<p><strong>Не знаю, как у вас, а у меня утро начинается с того, что я залайкиваю 5-6 первых попавшихся доброжелательных аполитичных постов в Фейсбуке. Потом, по ходу дня, я еще не один раз возвращаюсь к ленте, узнавая новости о знакомых и не знакомых мне людях и попутно подыскивая полезную информацию, интересные новости. В первую очередь мне, конечно, интересны посты, связанные с туризмом. Отсюда – пристальное внимание к известным (и не очень известным) персонам, так сказать, олицетворяющим белорусский турбизнес.</strong></p>

Вообще я согласна с теми, кто говорит, что любая персональная фейсбучная лента скажет вам о человеке все. Даже если она куцая, и в ней только коты и банальные статусы типа «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Кстати, по моим наблюдениям, человек с такой лентой – очень-очень опасен. Впрочем, один мой друг (тоже известный в кругах турбизнеса человек) считает, что в этой жизни опасны вовсе не обладатели фальшивых статусов, а вот по-настоящему опасно быть искренним на ФБ, грубо говоря, постить то, что на самом деле думаешь, и лайкать то, что тебе реально нравится. Мол, на каждого активного фб-пользователя заведена папочка (файлик все же, видимо), где собраны все откровенные высказывания юзера, изобличающие его гражданскую позицию. Иногда я вспоминаю эти слова друга и боюсь писать. А вдруг, действительно, когда-нибудь в наших непредсказуемых краях будут выносить приговоры прямо по этим злосчастным фб-папочкам?..

Однако шутки шутками, а Фейсбук на самом деле дает возможность ощутить, чем персонально живет белорусский турбизнес. Мы навскидку взяли несколько имен, наиболее активно и разносторонне проявляющих себя в социальных сетях, и чуть-чуть прошлись по ленте, выставив кое-какие оценки.

Александр Ванюков, «Санни Трэвел»:

Что и говорить, лента у господина Ванюкова суперпестрая, диапазон интересов  от общественно-политических до узкопрофессиональных.

С интересом наблюдаю, как растут патриотические, местами даже националистические настроения Александра Степановича, который, между прочим, родился в России и не является белорусом по национальности. Сильная независимая личность! Невозможно не заметить, что мэтр неизменно троллит российскую тему – санкции, падение рубля, уничтожение продуктов и прочее. В то же время в последнее время в его ленте – все больше красот белорусской природы. Не исключено, что Александр Степанович, испокон века позиционирующийся в выездном лакшери-секторе, олицетворяющий, так сказать, буржуазность, гламур и дольче вита нашего турбизнеса, в одном шаге от реального простого белорусского инкаминга со всеми его двумя замками и «Дудутками».

Кстати, с появлением некоторого количества достойной инфраструктуры (в первую очередь мы, конечно, имеем в виду хорошие отели) замечаю, что многие операторы, прежде не имевшие дела с въездным туризмом, стали с интересом поглядывать в эту сторону. В чисто маркетинговых постах Александр тоже держит нос по ветру. Сейчас в его ленте реклама пятизвездочного отеля в Карловых Варах, смелое (с учетом кризиса!) предложение речных круизов по Азии и Европе с 50%-ной скидкой, промоушен Америки как все еще нового предложения для белорусского рынка, ну и так, по мелочам: например, приятная любому классическому оператору инфа о том, что букинг в очередной раз как-то там опростоволосился.

Игорь Чергинец, «Белавиа»:

Тут одно слово  респект. Я вообще порой удивляюсь, как у нас все лето чартеры по расписанию курсируют: Игорь Николаевич все время в Сети. Он успевает постить  авиационные новости, перепощивать материалы из других лент, любезно отвечать на вопросы в личных сообщениях, лайкать нужную информацию, при этом  четко прослеживается жесткое лоббирование интересов «Белавиа». Если вам нужна актуальная хроника всех авиапроисшествий за день практически по всему миру – добро пожаловать  в ленту господина Чергинца, кажется, он не пропускает ничего.

Также мимо него не проходит любая положительная инфа о «Белавиа», не зря все же Игорь Николаевич — первый человек по маркетингу в Национальной авиакомпании.

При желании можно заметить, что заместитель генерального слегка подтролливает конкурирующие авиакомпании, но это бросается в глаза не сразу, а лишь при ежедневном близком знакомстве с лентой, пожалуй, одного из самых влиятельных людей в нашем туризме, поскольку, как сказал еще в 1990-х годах один из основоположников белорусского турбизнеса, «у кого самолеты – у того и туризм».

Руслан Сегенюк, «Тайм Вояж»:

Ну, господин Сегенюк тоже времени на работе зря не теряет. При этом его активность в ленте дает неплохое представление как о рынке горящих туров в Черногорию, так и о личных релакс-пристрастиях бизнесмена, деловая активность которого с годами усиливается, что приносит, судя по всему, неплохие плоды. Последний «хит» в ленте Руслана – рекламный тур в Перу почти за 3000 долларов. Как сибарит и поклонник гольфа, господин Сегенюк постит бокалы с «Доном Периньоном» и «Лимончеллой» (кто скажет, что это не имеет отношения к туризму?) и лужайки с лунками. В ленте бизнесмена-Сегенюка начались продвижка горнолыжного отдыха в Андорре, реклама недорогих перелетов в нужных Сегенюку направлениях, антикризисные условия покупки туров в компании в рассрочку и, конечно, горящие туры на коронное направление Руслана – Черногорию. Кстати, не совсем понятно, горела она в этом году или все же не горела? И что это вообще был за сезон такой? Но это отдельная тема.

А вот если есть желание узнать чуть больше о личности Руслана Сегенюка, следует обратить внимание на такой пост: «Давно не гуляли по Минску. Верхний город, мансардные кафе и бары, коробейники, концерт классики и бесплатные мастер-классы по танцам. В «Бандински» и «Винный шкаф» не попасть. Гордость за Менск здесь: Bistro de Lux». И, помнится, один из «социальных» постов Руслана Сегенюка наш портал даже перепощивал.

Идем дальше. Имея цель сравнить ленты разных поколений белорусского турбизнеса, мы обратились к фэйсбучным постам, так сказать, другой генерации – более молодой. И знаете, контраст есть. У поколения, идущего на смену, лента заметно легче и жизнерадостнее. Чувствуется, что молодежь не обременяют ни тяжелый опыт, ни «социальные предрассудки».

Павел Працукевич, «Аэротрэвел»:

Вот, например, прекрасный свежий пост на тему отдыха от Павла Працукевича:

«Ребзя, ребзя, в пятницу же дринкенденс на террасе, приходите тусоваться!
КДПВ присутствует…». Согласитесь, трудно представить, чтобы нечто подобное появилось в лентах у Ванюкова, Чергинца или того же Сегенюка.

Есть у Павла в ленте и собственно туризм. Причем все четко: классный рекламник на Родос и куча хвалебных перепостов на эту тему. Ну про английский и Карла в ленте даже упоминать не стоит  обычное дело.

Анна Воронкова, «Библио Глобус»:

В ленте у Анны, как это сейчас принято, много постов просто с отмеченными местами. Благо, технологии позволяют делать это быстро, без лишнего набора. Мне это напоминает надписи на достопримечательностях «я был тут», только без вандализма. Покорил июньский пост из инстаграма «День рождения Мега Босса!!!»  и сам «Мега Босс» Игорь Шаршунов с тортом (фото). На страничке Анны обильно представлено селфи – жанр, который, как известно, делает лицо человека удивительно фактурным и беззащитным. На мой взгляд, с точки зрения профессиональных интересов Анна предана интересам фирмы: объявления о вакансиях, фотоотчеты с семинаров, дешевые путевки на Кипр из Минска и так далее. Правда, многие посты Анны, как и Павла, предназначены только для друзей, поэтому – добавляйтесь!

Добавлю, что ленты всех вышеперечисленных представителей турбизнеса мне показались доброжелательными или прикольными, но, во всяком случае, не агрессивными, как это, бывает, обнаруживается в лентах «фейсбучан», которых случайно пускаешь в друзья. Ну, а если отвлечься от персоналий, конкретно – Фейсбука, и поговорить в целом о турбизнесе в сети, то самой лучшей страничкой я считаю страницу компании та-да-м... «Ростинг» ВКонтакте.

Без сомнения, продающая лента «Ростинга» ВКонтакте – выше всяких похвал. Вот где действительно жизнь кипит!