Николай Мочанский: «Музей авиатехники в Боровой не будет переезжать вместе с аэроклубом в другое место»

22.06.2014 - Новости

Николай Мочанский: «Музей авиатехники в Боровой не будет переезжать вместе с аэроклубом в другое место»

Минский аэроклуб ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца отметил 21 июня 80-летие со дня создания. С первых дней аэроклуб был нацелен на воспитание героев и чемпионов. Среди тех, кто здесь работал и получил подготовку, 17 Героев Советского Союза и два Героя Российской Федерации, пять генералов авиации, чемпионы и рекордсмены мира. В планах у руководителя Минского аэроклуба Николая Мочанского не только воспитание новых героев и покорителей воздушного пространства, но и продвижение новых бизнес-проектов. О том, как «закалялась сталь» и чем может удивить аэроклуб в ближайшем будущем, Николай Мочанский рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

– Николай Петрович, не бывает будущего без истории. Чем может вызвать интерес в современном мире, насыщенном информацией и интернетом, аэроклуб?  

– Год назад мы сами задались этим вопросом и, чтобы ответить на него, создали творческую группу. Результатом стало издание книги «Минский аэроклуб. 1934–2014». Получилась без преувеличения захватывающая хроника событий, усиленная 600 иллюстрациями. Собранный материал заставил нас по-новому оценить не только значимость сделанного в прошлом, но и достигнутое в последнее время.

– Изменились критерии оценки?

– Мы слишком приземленно воспринимаем повседневность. А хроника деятельности аэроклуба оказалась зеркалом, в котором отразилось реальное участие нашей спортивно-оборонной организации в важнейших событиях истории Советского Союза и Республики Беларусь. Высокая планка была задана в момент создания тогда Минского центрального аэроклуба (МЦА). С первых дней на новую организацию были возложены задачи ведущего аэроклуба республики. В 1934 году в его учреждении в качестве юридических членов принимали участие Центральный  исполнительный комитет Белорусской ССР, а также Центральный совет профсоюзов БССР. Это был период наивысшего подъема интереса к авиации, вызванный героическим спасением челюскинцев, присвоением первой группе летчиков высшей награды страны – Героя Советского Союза.

Одной из первых акций аэроклуба стало воздушное сопровождение от Борисова до Минска поезда, на котором в БССР прибыла группа героев-челюскинцев. А 18 августа 1934 года аэроклуб полным составом принял участие в первом масштабном 20-тысячном параде в Минске, посвященном Дню Воздушного флота СССР. В этот же день состоялась первая авиамассовка, на которой присутствовали руководители республики, были проведены показательные выступления, воздушные экскурсии для многочисленных зрителей.

– Какое направление работы в тот период было приоритетным?

– Подготовка к службе в авиационных частях Красной армии. В довоенный период аэроклуб подготовил 7 выпусков летчиков. Первым боевое крещение в масштабных воздушных сражениях на Халхин-Голе в 1939-м принял Николай Шутт. 22 июня 1941 года в 5 часов 15 минут Леонид Бутелин первым совершил воздушный таран в районе Львова. В дальнейшем таран совершали и другие выпускники МЦА, в их числе Степан Карнач, Григорий Дольников, Петр Гучёк.

В годы войны 15 курсантов аэроклуба стали Героями Советского Союза. Суммарная результативность только 11 летчиков-истребителей с этим званием, по последним данным, составляет 267 уничтоженных вражеских самолетов, что равно двум эскадрам люфтваффе. Первым из выпускников МЦА звания Героя Советского Союза 6 июня 1942 года удостоен Викентий Карпович («Золотая Звезда» № 700). На счету самого результативного выпускника МЦА летчика-снайпера Александра Лобанова 40 сбитых самолетов врага, 811 боевых вылетов. Аэроклуб всегда готовил высококлассных специалистов, о чем свидетельствует и тот факт, что 5 наших воспитанников стали генералами авиации.

– Говорят, среди ветеранов есть человек, который работал в аэроклубе с первых дней его создания?

– Да, это наш легендарный Александр Быков. В этом году он отметил свой 102-й день рождения. Согласитесь, уникальный случай, когда 80-летняя история аэроклуба может быть проиллюстрирована судьбой конкретного человека. Александр Петрович сохранил не только  исключительную память, точность и образность изложения событий, но и привязанность к аэроклубу. Как представитель Белорусской ССР он участвовал во всех всесоюзных авиапраздниках в Москве, привлекался к экспериментально-испытательной, рекордной работе. Александр Петрович работал в аэроклубе на разных должностях почти 54 года. Среди его воспитанников довоенного периода пять Героев Советского Союза. Некоторые курсанты Александра Быкова стали инструкторами аэроклуба.

– Как развивалась спортивная составляющая в деятельности аэроклуба?

