Обмелевший Сож подарил историкам деревянную барку XIX века

06.10.2015 - Новости

Обмелевший Сож подарил историкам деревянную барку XIX века

Редкую находку обнаружили недалеко от Гомеля. Остатки деревянного судна со множеством хорошо сохранившихся фрагментов дополняются фрагментами перевозимых товаров и другими необычными артефактами.

О редкой для Гомеля находке сообщил официальный сайт Гомельского дворцово-паркового комплекса palacegomel.by. На одном из обмелевших участков Сожа, располагающемся на южной окраине города между Новобелицей и урочищем Раковая Лоза, обнаружились остатки деревянного судна.
На Соже нашли деревянное судно XIX века

Найденное судно — деревянная барка, или «берлин», — несамоходное судно типа речной баржи. Такой водный транспорт получил широкое распространение в Восточной Европе еще со Средних веков и использовался до середины XX века.

Среди остатков большой плоскодонной деревянной барки — дубовые шпангоуты (поперечные ребра), составлявшие основу каркаса, деревянные доски обшивки, крепившиеся с помощью деревянных гвоздей. Есть и металлические детали — скобы и большие кованые гвозди длиной от 19 до 34 сантиметров. Длина найденной барки составляла более 22 метров, а ширина — около десяти метров.

С начала XIX века Сож, вплоть до строительства железной дороги, оставался главным торговым путем, по которому Гомель снабжался различными товарами. На реке было довольно много мелководных участков. В одном из таких мест и была сделана находка.

По словам директора Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Федора Шклярова Галины Нечаевой, одна из верфей по строительству таких барок находилась в Ветке, работали на ней в основном старообрядцы. Они же возглавляли еще две верфи — в Лоеве и украинском Радуле. Дед Галины Нечаевой также работал на такой верфи. По его воспоминаниям, суда сплавлялись по Сожу, затем по Днепру, их волоком перетягивали через днепровские пороги. Суда доходили до Черного моря, а затем — до Турции. Состав товара менялся в ходе торгового путешествия. Одним из товаров были кованные старообрядцами знаменитые ветковские якоря.

Рядом с баркой было сделано несколько находок, относящихся ко второй половине XIX века. Это обломки нескольких кирпичей, на одном из них есть оттиск «УВАРОВИЧИ». В то время в Уваровичах один за другим открылись два кирпичных завода — один в 1876-м, второй — четырьмя годами позже. Здесь же нашлись фрагменты глиняных сосудов, один из них практически полностью может быть собран — крынка, или кувшин со внутренним покрытием зеленой поливой.

Еще один фрагмент историки определили как обломок расписной фаянсовой тарелки с портретом Тараса Шевченко. Подобные изделия выпускались на фабрике Товарищества М.С. Кузнецова в селе Буда Харьковского уезда. В конце XIX — начале XX века товарищество стало одним из самых крупных производств фарфора и фаянса в Российской империи.

Но наиболее значимой находкой работники музея считают наградную металлическую ленту с надписью «За Севастополь». Такими лентами награждали за мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя в 1854-1855 годах. Найденную ленту носил матрос флотского экипажа.

www.moyareklama.by

Рубрики: Общество

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах