часть Логойского тракта в связи с прошедшей здесь в 1930 году помпезной выставкой достижений сельского хозяйства. Конечная станция, разворот – и мы едем в обратную сторону мимо Комаровского рынка. Название этого места связано с обширным болотом, существовавшим в этом районе еще во второй половине XIX в. Но название совсем не связано с комарами, живущими на болоте, а происходит от слова «комора», то есть учреждение. До начала XIX в. деревня  Комаровка принадлежала Радзивиллам. В 1879 году она  насчитывала около 40 жителей. К концу XIX в. эта деревня окончательно слилась с городом, а название распространилось на всю северо-восточную часть Минска. Это была наименее благоустроенная окраина  города.

Трамвай поворачивает в сторону Комсомольского озера. По дороге Иван рассказывает о месте под названием Переспа. В начале XVII в. упоминается «фольварк Переспа», пожертвованный минскому Петро-Павловскому монастырю минским земским судьей Мартином Володковичем. В южной его части находилось древнее православное кладбище, существовавшее еще в 1970-х гг. под названием «Сторожевское».  Название произошло от речки Переспа, древнее русло которой теперь заковано в камень. Трамвай следует по древнему  Виленскому тракту. К началу ХХ века название района «Переспа» исчезло. Это место стало называться  Сторожевка. По дороге мы видим такие здания, как Дворец детей и молодежи, строящиеся здания посольств Ирана и  Азербайджана.

После конечной станции под названием Комсомольское озеро (хотя никакого озера поблизости нет, название осталось «по привычке», так как трамвай когда-то ходил именно до озера), поворачиваем обратно. Люди на остановках удивляются и возмущаются – почему наш трамвай не открывает двери и не впускает замерзших пассажиров?

А мы завершаем свой путь на проспекте Независимости возле бывшего трамвайного и троллейбусного депо. Уже совсем темно, а нашему «колядному трамвайчику» пора на маршрут.

P. S. Автор благодарит компанию «Колорлэнд» за креатив в подходе к организации городской экскурсии, историка Ивана Сацукевича за прекрасное знание истории Минска и желание донести их до широкой аудитории, трамвайное депо города Минска и лично нашу вагоновожатую Анну Черных. С Новым годом!

https://www.traditionrolex.com/8