– В Советском Союзе массовый авиаспорт вышел на первый план в начале 1950-х. Тогда наш аэроклуб заявил о себе серией мировых рекордов спортсменов-парашютистов, подготовленных тренером Мухашатом Шаиповым. В 1960 году минские спортсмены-летчики успешно выступили на Первом чемпионате мира по самолетному спорту. С тех пор и по сей день Минский аэроклуб – серьезный конкурент на мировой спортивной арене. Практически во всех видах авиационного спорта воспитанники аэроклуба входили в мировой рейтинг.

В спорте есть четкая градация побед, на ее вершине чемпионы высших достижений. Таких не много, и каждый должен быть вписан в историю страны. Первой спортивного олимпа достигла непревзойденная спортсменка-летчица Валентина Яикова, ставшая в 1970–80-е годы абсолютной чемпионкой мира и трехкратной абсолютной чемпионкой Европы по высшему пилотажу. Вера Слободенюк (Зубова) – 10-кратная чемпионка мира, 7-кратная победительница международных соревнований, автор рекорда-долгожителя, который продержался 11 лет. А Владимир Гурный – многократный чемпион мира, абсолютный чемпион 1-го чемпионата Европы в 1975 году. Установил 78 рекордов: 42 рекорда СССР и 36 рекордов мира. Выполнил 8152 прыжка с парашютом, из которых более 500 – испытательные и 50 – экспериментальные. Гурный активно содействовал введению в практику советского парашютного спорта воздушной акробатики.

– С развитием авиации возникали и новые виды авиационного спорта. Как это отражалось на работе аэроклуба?

– Иногда перемены были кардинальными. Например, в 1974 году аэроклуб одномоментно был перепрофилирован на вертолетный спорт. Спортивные самолеты и планеры были переданы в другие организации, их место заняли вертолеты Ми-1, на которых никто в Минске не летал. Нужно было срочно переучиваться на новую технику, и это было сделано в кратчайшие сроки. Ми-1 в три этапа перегнали из Вязниковского учебного центра Владимирской области. Руководил перегонкой летчик 1-го класса, командир эскадрильи Вячеслав Иноземцев, его и пригласили остаться работать в Минске. Все усилия тренера Иноземцева были направлены на подготовку сборной команды Беларуси к чемпионату СССР. Чтобы процесс тренировки был непрерывным, он придумал простой, но эффективный прием: имитацию выполнения упражнения на земле. В результате экипаж Иноземцева показал лучший результат и с первой попытки стал чемпионом Советского Союза, а команда заняла 2-е место.

В 1970–80-е годы в Минском аэроклубе развивался новый вид парашютного спорта – парашютное многоборье, включавшее кроме прыжков с парашютом бег, плавание, стрельбу. В этот период спортсмены-атлеты Александр Мозаков, братья Николай и Сергей Чайко составляли основу сборной команды Советского Союза по парашютному многоборью и добивались наивысших результатов на международных соревнованиях.

– Еще в перестроечный период экономический кризис повлиял на массовость спортивной работы. Как известно, авиационные виды спорта требуют значительных вложений, какой выход в этой ситуации нашел Минский аэроклуб?

– Мы перешли на клубный принцип: формирование сборных команд из наиболее перспективных спортсменов. Это позволяет минимальными вложениями добиваться наивысших результатов в авиамодельном, вертолетном, парашютном спорте. Такой подход себя оправдал. Спортсмены Минского аэроклуба в последние годы неоднократно становились победителями и призерами престижных соревнований. Среди авиа- и ракетомоделистов наивысших достижений добился Владимир Минкевич, став в 2006 году чемпионом мира. В вертолетном спорте лидирует Владимир Стриенок, абсолютный чемпион Беларуси и Европы 2011 года, бронзовый призер 14-го чемпионата мира по двум упражнениям (2012).

Уверенно закрепились в мировом рейтинге минские парашютисты. На основе команды парашютистов аэроклуба формируется национальная сборная Беларуси по парашютному спорту – серьезный конкурент на чемпионатах мира. Самая значимая победа достигнута в 2012 году: Олег Фомин стал абсолютным чемпионом мира в парашютном двоеборье. Это наивысшая и самая долгожданная победа белорусского парашютного спорта. Конкуренцию Олегу Фомину составляет наша молодежь. В 2013-м Антон Кузьменко, Антон Саевич, Мария Черная, Дарья Шестакович успешно дебютировали на чемпионате Европы и Кубке мира, завоевав 4 золотые, 5 серебряных и 6 бронзовых наград.

– Вы взяли на себя руководство аэроклубом в 1997 году, когда его существование находилось под вопросом. Что помогло выйти из кризиса?

– После провозглашения суверенной Республики Беларусь начался новый этап развития системы ДОСААФ. Тогда Минский аэроклуб взял на себя обязанности национального аэроклуба, содействовал установлению контактов с международными спортивными организациями. Учитывая требования времени, мы также вели подготовку курсантов Военной академии Беларуси, решали экономические задачи. Так, в 2001 году первыми из аналогичных организаций Беларуси получили лицензию-сертификат на выполнение договорных авиационных работ. И сейчас приходится проявлять инициативу во всем, иначе грозит крах.

Мы чувствуем заинтересованность в нашей работе государства. Кроме того, наши планы и проекты поддерживают партнеры, которых увлекла малая авиация. В числе первых пришел на помощь аэроклубу в 1998 году председатель правления совместного предприятия «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» Валерий Яляев, в прошлом военный летчик. Он не только содействовал в ремонте техники, но вскоре возглавил общественную организацию «Белорусская федерация авиационного спорта», стал инструктором-общественником центрального аэроклуба. Сейчас роль ведущего взял на себя Александр Центер, председатель правления группы компаний «А-100». Александр Львович прошел у нас курс обучения пилотированию вертолета Ми-2. Можно назвать десятки людей, для которых причастность к деятельности Минского аэроклуба стала яркой и насыщенной составляющей жизни.

Интересует работа аэроклуба и зарубежных партнеров. В их числе Зигурд Кведнов. Он военный летчик, какое-то время был мэром немецкого города. Активно занимается благотворительностью: оказал значительную помощь чернобыльцам Беларуси. Есть и польский предприниматель Кшиштоф Стемпень – создатель ООО «Инко-Фуд», которое участвует в социально значимых проектах государственного масштаба, поддерживает Минский аэроклуб. Особая группа партнеров – это те, кто напрямую связан с авиацией. Совместные проекты осуществляются с Вяземским аэроклубом, который с 1991 по 2010 год возглавлял Казимир Тиханович. Он содействовал тому, чтобы на Боровой выступала с показательной программой действующая на его базе пилотажная эскадрилья «Русь», а музей авиатехники пополнился новым экспонатом.

– Создание на Боровой первого в СНГ Музея авиационной техники стало значительным достижением аэроклуба. Этот замысел оправдал ожидания?

– В полной мере. Открытие музея состоялось 4 июля 2009 года с участием 52 тыс. зрителей. Тогда было представлено 25 экспонатов. Для старта  это неплохой результат. С первых дней музей стал популярным местом познавательного отдыха для жителей Беларуси и иностранцев. Но работа по его развитию продолжается. Сегодня демонстрационная площадь Музея авиатехники под открытым небом составляет 2 гектара. В экспозиции представлено более 30 летательных аппаратов различных видов и классов. В последнее время мы начали развивать новое, космическое направление. Наши планы нашли поддержку у космонавтов-белорусов Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого. Они не только желанные гости, но и заинтересованные партнеры.

– Недавно стало известно, что аэроклуб меняет место базирования, что будет с музеем?

– В начале этого года на правительственном уровне решен больной вопрос, касающийся месторасположения аэроклуба. Теперь у нас две площадки: музей авиатехники остается на Боровой, а в южной части аэродрома Липки в течение 2–3 лет будет построен новый авиационно-спортивный комплекс Минского аэроклуба. Мы уже разработали генеральный план. Нет сомнений, что этот перспективный проект будет реализован.

– А что же станет «гвоздем» в программе юбилейных мероприятий?

– Готовясь отметить 80-летие своей деятельности, Минский аэроклуб инициировал подготовку грандиозного авиашоу, которое пройдет на Боровой 21 июня. Этот авиационно-спортивный праздник обещает быть самым массовым и запоминающимся, превзойдя все предыдущие по сложности и разнообразию показательные выступления в воздухе, а также по числу почетных гостей. В программе – выступление вертолетов, самолетов, планеров, моделей, парашютистов, пилотажных групп «Русь» и «Белая Русь». Будут представлены различные летательные аппараты, среди которых Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ан-2, Л-39, Як-52, Як-55, МиГ-29, Су-25. Планируется, что посетители праздника увидят парашютный прыжок с вертолета Ми-8 сразу двух парашютистов с государственным флагом Беларуси, а также групповой пилотаж двух вертолетов Ми-2. Будет, безусловно, и десантирование парашютистов с самолета Ан-2. В этот день мы планируем провести маневр на предельно малой высоте. Также публике, надеюсь, понравится выполнение фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте по программе «Фристайл» и выполнение тремя вертолетами Ми-2 фигуры пилотажа «тюльпан». Не обойдем стороной и военную историю аэроклуба, в этом случае проведем имитацию воздушного боя между советским и немецким истребителями и многое другое. Приглашаю всех поклонников авиаспорта: не пропустите яркое зрелище!

Юлия ВАНИНА

Рубрики: Активный Туризм Инфраструктура Музеи

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах