https://www.traditionrolex.com/8
<p>Середина сентября преподносит нам приятные сюрпризы погоды: на календаре уже осень, а за окном – лето. Солнечная погода подтолкнула меня к мысли закончить свои дальние велопрогулки в этом сезоне поездкой в Беловежский национальный парк и Музей природы в Польше.</p>

Несмотря на 13-е число, от принятого решения не отказываюсь. Долой предрассудки! Знакомая дорога и вот парковка. Оплачиваю в кассу транзитный проезд к Перерову и, сжимая в руке заветный квиток, выхожу на стартовую прямую.

Свежий  воздух приятно освежает. Ноги на педалях привычно настраиваются на рабочий ритм. Поглядывая по обе стороны дороги, объезжаю группу фотографирующихся велосипедистов. Вроде бы ничего нового, но потом отмечаю, что появилось много пожелтевших крон лиственных деревьев. Недалеко от поворота к поместью Деда Мороза краем глаза замечаю что-то черное на стволе дерева. Из любопытства останавливаюсь и возвращаюсь назад. На стволе березы вырос большой нарост. Может быть, на свежем воздухе у меня разыгралось воображение, но если природа еще немного постарается, то у головы зубра на обломанной березе появится двойник.

Вспоминаю о своей программе и опять налегаю на педали. Вот впереди заблестела гладь Лядского озера, и боковым зрением замечаю среди стволов деревьев контур головы оленя в воде. Но он почему-то неподвижен. Резко торможу и возвращаюсь назад. Оказывается, коряга и солнечные блики на воде могут ввести в заблуждение.

Знакомая процедура на границе. Польский таможенник меня уже запомнил и спрашивает, куда я в этот раз направляюсь. Приходится сознаться, что я до сих пор еще не побывал в Музее природы и леса в национальном парке. Через полчаса я уже подъезжаю ко входу в Беловежский национальный парк.

В будний день людей здесь немного, поэтому работает только одна палатка с сувенирами. По пандусу заезжаю на деревянный мостик через Наревку и еду дальше по дорожке. Вход в парк свободный. В этот теплый день кто-то загорает, прогуливают детей в колясках, а несколько человек ловят рыбу на удочку. Слева среди деревьев виднеется величественный дом губернатора Гродненской губернии (1845). Делаю несколько фотографий и поднимаюсь на дворцовый холм, где находится музей.

Как следует из объявления на стеклянных дверях, в будние дни в музее сокращенное время работы. Как мне объяснили в кассе, посещение здесь только групповое. Если я желаю, то могу присоединиться к предыдущей группе, которая только что вошла. Покупаю билет, и девушка спрашивает, на каком языке я хочу прослушать экскурсию. Отвечаю, что на польском. Она подает мне аудиогид и чипом открывает входную дверь. Внутри кромешная тьма, и только за поворотом освещается небольшой стенд, возле которого стоит пара туристов. В моих наушниках зазвучала информация об этом стенде.

Как оказалось, здесь все автоматизировано. Компьютерная программа и аудиогид ведут всю экскурсию, а за порядком мониторят видеокамеры. Вот включается свет у очередного стенда, а у предыдущего постепенно гаснет, и приятный женский голос предлагает нажать на кнопку, соответствующую номеру стенда, или на экране дисплея нажать на знак «продолжение». Теперь я припомнил, что в подобной экскурсии я уже участвовал в Швейцарии в Музее шоколада. Только там формировали группы из 15 человек на выбор по одному из иностранных языков, а голос звучал из динамиков.

Стенды в музее тематические: чучела хищников, копытных, птиц, грибы, насекомые. Вдруг из темноты у очередного стенда возникают жуки размером с крокодила, а за ними парящий шершень размером со взрослого зубра. Ощущение — как при просмотре фантастического фильма ужасов, где гигантские муравьи, гусеницы или осы нападают на людей, тем более что в наушниках звучит соответствующая фонограмма (хрюканье, чавканье, рычание или жужжание). Насекомых можно рассмотреть, как под микроскопом.

Таких огромных насекомых в нашем Музее природы нет. Мне еще понравилась возможность заглянуть к подземным обитателям, посмотреть срез кургана и побывать внутри огромного дупла.

Но зато в нашем Музее природы меньше простенков и всегда есть освещение, поэтому можно вернуться и что-то рассмотреть еще раз, сфотографировать или уточнить у экскурсовода. Протяженность этой экскурсии не более 40 минут на двух этажах. Мы выходим на лестничную площадку, где висят два указателя: один вниз на выход, второй наверх — на обзорную «вежу». Мои попутчики спускаются, говоря, что хотят увидеть «интересный дуб», а я пешком, минуя лифт, поднимаюсь наверх. Отсюда открывается вид на все четыре стороны. Правда, с запада солнце светит прямо в объектив, поэтому стараюсь прикрыть его ладонью.

Сделав несколько панорамных снимков, опускаюсь на первый этаж. У молодого экскурсовода спрашиваю, что это за «интересный дуб». Он мне объяснил, что в год последнего визита папы римского Иоанна Павла II у векового дуба от сильного порыва ветра отломилась ветвь. Неровность подровняли бензопилой, затем — то ли от воздействия солнца, то ли от древесного сока — на срезе проступил образ Божьей Матери. К этому дубу стали ходит паломники. Но когда некоторое время спустя срез обработали антисептической жидкостью, то образ исчез. Я уточнил, где находится дуб, и решил к нему подъехать в завершение поездки по дворцовому парку. Он довольно большой — с территорией около 50 га. Из исторической справки следует, что парк был заложен в конце XIX в. по проекту В. Кроненберга в английском стиле. Здесь прекрасный ландшафт и много информационных стендов, облегчающих самостоятельную прогулку. Есть также ресторан и гостиница.

Завершая круговую поездку по парку, вижу вдалеке возле ограды огромный раскидистый дуб со спиленной ветвью. Подъезжаю ближе и присматриваюсь к срезу. По этим контурам можно предположить многое, вот если бы посмотреть раньше! На всякий случай делаю фотографии с разных расстояний, позже на мониторе можно будет изучить внимательнее.

Возвращаюсь назад к исходному пункту, и тут дорогу мне перебегает ярко-рыжая белка. Она прячется за стволом дуба и недовольно цокает. Останавливаюсь, беру фотоаппарат наизготовку и цокаю несколько раз языком в ответ. Из-за ствола выглядывает любопытная мордочка с глазками-бусинками. Увидев, что я стою неподвижно, она начинает рыться у основания дерева и, откопав что-то съестное, начинает его грызть. На ум невольно приходят выученные когда-то в детстве строки:

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра  чистый изумруд.

Пора возвращаться. Двигаюсь по небольшой тропинке вправо, чтобы проехать еще раз через «царские ворота». На них должен удачно падать свет заходящего солнца. Остановив велосипед в десятке метров за припаркованными машинами, поднимаю фотоаппарат и только сейчас замечаю уникальную картину: в проеме ворот стоит молодая парочка, а на девушке подвенечное платье. Вот тебе, суеверному, и вторник 13-е число. Не могу пропустить такой кадр.

В это время высоко в небе раздается клекот журавлей как напоминание, что пора возвращаться домой. До закрытия пункта пропуска осталось чуть больше часа, а ехать до него около пяти километров. День пролетел незаметно. Наудачу делаю прощальный снимок улетающих птиц с максимальным увеличением и до границы еду без остановки.

И все-таки пришлось еще два раза остановиться, но уже на своей территории: один раз возле Лядского озера, на котором в свете розового заката плавала большая семья лебедей, а второй раз — на полпути к главным воротам. Около обочины стоял большой замшелый пень, который напоминал скатерть-самобранку с пущанским угощением. Мимо такого чуда невозможно было проехать.

После всего увиденного чувствую, что приехал сюда не в последний раз.

https://www.traditionrolex.com/8