Состоялся семинар, на котором турфирмам разъяснили спорные моменты новых правил оказания туруслуг

15.12.2014 - Новости

Автор: Надежда СУСЛОВА


Состоялся семинар, на котором турфирмам разъяснили спорные моменты новых правил оказания туруслуг

В Минске состоялся семинар «Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма Республики Беларусь», организованный Нацагентством по  туризму для работников туристических предприятий.  

Главное в новых правилах – регулирование отношений между турфирмой и туристом

Этот семинар возник не на пустом месте: оказалось, что новые Правила оказания туруслуг,  утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2014 года № 1064, вызвали множество вопросов у туристических компаний, причем, как это ни странно, не до того, как они были приняты, а после утверждения.  Для того чтобы разъяснить непонятные моменты и расставить все точки над «і», был приглашен главный юрисконсульт Департамента по туризму МСиТ Александр Кречетов. Он начал свое выступление с того, что напомнил уже имеющиеся документы, регламентирующие туристическую деятельность, а именно Конституцию РБ, в которой закреплены права граждан на свободное передвижение, отдых и оздоровление, Гражданский кодекс, где содержится понятие о предпринимательской деятельности, Закон «О туризме» и другие декреты и указы. Он напомнил присутствующим, что сегодня туристическую компанию открыть очень просто, но все они должны в обязательном порядке иметь свидетельство о государственной регистрации. Без этого документа турфирма существовать не может. Что касается непосредственно Правил, то они, по словам специалиста, ничего нового не привнесли, а просто детализировали уже имеющиеся нормативы. Затем он прокомментировал вопросы, поступившие из зала, касающиеся согласования режима работы туристических организаций в местных исполнительных органах: «Все предприятия и организации имеют собственный режим работы. Есть он и в турфирмах. Нельзя допускать, чтобы клиент пришел, а фирма пока не работает или уже работу завершила. Поэтому необходимо и самим турфирмам, и их подразделениям и филиалам написать в исполкомы заявления в произвольной форме и приложить договор аренды помещения. Процесс согласования занимает 5 рабочих дней, решение выдается бесплатно и бессрочно, то есть пока работает сама фирма. Если в сезон возникнет необходимость пересмотреть режим работы, то это можно сделать в рабочем порядке».

Следующий вопрос касался того, какие сведения о себе турфирма обязана предоставить туристу по его просьбе. В этом тоже нет ничего сложного или сверхъестественного. Это такие документы, как: свидетельство о госрегистрации, информация о местонахождении фирмы (адрес), информация о скидках и бонусах, информация о категории туристов, которым предоставляются скидки (сотый или тысячный турист, молодожены, студенты, пенсионеры и пр.), свидетельство о сертификации, Книга жалоб и предложений и информация об организациях, осуществляющих контроль в сфере туризма. Александр Кречетов подчеркнул, что Книга жалоб и предложений должна быть в обязательном порядке, причем сотрудники фирмы не вправе требовать от туриста, который хочет оставить там запись, документов, удостоверяющих личность, или требовать ответа, почему он хочет это сделать.

Следующий комментарий касался оформления договоров с клиентом. Специалист подчеркнул, что испытал потрясение, когда в нескольких турфирмах при проверке обнаружил, что там продолжают заполнять ваучеры, которые уже отменены. Основой взаимоотношений между туристом и фирмой является договор. Вместе с тем, по словам юриста, из имеющегося образца типового договора нельзя исключать по прихоти турфирмы основополагающие положения, а вот дополнять или добавлять приложения – можно. Главное, чтобы их содержание не противоречило имеющимся законам РБ. Без согласования с заказчиком услуги можно заменять только аналогичными или более высокого качества. Если предлагаемая услуга хуже той, что указывалась в договоре, и это предполагает изменения в стоимости, эти изменения обязательно необходимо согласовывать с заказчиком. Изменить маршрут следования турфирма вправе, если возникают обстоятельства непреодолимой силы. Руководитель группы на месте решает, могут ли туристы посетить тот или иной пункт, если там происходят какие-то природные катаклизмы или политические события, а также принимает решение о замене этого пункта без изменения стоимости тура.

