https://www.traditionrolex.com/8
Эта картина создавалась, чтобы стать Событием. Как минимум, для зрителя, которому до сих пор болезненны события первой половины 90-х годов прошлого века.

«ПИРАМММИДА»

(25, Сб, ОНТ, 23-20)

Россия, 2011, 105 мин., PG. Реж. Эльдар Салаватов («Семейка Ады», «Антикиллер Д.К. Любовь без памяти»); в рол.: Алексей Серебряков (Мамонтов), Фёдор Бондарчук (Илья Белявский), Екатерина Вилкова (Вера), Пётр Фёдоров (Антон Фомин), Никита Салопин (Дмитрий Зотик), Алексей Горбунов (полковник), Артём Михалков (майор), Даниил Спиваковский ( Гутов), Юрий Цурило (генерал Попов), Анна Михалкова (Оля), Владимир Пермяков (Лёня Голубков), Сергей Колтаков (премьер-министр), Игорь Яцко (Резо), Анастасия Ричи (Кнопка), Сюзанна Шпак (Ира), Петр Зекавица (Петр), Богдан Титомир (Богдан Титомир), Геннадий Давыдько (министр), Вячеслав Хоронеко (охранник)

Жанр. Историко-биографическая приключенческая драма, при сочинении сценария которой, использовались и литературные труды Сергея Мавроди.

f_71980

Потенциал. Эта картина создавалась, чтобы стать Событием. Как минимум, для российского зрителя, которому до сих пор болезненны события первой половины 90-х годов прошлого века. Ведь тогда миллионы людей были потрясены потерей денег. Как реальных, так и перспективных. Были ведь и такие, которые продавали свое имущество до последней нитки, чтобы, вложив деньги в МММ быстро разбогатеть. Воистину, синдром «золотой лихорадки». Правда, как выяснилось - горький привкус из недалекого прошлого -- еще не повод идти в кинотеатр. Для этого требуется увлекательное зрелище. И создатели «ПираМММиды» много усилий положили на его создание, чем, на мой взгляд, во-первых, в определенной мере растворили суть замысла, а во-вторых, так и не добились создания фильма, интересного и без знания нюансов истории МММ.

44883895  

Положение дел. Из «ПираМММиды» мы, увы, не узнаем, как сформировался центральный персонаж - человек, который, выбившись из низов, стал мега-олигархом и тягался силами с российскими властями. Зрителям, как факт доводится, что после развала СССР, уже в новой России, приватизация, то есть распределение лакомых кусков доселе «общенародного пирога», заточена под создание клана местных богатеев. Ведь в ней мог участвовать только российский капитал, а был он у очень узкой группы лиц или организаций. Причем, через весь фильм красной нитью проводится консультационное участие в проекте США. Глядя на это, лишний раз задумываешься, почему Штаты, в общем-то, победив злейшего врага в холодной войне, так и не помогли ему с демократическим становлением, как то было с ФРГ или Японией? Не знаю, стратегическая ли это ошибка, либо некий коварный злой умысел, но боюсь, что об этом еще придется вспоминать с тоской.

Пущенная же на самотек Россия, первым делом ударилась в загул в лице своих наиболее энергичных представителей. До сих пор словосочетание «новый русский» имеет четко окрашенный оттенок. Но были и такие русские, которых даже гигантские деньги не превращали в распущенных нарциссов… 

f_71796  

Отец МММ. Сергей Пантелеевич Мавроди родился 11 августа 1955 года в Москве в семье монтажника и экономиста. Он наполовину русский, на четверть украинец и на четверть грек. Типичный интеллектуал с очень своеобразной жизненной позицией. Внешне напоминает ребенка, страдающего аутизмом. Однако внутри очень организованный, предельно жесткий, а в делах – отчаянный. Судя по данному фильму, он имел возможность продать свое детище за $50 млрд. (напомню, в прошлом веке) и жить припеваючи, но лично ему не нужны материальные блага…

Выход «ПираМММиды» в прокат несколько раз откладывался. Продюсеры явно хотели подобрать подходящий момент для старта, поэтому в обществе с подозрением отнеслись к активизации деятельности уже отбывшего срок Мавроди. Между тем, ведущие телеканалы России с удовольствием сделали его главной персоной популярных ток-шоу. Участвовали в них и создатели представляемой картины, но отказывались признавать, что у них с Мавроди -- рекламная акция. О том, что это правда, я понял, увидев в интернете обращение знатного махинатора к президенту Беларуси с предложением разрулить финансовые проблемы с помощью воссоздания МММ. Сергей, как обычно сидел в своей пустой квартире, характерно заложив руки за голову.

c7b4dae97600759571020f988bc8b200  

Образ. В «ПираМММиде» Мавроди переиначили в Сергея Кондратьевича Мамонтова, но добивались буквального сходства с ним. В походке, гримасах, легком заикании… Но если честно, это больше смахивает на пародийное шоу, в котором форма важнее содержания. Причем, герою потрафили, пригласив на его роль достаточно привлекательного актера. Впрочем, в этом плане куда больше везет беглому богатею Б.А.Березовскому. Того, отнюдь не красавца, в фильме «Олигарх», посвященном его судьбе, играл секс-идол поколения Владимир Машков, а в «ПираМММиде» -- близкий к этому статусу – Федор Бондарчук. Как мне видитсся, в обоих случаях -- это стратегическая ошибка – ибо люди с подобной внешностью имеют иные мотивы и комплексы в жизни, чем типичные мачо.

45-летний Алексей Серебряков («Золотое сечение»), пожалуй, не таков. Он – потрясающий артист и интеллектуал, вот только его участие в проекте отнюдь не гарантирует успех. А нередко и происходит ровно наоборот, так уж повелось. Вот и в данном случае осталось ощущение несовпадения уровня погружения Алексея в создаваемый образ с поверхностной его же трактовкой в ткани фильма.

2483_screenshot_3  

Место действия. Среди впечатляющих характеристик того, что Мамонтову безразличны блага, такой факт - он ни разу не был за границей. И в фильме произносит патриотическую фразу: «Я Россией не торгую». Однако, что бывает не часто – четко отделяет власть от страны. И сторонится контактов с ней. Даже, казалось бы, полезных для реализации собственного замысла. Если я правильно понял, то для авторов фильма важно было показать, во-первых, что герой – гад, а во-вторых, что верхушка страны - не лучше. И видимо это экивок в сторону сегодняшнего положения дел, ведь привычка читать между строк и говорить молча возвращается в Россию. Возможно, с этим связано и возникающее ощущение, что события «ПираМММиды», даже с учетом использования кинохроники, не выглядят созданными под документ. Почти не используются настоящие фамилии персон, а фактически титульная песня – «Капитал» и вовсе воспринимается, как наглость. Ведь ее позаимствовали из репертуара современной радикальной белорусской группы «Ляпис Трубецкой», вложив в уста одного из предвестников российского гламура Богдана Титомира.

Пирамида. Для Мамонтова – это словечко не имеет отрицательного значения. Он и каждого человека считает пирамидой (особенно с учетом конечности жизни) и уж тем более, государства, имеющие долги. Они ведь берут в долг у будущих поколений, ничего об этом пока не знающих, разве морально – это чище, чем финансовая операция, которая по мнению Мамонтова связывает излишне выпущенные деньги, не давая им довести общество до потрясений. Или, как минимум, оттягивая их, чтобы у власти был шанс перестроить экономику. Есть ли в его словах толика правды – не знаю, но иногда она обнаруживается в самых неожиданных местах. Деньги для Мамонтова – просто потоки. «Зачем качать нефть, когда можно качать деньги», -- всерьез утверждает он, реально демонстрируя к ним равнодушие. А к купюрам, которые в фильме выставлены этаким бассейном и вовсе брезгливость.

Мамонтов очень быстро думает, просчитывая массу комбинаций и оценивая риски, единолично и стремительно принимая решения. Таков же он и в кадровой политике, умудрившись, не занимаясь ею специально, отыскать сущие бриллианты. Например, людей, проявивших себя в ставшей классической рекламной кампании МММ. Рекламные ролики стали почти сериалом, а их центральный персонаж - Лёня Голубков в 1994 году стал «Человеком года», опередив Б.Н.Ельцина. В то же время, совершенно очевидно, что взлет Мамонтова мог случиться только в смутные, переходные времена. И при СССР, и в нынешнее время – таким как он, уготовано падение на низких стадиях. Кумиром Мамонтова был Гагарин, вот и отдавая должное талантам этого космонавта понимаешь, что они бы были куда менее востребованы, будь он не первым, а вторым..

mmm_10  

О сюжете. Основные события картины связаны с созданием, триумфом и крушением компании МММ. Ее размах действительно пугал, ведь число вкладчиков достигало 20 миллионов, а билеты («мамонтовки»), выдаваемые вместо денег, котируются выше, чем рубли. Используя несовершенство законов, Мамонтов столь ловко обходит острые углы, что и придраться к нему было трудно. Давление конкурентов и правительства для него, что игра. Очень жестокая, чреватая тяжелыми потерями, но захватывающая. И вероятно Россия была близка к тому, чтобы жить по устоям Мамонтова.

f_71875  

Прочая информация. Натурные съемки в основном проводились в Минске, где оказалось проще воссоздать атмосферу середины 1990-х годов, чем в Москве. В действительности «Мисс МММ-1994» была Елена Павлюченко, бывшая жена Сергея Мавроди. Сборы в России $1,2 млн. Бюджет $2,2 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/458 голосов. Рейтинг сайта «Кинопоиск» высок – 7/9575 голосов.

https://www.traditionrolex.com/8