https://www.traditionrolex.com/8
<p>Еще одна возможность поклониться павшим, воспеть победивших и узнать что-то новое о событиях Великой Отечественной...</p>

«СТАЛИНГРАД»

Россия, 2013, 135 мин., PG. Реж. Федор Бондарчук («9 рота», «Обитаемый остров»); в рол.: Петр Федоров (Громов), Мария Смольникова (Катя), Яна Студилина (Маша), Дмитрий Лысенков (Чванов), Алексей Барабаш (Никифоров), Андрей Смоляков (Поляков), Сергей Бондарчук-мл. (Сергей Астахов), Олег Волку (Краснов), Томас Кречманн (Питер Кан), Хайнер Лаутербах (Хензе), Юрий Назаров.

Жанр. Военно-исторические приключения с романтическими мотивами.

Выбор. Пройти мимо этого фильма было бы странно. Ведь, во-первых, он установил рекорд РФ по киносборам ($51,8 млн), опередив даже «Иронию судьбы 2». Во-вторых, именно «Сталинград» выдвигался от России на «иноОскар», пусть и неудачно.

Первоисточник. Считается, что фильм поставлен по оригинальному сценарию Ильи Тилькина («Человек у окна»), основанному на документах и личных свидетельствах ветеранов, а доработанному известным режиссером Сергеем Снежкиным («Брежнев»). Однако в титрах указано, что «Сталинград» снят по мотивам знаменитого романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Тут стоит отметить, что он начал сочиняться еще при Сталине, а уже после его смерти был передан в журнал «Знамя», после чего… КГБ изъял все, что с ним связано. Пытаясь спасти книгу, Гроссман обратился непосредственно к Хрущеву, но известен стал лишь ответ идеолога КПСС Суслова, заявившего, что «Жизнь и судьба» может быть напечатана в СССР не ранее, чем через 200–300 лет.  Лишь чудом да усилиями диссидентов роман был вывезен за рубеж и опубликован в Швейцарии в 1980 году. Полагаю, что это важно в отношении того обстоятельства, что ныне все еще много людей, умиляющихся сталинщиной, а подобные фильмы воспринимающих как ее моральное оправдание.

Название и политика. «Сталинград» – российский дебют в формате IMAX 3D. Возможно, именно поэтому глаз режет продюсерское давление. Ведь в желании понравиться тому или иному сегменту аудитории буквально «до дыр» продуман каждый нюанс. Отчего  интересно анализировать любое из пришедших в голову обстоятельств и находить достаточно четкое обоснование. Вот и в отношении названия, уверен, расчет сделан на медийность слова. В ином случае оно кажется чересчур претенциозным, исходя как из частности экранной истории, так и обостренности в обществе вокруг фигуры Сталина. Именно поэтому, по мнению министра культуры РФ В. Мединского, «оскарную» неудачу «Сталинграда» логично связать с большой политикой. Он якобы предвидел провал, так как «совершенно не показан ленд-лиз, где американская тушенка; не акцентировано внимание на американской роли в победе, недостаточно политкорректный подбор актеров». Из подобных высказываний становится понятным, что для властей России  «Сталинград» – идеологическое оружие, что, честно говоря, удивляет. Ведь о Сталине в фильме практически не вспоминают, как и его партию, зато один из героев рассказывает о кошмаре советского фильтрационного лагеря.  Замечу, что один из главных персонажей картины – снайпер Чванов – белорус. Судьба его близких сложилась ужасающе, что сказывается на характере и манерах…

У войны не женское лицо. Среди фронтового безумия оказались две молодые русские женщины, вынужденные бороться за выживание. И если Кате везет, ибо ее родной дом стал боевой крепостью для красноармейцев, то Маше судьба уготовила стать возлюбленной фашистского офицера. Это помогает материально, но вызывает ненависть со стороны соотечественников. Отчего всем понятно, что Маша обречена при любом развитии событий. В этой связи невольно вспоминается, как одержимо французы расправлялись со своими «немецкими подстилками», будто бы они виноваты в оккупации, а не мужчины, не сумевшие защитить родную страну. В «Сталинграде» лишь образно говорится о пяти отцах сына Кати, сотрудника МЧС РФ, от имени которого ведется повествование, но в этом существует и печальный намек на особую трагедийность женской доли во время войн.

Война и немцы. Два немецких артиста настолько ярко сыграли гитлеровских офицеров, что критики признали:  их русские коллеги откровенно проиграли. Причем первый из них, Х. Лаутербах («Россини»), изобразил своего полковника Хензе словно пример карикатурного изображения врагов в советской киноклассике. Это когда фашист энергичен и жесток, но таки олух. Иное дело гауптман в исполнении 50-летнего Томаса Кречманна («Кинг Конг»), который, кстати, в юности сильно рисковал, пытаясь сбежать из ГДР в ФРГ. Будучи истинным арийским воякой, его Питер тяжело переживает, что свою ратную работу приходится выполнять в адских условиях, да еще и будучи карателем. Скорее всего, капитан психически болен, ибо видит в несчастной Маше свою умершую жену. Ради этой русской немец идет на опасные конфликты с собственным начальством, хотя «подопечная» не понимает ничего из того, что он ей говорит. Немцы в «Сталинграде» совершают ритуальные жертвоприношения и до последней возможности продолжают истреблять евреев. Они столь часто поступают нерационально, что не понимаешь, как они сумели дойти до Волги. В  берега которой, к счастью, уткнулись словно в каменную стену. Именно это символизирует дом (прообраз легендарного дома Павлова), расположенный на ключевой позиции по отношению к битве за переправу и являющийся основной декорацией данного фильма.

Несоциалистический реализм. Историческая достоверность – понятие гибкое, зависимое от взглядов, знаний и опыта ее обсуждающих. Самый простой, но и непостижимый пример этого – радикальные отличия СССР в трактовках его очевидцев. Что уж говорить про события, которые ныне живущим знакомы лишь по книгам и фильмам советской поры. Отсюда неудивительно, что создатели «Сталинграда» снискали не только признательность благодарных зрителей, но и недовольства, вплоть до обращения в суд, за «кощунственное» отображение событий Великой Победы. Мне тоже многое в этом фильме показалось спорным, но зацеплюсь за мелочи. Например, за обмундирование персонажей. Судя по тому, что с ним происходит в кадре, оно попросту восхитительно. Видно, что в таком всегда тепло, комфортно, но самое поразительное – оно почти не рвется. А вот по моему персональному и куда более свежему армейскому опыту, таковое – фантастика. Понимаю, что коммунисты из этого сделают «очевидный» вывод: Сталина нет на производителей одежды. Зато адекватные зрители увидят сугубо эстетические критерии. Кстати, обратите внимание, что в абсолютном большинстве фильмов о войне (в отличие от хроники) у персонажей замечательные зубы. И это тоже торжество эстетики. Из этой же оперы совсем уж романтическая история о горячей (и не охлаждающейся на холоде) ванне для Кати и праздновании ее же  дня рождения. Ведь на время проведения этого мероприятия про войну было забыто. Отринуты требования маскировки, найдены десятки явно дефицитных свечей и ряд стильных предметов, к чему не стоит относиться всерьез. Логичнее воспринимать некоторые сцены из «Сталинграда» как сон ее персонажей. Начиная с атаки, в которую идут горящие ярким пламенем красные воины. Впрочем, и многое другое в фильмы заставляет вспоминать про кинотрадиции Индианы Джонса.

Прочая информация. Музыка прославленного американца Анджело Бадаламенти («Твин Пикс»). Она не восхитила, но и не разочаровала. А в качестве финального аккорда ленты использована песня В. Цоя в исполнении Земфиры, что тоже является надежным продюсерским ходом, хотя подозреваю, что Бадаламенти было обидно. Съемки проводились Санкт-Петербурге, Кронштадте и других местах Ленинградской области. Премии «Ника»: декорации, костюмы и звук. Номинации:  фильм, режиссура, съемки и Т. Кречман. Премии «Золотой Орел»: съемки, декорации, костюмы и звук. Номинации: фильм и монтаж. В Китае фильм посмотрели 1,8 млн зрителей, что большой успех. Бюджет $30 млн. На IMDb.com «Сталинград» оценен лишь в 5,5 балла (из 10 при 5400 ответивших), что на 1,1 балла ниже, чем на российском «Кинопоиске».

https://www.traditionrolex.com/8