Несмотря на удачно проведенный чемпионат мира по хоккею, Беларусь остается «белым пятном» на туристической карте Европы

27.10.2014 - Новости

Несмотря на удачно проведенный чемпионат мира по хоккею, Беларусь остается «белым пятном» на туристической карте Европы

После майского туристического бума число иностранцев, посещающих Беларусь, снизилось до прежнего уровня. Вместе с этим упала и заполняемость белорусских отелей, что поставило под угрозу их окупаемость, пишет «Дело».

По итогам 2013 года Беларусь вновь не вошла в число 140 наиболее привлекательных для туристов стран. Обидней всего, что в рейтинг World Economic Forum попали наши соседи – Украина, Польша, Литва, Латвия и Россия. По мнению экспертов, даже несмотря на удачно проведенный чемпионат мира (ЧМ) по хоккею, Беларусь по-прежнему остается «белым пятном» на туристической карте Европы.

Так, в целом экспорт туристических услуг за январь – июль 2014 года составил $149,2 млн, что лишь на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Таким образом, после краткосрочного всплеска активности в мае туристический поток вновь вернулся в свое привычное русло. Такая ситуация неприятна не только для профильных чиновников. В случае, если туристическую отрасль не удастся перевести на более прибыльный режим работы, под угрозой окажутся не только деньги инвесторов, вложенные в строительство и реконструкцию отелей и другой инфраструктуры туризма, но и ряд ключевых отраслей экономики.

ОПРАВДАННЫЕ ОПАСЕНИЯ

Еще в ходе подготовки к ЧМ по хоккею в Минске эксперты обсуждали будущее дорогостоящей туристической инфраструктуры после его завершения. В 2012 году столичные гостиницы могли одновременно принять 4405 постояльцев, на данный момент в Минске уже работают 44 гостиницы, общий номерной фонд которых составляет 9,3 тыс. мест.

В то же время, как отмечает Colliers International в обзоре рынка недвижимости за I полугодие 2014 года, спрос на гостиничные услуги в столице остался на уровне прошлого года. Средняя загрузка отелей, достигшая в мае рекордных 82%, уже через месяц сократилась до привычного уровня и сегодня составляет менее 50%.

При этом некоторые новые гостиницы, еще не наработавшие постоянной клиентуры, называют еще меньшие цифры – в пределах 30%. Все это отражается на доходности бизнеса. В частности, показатель эффективности работы RevPar, который определяет среднюю доходность отеля за сутки из расчета на один номер, в 2013 году в минских отелях был на уровне $56. Это более чем в 2 раза выше, чем в среднем по Беларуси.

Несмотря на такую ситуацию, городские власти анонсировали, что через три года в Минске появится еще 17 новых гостиниц. Более того, согласно планам, должно увеличиться не только количество гостиниц, но и начаться активное развитие хостелов. Таким образом, в целом к 2017 году только в столице количество гостиниц увеличится до 61, что еще больше усилит конкуренцию в секторе и понизит показатели эффективности работы. К чему это может привести?

ОТ ХОРОШЕГО ДО ПЛОХОГО…

Среди благоприятных сценариев, на которые, очевидно, и рассчитывают белорусские чиновники, эксперты называют вариант, при котором сам факт развития туристической инфраструктуры привлечет в страну дополнительных иностранных туристов. Директор инвестиционной компании «ЮНИТЕР» Роман Осипов считает, что вскоре строительство гостиниц пойдет на спад, а новые проекты будут оцениваться не столь оптимистично. Тогда как уже построенные объекты могут встряхнуть местную туристическую отрасль.

В то же время, по мнению участников рынка, существуют определенные ограничения, которые мешают существенно увеличить число гостей белорусской столицы.

«В первую очередь это визовые барьеры, непонятные никому. Одно дело, когда речь идет о бизнес-визе или визе на обучение, но когда мы говорим о туристической визе, то должен быть упрощенный механизм ее получения. Сейчас нужно создать туристический поток, и сделать это можно. Есть сегменты рынка, которые необходимо развивать в Беларуси, например медицинский туризм. Нужны реальные шаги. Например, развитие национальных туристических агентств», – подчеркивает Роман Осипов.

Однако присутствует и негативный сценарий развития ситуации, при котором поток туристов в Беларусь может не только не остаться на прежнем уровне, но и даже уменьшиться. Стоит учитывать и то, что более 70% прибыли белорусскому турбизнесу приносят россияне, чья покупательская способность из-за ослабления курса российского рубля постепенно снижается.

Ситуация осложняется тем, что многие гостиницы взяли под программы реконструкции и строительства не только деньги стратегических инвесторов, но и кредитные средства, которые нужно возвращать уже сейчас. Более того, значительная часть объектов была построена за средства государства, которое теперь рассчитывает на регулярные поступления в бюджет.

Таким образом, снижение доходности белорусских отелей может нанести существенный удар не только по имиджу страны в плане инвестиционной привлекательности, но и по банковскому сектору, бюджетной сфере и строительной отрасли, которая уже нарастила мощности в ожидании продолжения гостиничного бума.

СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

Среди шагов, которые может предпринять государство для улучшения туристической привлекательности Беларуси, называют упрощение процедуры выдачи виз, поддержку агентств, работающих не «на выезд», а «на въезд», правильную информационную политику.

Планируется, что экспорт туристических услуг будет наращиваться благодаря работе с Всемирной федерацией туристических городов и представителями туриндустрии Китая. Например, в 2013 году именно количество туристов из Китая выросло на 70% по сравнению с 2012 годом.

По мнению руководителя департамента обслуживания отеля «Европа» Елены Василевской, сегодня белорусским отелям важно найти свою уникальность, так как большинство гостиниц  – «на одно лицо», а клиентская аудитория при этом очень разнообразна. Таким образом, и государству, и бизнесу сейчас необходимо найти свою целевую аудиторию и стать максимально ориентированными на клиента.

РЕЗЮМИРУЯ

Сегодня в туристической сфере Беларуси сложилась та редкая ситуация, когда интересы бизнеса и государства практически полностью совпадают. Решить проблему нехватки иностранных туристов можно только усилиями государства с помощью заинтересованного бизнеса. Причем привычными административными методами (как, например, попытка запрета аренды квартир на сутки) проблему не решить.

Гораздо важнее выработать новые подходы в организации туристической индустрии, прислушаться к инициативам туристических компаний и гостиниц, которые гораздо лучше понимают те процессы, которые происходят на рынке. Более того, по мнению экспертов, особое внимание нужно уделить внедрению современных методов привлечения клиентов через интернет и мобильные приложения. Причем на это не нужно жалеть ни времени, ни денег, ведь возможный выигрыш может с лихвой окупить все затраты.  

***

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Елена Василевская, руководитель департамента обслуживания отеля «Европа»

Отели, безусловно, могут и должны самостоятельно делать очень многое.

Прежде всего, необходимо формировать  конкурентоспособный  уникальный и клиентоориентированный гостиничный продукт. Разрабатывать акции, тарифы и спецпредложения, включать дополнительные услуги и сервисы в цену проживания, чтобы клиент именно в этом видел выгоду, а не попросту понижать цену, что сегодня, к сожалению, делают очень многие отели. Понижение цены – не метод для того, чтобы стать востребованными.

Хочу напомнить, что цены очень легко опустить, но гораздо сложнее вернуть на прежний уровень. В связи с чем предлагаю задуматься о наполнении  цены дополнительными услугами в виде бонусов, акций и др.

Одним из ключевых факторов развития продаж сегодня является освоение и внедрение высоких IT-технологий. Необходимо развивать продажи онлайн,  продвигать сайты гостиниц, предпринимать усилия по увеличению трафика на собственные сайты.

В  отеле «Европа» мы постоянно ведем работу по SEO-продвижению, у нас действуют  SMM-проекты, причем в Фейсбуке у нас также установлены модули бронирования, и наши гости могут зарезервировать номер в отеле, не выходя из соцсети.

В связи с тем, что с мобильных устройств сегодня происходит 20% бронирований от общего количества, и эта цифра растет, обязательно необходимо иметь мобильную версию сайта гостиницы, также с модулем онлайн-бронирования.

И самая главная составляющая успеха – это квалификация работников маркетинговых служб отелей. Помимо специализированных гостиничных инструментов и методик необходим целый комплекс знаний по digital, SMM-маркетингу, как минимум по основам SEO. Необходимы знания в области ревеню-менеджмента*. А самое главное – необходимо горячее желание учиться, постигать новое, не останавливаться на достигнутом. К сожалению,  таких специалистов пока очень мало.

***

Йеспер Франсл, генеральный менеджер отеля «Ренессанс Минск»

Развитие отелей и строительство новых гостиниц, которые в скором времени появятся на белорусском рынке, должны рассматриваться как дополнительные факторы для укрепления имиджа Минска как столицы международного уровня. Отели сами по себе не создают дестинацию, но могут активно способствовать динамическому развитию интереса к стране как пункту назначения для туристов.

Развитие этого направления действительно требует вовлеченности многих – авиакомпаний, инвесторов, туристических организаций. Наиболее важным, на мой взгляд, является установление долгосрочных целей, которые принесут пользу населению, бизнесу и повысят узнаваемость самой страны, где в результате возрастет уровень деловой активности.

Также важно, чтобы во время посещения Минска туристы получили международный уровень гостеприимства.  Например, в отеле «Ренессанс Минск» мы много вкладываем в тренинги для развития нашей команды и обеспечения наших гостей самыми современными международными стандартами. Таким образом, отели могут помочь формированию у туристов предпочтения страны как пункта дестинации в целом.

Мы много вкладываем в обучение наших сотрудников. Это наше кредо, поддерживаемое на международном уровне. Наша команда также сотрудничает с местными игроками на рынке, чтобы ускорить принятие решений на туристических встречах, мы постоянно поддерживаем инициативы, которые могут принести пользу развитию Минска.

 Павел Петько

Рубрики: Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах