Например, можно привезти православным для почитания мощи святого, которые хранятся в католическом монастыре, но считаются святынями у обеих конфессий. Много ли таких святынь? С ходу сказать сложно. Однако их точно не две и не три: Туринская плащаница, мощи святого Николая в Бари, мощи Иоанна Златоуста, частицы Животворящего Креста... Есть и такие общие святые места, как гробница Лазаря на Кипре и базилика Святого Петра в Ватикане. Но это все дальнее зарубежье. А есть ли подобное в Беларуси?
Конечно, есть. Жировичская икона Божией Матери, к примеру, почитается не только католиками, но и православными. Точных сведений о ее создании нет, но, по легенде, она была обнаружена на дереве в XV веке пастухами вблизи Жировичей (Слонимский район). Нетрудно догадаться, что позже икона стала святыней Жировичского монастыря. Как известно, обитель перешла в XVII веке к греко-католикам, а обратно православным монастырь передали примерно через 200 лет. Скорее всего с этим и связано совместное почитание.
Уникальность ее в том, что когда-то икона фактически была предметом спора, а теперь она может объединять людей. Есть и еще один параметр, который дает право говорить об уникальности. Из всех знаменитых икон с изображением Богородицы она самая маленькая: всего 5,6 см на 4,4 см. К тому же выполнена святыня из камня, а не написана на холсте или дереве. Это не единственная икона, которая почитается в Беларуси и католиками, и православными. Например, есть Белыничская икона Божией Матери. Считается, что в XIII веке ее привезли в Могилевскую губернию монахи из Киево-Печерской лавры. Она прославилась различными чудесами. Даже название Белыничи нынешний горпоселок в Могилевской области получил, как гласит предание, именно благодаря иконе. По легенде, во время ночного богослужения от образа стал исходить свет, и стало светло, как днем – была белая ночь...
В XVIII веке икона была коронована, как это принято в традиции Католической церкви. Короны были изготовлены по заказу семей Огинских и Сапег, а освящены в Риме Папой Бенедиктом XIV. К сожалению, как и крест Евфросинии Полоцкой, этот образ Богородицы пропал во время Великой Отечественной войны, сейчас существуют его копии. Есть и такая общая святыня, как Барколабовская икона Богородицы. Ее список есть, например, в собрании Национального художественного музея. Отреставрированный оригинал иконы находится в Барколабовском монастыре (Быховский район). У этого изображения тоже очень интересная история, однако ее мы опустим. Потому что, если описывать все подобные святыни Беларуси и рассказывать об их истории, то получится целая книга.
Кстати, в Минске в 2013 году как раз была презентована книга французского дипломата Мишеля Ренери «Чудотворные иконы Беларуси». Тогда он занимал пост посла Франции в Беларуси. Предисловия к его работе, которая, кстати, написана на французском и пока никем не переведена на наши государственные языки, были написаны нынешним Почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси (а в то время – действующим предстоятелем БПЦ) митрополитом Филаретом и митрополитом Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.
Сам Мишель Ренери – католик, но в своей книге он рассказал и об иконах, которые дороги православным, и о почитаемых обеими конфессиями. Возможно, другие иностранцы-христиане тоже обратят внимание на Беларусь с точки зрения религиозного туризма. Конечно, для этого надо и самим рассказывать о святынях, а не просто ждать, когда это сделает за нас дипломат из Европы. Можно обмениваться паломниками с Литвой, развивать религиозный туризм. Так, для белорусов в Вильнюсе могла бы быть интересна часовня, в которой находится общая для католиков и православных святыня – Остробрамская икона Божией Матери. Литовцам тоже есть на что посмотреть в Беларуси – ярким примером может послужить любая из описанных святынь, а их в стране намного больше.