Один из вопросов был связан с организационными расходами, которые несет фирма. В том случае, когда турист отказывается от поездки, турфирма вправе не выплачивать ему расходы, фактически понесенные фирмой. Но эти расходы должны быть подтверждены документально! В реально понесенные потери, по словам юриста, входят и информационно-консультационные услуги, которые также нужно оформить документально, составив договор в произвольной форме или выдав чек.

Острая дискуссия возникла по поводу пункта № 39, связанного с обслуживанием несовершеннолетних. Ситуация на самом деле весьма странная. Учреждения образования, как рассказали участники  семинара,  запрещают заключать договоры на обслуживание с педагогами, а только с родителями. Можно заключать договор с директором, но это юридически неправильно – директор несет ответственность за учащихся только в стенах школы. Получается, что либо 40–45 родителей должны заключить договора с турфирмой на обслуживание, либо написать каждый от себя доверенность, заверенную нотариально, учителю, едущему с группой! По мнению юриста, ответственность за ребенка несут только родители. Как быть турфирме в данном случае – осталось невыясненным.

«Провис» и вопрос Игоря Чернозипунникова, руководителя компании «Дитриб», о том, нужно ли предъявлять иностранцу, который едет в Беларусь, договор с белорусской турфирмой консульскому учреждению. По его словам, консульские учреждения за рубежом удивляются, когда видят, что турист едет в нашу страну на 15 дней: «Что он там будет делать?» Поэтому необходимо направить во все консульские службы, расположенные за рубежом, разъяснительные письма по этому поводу. Это предложение поддержал директор Департамента по туризму Вадим Кармазин, который отметил, что на недавней встрече представителей консульских служб за рубежом выяснилось, что их нужно просвещать и рассказывать о туризме.

Интересный вопрос задала руководитель туркомпании «Дортур» Алла Сафонова. Компания организует экскурсии по городу и выписывает квитанции на каждую (квитанции, кстати, никто не отменял!): «Как сделать, чтобы полученные суммы пошли в статью «экспорт»? Мы пытаемся заключать договоры с каждым туристом, просим у них паспортные данные, у людей просто шок! Кто-то хочет нам их предоставлять, кто-то откровенно смеется. И это действительно смешно, так как экскурсия длится 3 часа». «Да, действительно это так, – подтвердил Вадим Кармазин, – это издержки нашей статистики».

Евгений Снаговский, преподаватель БГУФК, спросил: считается ли авиагруппа тургруппой? Если да, то ей необходим руководитель, а, как правило, таких руководителей нет. Александр Кречетов ответил, что руководитель является представителем турфирмы в чужой стране, а значит, он должен сопровождать и авиагруппу. Альтернативой может быть «полпред» от турфирмы, который находится в данной стране и будет отвечать за туристов.

В заключение участники семинара попросили составить постатейные комментарии к Правилам и вывесить их на сайте Минспорта, а также расшифровать ссылки на имеющуюся законодательную базу, содержащиеся в документе.  

Беловежская пуща может стать безвизовым коридором

На вопрос из зала о стоимости виз для иностранцев в аэропорту и о путях ее снижения ответил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин. По его словам, Минспорта и Департамент постоянно поднимают тему улучшения визового климата в различных инстанциях: «МСиТ передал свои предложения, касающиеся либерализации визового режима, в Совмин. Они касаются снятия платы за срочность получения визы, признания виз, выданных иностранцам Российской Федерацией, и других моментов».  Сегодня  готовится проект указа о безвизовом режиме въезда иностранцев на территорию белорусской части Беловежской пущи. Согласовывается также с правительством список спортивных мероприятий, участникам которых будет разрешен безвизовый въезд на территорию Беларуси: «Пока это касается только  спортсменов. Эта тема идет осторожно, медленно, но эти вопросы рассматриваются. Чемпионат мира по хоккею в Минске показал, что организация безвизового въезда – эффективная мера по привлечению туристов». Вадим Кармазин отметил, что  МИД продолжает переговоры с Евросоюзом. При этом диалог по этим вопросам ведется и на уровне межправительственных комиссий: «Недавно я присутствовал на  заседании белорусско-польской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, и  этот вопрос рассматривался отдельным блоком».

«Когда мы спрашиваем на аттестации у выпускников Витебского университета им. Машерова, какую должность занимал Петр Миронович, правильного ответа не дает никто»

Об этом мы говорили до начала семинара с членами аттестационной комиссии экскурсоводов. Ситуацию для участников  семинара разъяснила начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Нацагентства Елена Лихимович. Она подчеркнула, что зачастую на аттестацию приходят люди, которые имеют историческое образование, но не знают, чем должен заниматься экскурсовод и что такое методика проведения экскурсий. Члены аттестационной комиссии, которые сидят днями напролет, приходят в ужас от того, что представляют им будущие экскурсоводы. Поэтому в новом Положении о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации предусмотрена платная аттестация, чтобы оплатить работу комиссии, а также провести выездные аттестации на маршрутах. Кроме того, экскурсовод должен будет аттестоваться по определенным темам, и они будут внесены в формуляр, дополняющий бейдж. Контроль за соблюдением этих правил будет осуществляться аттестующим органом, то есть членами комиссии. Пока аттестация привязана к Минску в связи с электронными тестами, проводимыми на базе БГУФК. Но в будущем аттестация будет проводиться и в областных центрах.

Динамика роста оформления tax-free в Беларуси после ЧМ по хоккею прекратилась

Об этом рассказал заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли РБ Андрей Мешков. В частности, он напомнил, что система tax-free в Беларуси начала работать с 1 сентября 2012 года. Ответственным за ее осуществление определен РУП «Белтаможсервис». Заключено 92 договора с торговыми организациями Беларуси. По состоянию на 5 декабря нынешнего года таких организаций насчитывается 298. К примеру, активно включились в этот процесс предприятия Белювелирторга. Сегодня можно сказать, что во время ЧМ по хоккею количество оформленных tax-free выросло в пять раз. А теперь эта динамика прекратилась. Что покупают иностранцы в РБ? Лидерами среди покупателей являются китайские туристы. Они покупают – и это вообще хит продаж – ювелирные изделия, чаще всего с янтарем и с бриллиантами. Стоимость покупок – от 300 тысяч  до 6 млн рублей. Иностранцы с удовольствием покупают нашу косметику и продукты питания. Специалист призвал турфирмы к более агрессивному маркетингу и более плотной работе с торговыми предприятиями. В аэропорту есть специальный ящик, куда можно бросить грамотно заполненный  чек. Из-за того, что эти чеки не всегда заполняются правильно, уже не выплачено около 40 млн рублей. Создан специальный  сайт www. tax-free.by, на котором можно найти все разъяснения по поводу данной системы.

Турист умер – стоимость путевки возвращается страховщиками…

Ведущий специалист управления медицинского страхования Ирина Ковриго рассказала о страховании в туризме при организации туров за пределы Республики Беларусь и ответила на вопросы, возникающие при нестандартных обстоятельствах. В частности, туристы, застраховавшие себя по системе «Турист», имеют возможность вернуть сумму консульского взноса, если визу не открыли. В случае отмены поездки страховая компания возвращает стоимость консульского сбора и стоимость самой поездки и транспортные расходы. Но основания должны быть более чем серьезные: смерть или экстренная госпитализация туриста, кража паспорта, призыв на военные сборы и пр. Если с туристом что-то случилось, но он находился в нетрезвом состоянии, то страховка не выплачивается. Страховка выплачивается, если страна, куда собрался ехать турист, объявлена зоной военных действий. Об этом должно быть как минимум объявлено на сайте МИД. На детские группы распространяются два вида страхования: от невыезда и от досрочного возвращения. С Белгосстрахом выгодно дружить – для партнеров сумма страховки на 90 дней составляет 9 долларов с человека, для непартнеров – 18 долларов.

Основное количество жалоб от туристов касается автотранспорта

Директор Департамента по туризму Вадим Кармазин сообщил, что 30% жалоб, поступивших в нынешнем году в Минспорта, касаются именно транспортной составляющей. Особенно много было жалоб на организацию автобусных маршрутов в Болгарию. Комментарии к изменениям и дополнениям в Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1087, дал начальник отдела развития перевозок и лицензирования Минтранса Андрей Гладкий. Он отметил, что изменений немного и они касаются в основном перевозки детских групп. В частности, к таким перевозкам допускаются водители, которые имеют стаж вождения не менее 3-х лет и не привлекались к административной ответственности за последний год. В условиях плохой погоды – тумана, снега и пр. – перевозка детей не рекомендуется. Техосмотр транспортное средство должно пройти не позднее, чем за 7 дней до поездки. Если дети едут с родителями, то это уже не перевозка детей. Дети могут совершать поездки с 5 утра и до 23.00 ночи. Но если дети возвращаются домой и движение начато до 23.00, то это тоже допустимо.

Турфирмы должны обратить внимание на экологический налог

Специалист ИМНС Минской области Ирина Морозова сообщила, что в следующем году на 1% увеличивается подоходный налог. Напоминаем, что в настоящее время он составляет 12%. Она обратила внимание турфирм на экологический налог, который касается не только владельцев собственных зданий, но и арендаторов: «Это налог – копеечный, но если вы его не платите, то получите солидный штраф». А самое главное: «Никаких изменений в налогах, касающихся турбизнеса, не предвидится». Как говорится, лучшая новость – это отсутствие всяких новостей.

 

 

 

Рубрики: Новости Мсит

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

15.12.2014 12:33
надтаЦикава
ответить

Можно поподробней про НДС 13%?

15.12.2014 12:50
susnadia
ответить

Извините, товарищи и господа! НДС (20%) тоже должен увеличиться, но пока речь идет ТОЛЬКО о ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ!!!

Аватар

15.12.2014 20:13
Агент
ответить

А экологический с чего платится (если арендатор)?

Аватар

15.12.2014 23:42
Турагентство
ответить

"Как быть турфирме в данном случае – осталось невыясненным. «Провис» вопрос... " 

Феерично! И за это нужно было платить 500 тыс. рублей? Чтобы узнать, что Департамент по туризму на пару с нацагентством не знают ответы на придуманные ими же вопросы в новых правилах оказания туруслуг???

 

Аватар

15.12.2014 23:47
натуралист
ответить

Ответ к комментарию #4

Это наша родина, сынок, - сказала мама маленькому глисту в  жо.е.

Аватар

16.12.2014 11:48
Андрей
ответить

"Поэтому необходимо и самим турфирмам, и их подразделениям и филиалам написать в исполкомы заявления в произвольной форме"

Вовсе и не в произвольной, а по утверждённой форме.

Аватар

16.12.2014 11:58
Андрей
ответить

"В реально понесенные потери, по словам юриста, входят и информационно-консультационные услуги, которые также нужно оформить документально, составив договор в произвольной форме или выдав чек."

Что значит или? И договор и чек должен быть. 

Аватар

16.12.2014 12:06
Андрей
ответить

"Александр Кречетов ответил, что руководитель является представителем турфирмы в чужой стране, а значит, он должен сопровождать и авиагруппу. Альтернативой может быть «полпред» от турфирмы, который находится в данной стране и будет отвечать за туристов."

Интересно, он так и сказал? Или это журналист так напечатал? Турфирма - это что вообще такое, в каком нормативно-правовом акте содержится определение турфирмы? Это туроперетор, турагент, или это третьи лица (принимающая сторона)?

Аватар

16.12.2014 18:51
волоцуга
ответить

Ответ к комментарию #8

ну, будьте же  полностью объективным: не нормативно-правовом акте, а нормативном правовом акте. Все же надо быть актуальным до конца. 

Аватар

16.12.2014 12:27
ТУРАГЕНТ
ответить

к сожалению не довелось побывать на семинаре.  подскажите, по пунктам 32 гл. 9 и 58-59 в 10 гл. звучали вопросы? если да - как их комментировали

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах