Оксана БИЧУН: «В Беларуси сложилось представление о национальном туроператоре как о лишнем звене во въездном туризме»

29.08.2016 - Новости

Автор: Беседовала Лилия КОБЗИК


Оксана БИЧУН: «В Беларуси сложилось представление о национальном туроператоре как о лишнем звене во въездном туризме»

Что мешает национальным операторам заниматься въездным туризмом – об этом мы рассуждаем с главой компании «Солвекс» Оксаной Бичун.

– Оксана, что сейчас больше всего волнует вас как туроператора, работающего во въездном туризме?

– Отправной точкой развития въездного туризма в Беларуси мы считаем 2007 год. Именно тогда, оценив ресурсы и потенциальные возможности Беларуси, мы разработали белорусские турпродукты, создали каталоги, организовали продвижение Беларуси, в том числе через бесплатные рекламные туры для рынка В2В и международные выставки. Мы делали это сами, за счет собственных средств.

Сначала мы были устремлены на российский рынок, потом и на другие – европейские и восточные. И с 2008 года «пошел» въездной поток, туризм в Беларуси начал бурно развиваться. Никто в те времена про экспорт туруслуг с точки зрения показателей роста экспорта, объема валютной выручки и разделения субъектов хозяйствования не говорил. Наоборот, все твердили: какое счастье, что белорусские туроператоры начали развивать въездной и внутренний туризм! В те годы в нашем предприятии въезд занимал львиную долю в общем объеме услуг, мы принимали российских, прибалтийских, немецких и других туристов. Бывало, что обслуживали по тысяче туристов ежедневно! Но постепенно инкаминг начал сдавать позиции. И это не только в нашей компании, но и в целом в отрасли. Уже в 2010 году на итоговой коллеги Минспорта и туризма я отметила снижение туроператорской роли в общем объеме экспорта туруслуг Беларуси и внесла предложения по выходу из сложившейся ситуации.

– С чем это было связано?

– Во-первых, в 2008 году были введены показатели по экспорту услуг и объему валютной выручки. В итоге гостиницам стало просто невыгодно иметь дело с национальными туроператорами, потому что, продавая отель через местного оператора, резидента Республики Беларусь, они теряли показатели (валютная выручка в таком случае шла в показатели белорусской фирме). Так объектам размещения стало более выгодно сотрудничать напрямую с иностранными компанияминерезидентами РБ. Ведь в этом случае только у отелей улучшаются показатели. Но в результате, как показывает статистика, за первое полугодие 2016 года средняя загрузка отелей составила меньше 30%. Уже в 2010 году на примере собственного предприятия мы  зафиксировали снижение доли въездного туризма на 23%.

Во-вторых, как следствие – белорусский туроператор стал не конкурентоспособен в формировании белорусских турпродуктов. Объекты размещения, объекты экскурсионного показа, объекты питания и по сегодняшний день стимулируют привлечение зарубежных туроператоров особыми условиями: размером комиссионного вознаграждения, более выгодными условиями аннуляции, «мягкой» ответственностью за нереализацию, гибкостью в ценообразовании и т.д., но не для белорусских туроператоров. 

– То есть фактически государство, введя показатели по экспорту туруслуг, «вырубило» такой канал продаж, как национальный DMC-оператор?

– Именно так. Более того, сложилось представление о туроператоре, который занимается въездным туризмом, как о «лишнем звене», посреднике, который перепродает проживание. Это неправильный подход. Задача и профессиональные амбиции добросовестных операторов (а именно такие работают на белорусском рынке, кстати, нас, инкаминговых операторов не так много – всего около 25) – продавать уже сформированный турпродукт, где проживание составляет лишь 30% от объема услуг. Ведь туризм состоит не только из проживания, а из комплекса сопутствующих услуг (экскурсии, анимационная программа, трансферы и т.д.). Именно этим мы и занимаемся. Мы делаем опять все сами: начиная от формирования турпродуктов, продвижения Беларуси за рубежом, организации бесплатных рекламных туров в Беларусь и всевозможных воркшопов для рынка В2В и заканчивая предложением целого комплекса услуг зарубежному туристу. И все это опять же за счет собственных средств! Хотя в практике мирового опыта государство участвует в финансовой поддержке отечественных туроператоров, которые обеспечивают въездной туризм.

Хочу заметить, что на сегодняшний день белорусские туроператоры, занимающиеся въездным туризмом и работающие как полноценные DMC-компании более 20 лет, располагают необходимым программным обеспечением, укомплектованы специально обученными специалистами, в том числе маркетологами. Нас знают как надежных партнеров, профессионалов во многих странах. Почему же государство не рассматривает нас как ключевых игроков на поле въездного туризма? Давайте зададимся вопросом, почему Беларусь сегодня не принимает чартеров с зарубежными туристами?  В то же время именно белорусские туроператоры организуют чартеры в другие страны. Сегодня мы видим, что белорусские туроператоры обеспечивают на 80% больше выезда, чем въезда с учетом численности активного населения в Беларуси. Значит, потенциал у отечественных туроператоров есть, а условий для работы нет.

У нас недавно сложилась абсурдная ситуация. Мы пытались расселить группу российских спортсменов, и отель предложил: заключите с нами российский контракт! Потому что тогда к ним на счет поступит валюта, которую они смогут записать в экспорт туруслуг и таким образом выполнить показатели. Это лишь подтверждает, что гостинице исходя из созданных условий выгоднее работать с зарубежным туроператором.

Но это полностью ломает нормальную структуру ведения инкамингового бизнеса, которая существует во всем мире! Борьба за показатели по экспорту – это механизм замедленного действия, и ведет только к спланированному конфликту интересов внутри одной туристической отрасли. Таким образом, государство фактически стимулирует сотрудничество и приход в Беларусь операторовнерезидентов РБ, в результате чего большая часть прибыли от продажи туров в нашу страну остается не в Беларуси, а у оператора-нерезидента.

Обратите внимание еще на одну деталь сотрудничества гостиниц и отечественных туроператоров в Беларуси. Когда мы заходим в отель в любой стране мира, где развит туризм, что мы там видим в холле? Стенды туроператоров DMC. Мы также видим множество папок от всех DMC-компаний страны с экскурсиями, где каждый проживающий в отеле турист может подобрать себе подходящий маршрут внутри данной страны пребывания. Мы видим, что там созданы нормальные условия, для того чтобы операторы вместе с объектами размещения могли предлагать гостям сформированный турпродукт. Видим ли мы что-либо подобное в наших отелях? К сожалению, нет!

Есть еще парадоксальный случай. Например, все санаторно-курортные учреждения «Белпрофсоюзкурорта» и многие объекты размещения с 2009 года не работали с белорусскими операторами в части размещения иностранных гостей. Нам, национальным операторам, резидентам Республики Беларусь, было запрещено реализовывать путевки зарубежным клиентам. Мы могли реализовывать путевки в санатории только гражданам Беларуси! Доходило до того, что мы покупали их у российских туроператоров. И только в марте этого года это постановление отменили.

Столько уже говорилось и говорится о проблемах въездного туризма, что, кажется, давно уже можно было сделать выводы и все исправить. Готовясь к интервью, я пересмотрела свои выступления на итоговых коллегиях в Министерстве спорта и туризма и на всевозможных форумах, посвященных проблемам въездного туризма, начиная с 2010 года. Уже тогда все вышеназванные и другие проблемы были обозначены мною от имени всей отрасли. На этих форумах присутствовали руководители такого уровня, во власти которых решить эти вопросы, – представители Совета министров, Администрации Президента. Но мы – белорусские операторы – так и не были услышаны! Ситуация продолжает оставаться критической по сегодняшний день.

Понятно, что она не возникла бы, если бы данный вопрос кем-то регулировался и контролировался. А так имеем то, что имеем. И в первую очередь взоры отечественного туроператора должны быть устремлены на внутренний поток, на внутренний рынок. Именно отечественные туроператоры должны быть хозяевами в белорусском туризме, так происходит во всем мире!

– Что-то меняется в положительную сторону?

– Конечно же, в Беларуси существенно улучшилась туристическая инфраструктура после чемпионата мира по хоккею, появились новые объекты размещения, появились учреждения образования, готовящие специалистов в области туризма. Но когда вектор въездного туризма был на подъеме, когда была эйфория и можно было развиваться, нам подрезали крылья. А сегодня, откровенно говоря, ситуация уже другая. Многие из тех, кто хотел заниматься и занимался  въездным туризмом, ушли в другие сферы. А те, кто это делает сейчас, и делает, по нашим меркам, успешно – на самом деле не могут полностью реализовать свои возможности. Потому что, во-первых, не решены глобальные вышеназванные проблемы, а во-вторых, появились еще новые. Но сама Беларусь не может реализовать свой туристический потенциал без участия отечественных туроператоров. В нашей стране более 16 тысяч объектов экскурсионного показа, есть потенциал в активном, событийном, транзитном, деловом и во многих других видах туризма. Таким образом, сегодня Беларусь – страна нереализованного туристического потенциала. Так почему же белорусским туроператорам не помогают и не создают условия? Мы, конечно, пытаемся что-то делать, но с каждым годом удельный вес въездного организованного туризма в общем объеме туруслуг падает.

– Какие зарубежные фирмы входят на рынок с тем, чтобы продавать Беларусь?

– В первую очередь российские, прибалтийские. Обратите внимание, сколько экскурсионных автобусов приезжает сегодня из соседних государств. Большинство из них едет уже не через белорусских туроператоров, хотя все они узнали о турпродуктах именно благодаря нашим организованным рекламным турам. Зарубежные туроператоры  рассчитываются с гостиницами напрямую, прибывают на своем транспорте, гида заказывают по интернету. Но мы же не заключаем контракты с каждым отелем Греции, Болгарии, Польши, Литвы, Венгрии. У нас для этого есть принимающая DMC-компания, у которой созданы самые лучшие условия для обеспечения конкурентной цены и имеется все необходимое для обеспечения приема наших соотечественников. Такова структура инкаминга во всем мире, кроме Беларуси.

 На ваш взгляд, почему все-таки не делают справку на операторов? Кто же обеспечит потоки? Или расчет исключительно на гостиницы и самостоятельных туристов?

– Мне кажется, никто по-настоящему проблемами туризма не занимается. Во-первых, нет преемственности кадров в Министерстве спорта и туризма. Меняются ответственные руководители отрасли, команда в департаменте. Люди, возможно, приходят с идеями, но они не успевают их реализовать. Сначала мы должны достучаться до чиновников, потом они пытаются что-то делать, но портфели уже сменили. Во-вторых, мы постоянно только говорим о частно-государственном партнерстве, об объединении усилий. Но общего объединения усилий с государством нет. Возможно, нужно внести несколько изменений в законодательную базу, чтобы льготировать или отменить НДС у  всех участников в формировании турпродукта (поставщиков услуг размещения и экскурсионного показа, и турпредприятия) в случае, если продукт комплексно сформирован и реализован отечественным туроператором. Страна от этого деньги не потеряет, наоборот – выиграет, потому что туроператоры профессионально формируют моду, спрос и организуют турпотоки. С разными рынками – европейским, американским, азиатским – нужно по-разному работать, реализовывать соответствующие спросу маркетинговые программы. В-третьих, въездной туризм предполагает серьезную аналитику и исследование, а этого тоже пока нет. Иначе непонятно, как развиваться. В-четвертых, туризм, на мой взгляд, не должен находиться в структуре спорта. Туризм – это бизнес-процессы, это экономика. Когда на туризм начнут смотреть как на экономику – все встанет на свои места! И, наконец, самое главное, на мой взгляд, – отсутствие государственной стратегии в отношении субъектов туристической отрасли.

– Насколько мне известно, ряд туроператоров хотел бы провести совместную встречу на уровне премьер-министра, чтобы обсудить все те вопросы, о которых мы сегодня говорили?

– Да, мы бы хотели встретиться с теми людьми, которые принимают решения в стране. Сегодня назрела острая необходимость в определении государственной стратегии в отношении отечественных туроператоров  какова роль национальных туроператоров в организации въездного и внутреннего туризма, каковы наши задачи и приоритеты. Ну, а если нам скажут, что отечественный туроператор не нужен в организации въездного туризма, то будем заниматься развитием других туристических дестинаций: Болгарии, Греции, Венгрии, Испании, восточных стран и других.

Мы хотели бы, конечно, узнать и вместе обсудить возможные изменения, которые необходимо произвести, чтобы создать приемлемые условия белорусским туроператорам для работы по организации въездного и внутреннего туризма, а также заверить государство, что при изменениях ситуация действительно кардинально поменяется в лучшую сторону. 

Поверьте, белорусская туристическая отрасль заслуживает уважения! Мы хотели бы обсудить и другие вопросы  и внести предложения на такой встрече. Например, как так получилось, что внутренний туризм сегодня не по карману нашим гражданам? Все, что у нас в туризме качественное, аналогичное литовским, польским вариантам, – все это у нас гораздо дороже. Сегодня тур выходного дня в Эстонии, Латвии или Литве с проживанием в четырехзвездочном отеле дешевле, чем в Беларуси.

Есть вопросы по организации возможностей для активного туризма. У нас столько красивых мест – на озерах, реках. Найдите хоть одно действительно качественно обустроенное место для отдыха. Я имею в виду стоянки, пляжи. Давайте поищем их на Вилейском водохранилище, на Нарочи, в других курортных местах. Стоит «полуживой» шлагбаум, написано «платная зона», а внутри ничего нет – ни туалетов, ни лежаков, ни возможности покушать, ни аренды оборудования – ничего нет! Вдумайтесь, в Беларуси не созданы условия для активного недорогого отдыха! А ведь это продукт так сказать эконом-класса! Это самое простое, что мы могли сделать.

Сейчас вышел Указ о безвизовом въезде на Августовский канал. Но давайте сравним его польскую часть и белорусскую. Что делать туристу на белорусской части Августовского канала? В Польше – прекрасная инфраструктура, услуги на любой вкус и кошелек, доброжелательная атмосфера. У нас ничего нет! Потому что предпринимательство на Августовском канале не развито. Но без развития предпринимательства не добиться превращения канала в посещаемое туристами место. Зачем все усложнять, если есть международный опыт? На мой взгляд, причины наших неудач в туризме – это отсутствие гибкости в ценообразовании, отсутствие стратегии развития отрасли, отсутствие доброжелательного отношения к предпринимателям, отсутствие желания ответственных людей кардинально изменить атмосферу, пренебрежительное отношение к профессионалам турбизнеса. Давайте же попытаемся это исправить! В Беларуси столько талантливых и активных людей. Мы можем это сделать!

– Спасибо за беседу! Удачи!

 

Рубрики: Въездной Туризм Проблемы

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

29.08.2016 11:02
жора
ответить

пожалуй, одна из немногих вменяемых женщин в белорусском туризме

Аватар

29.08.2016 11:42
скучно
ответить

В те годы (2007-й и далее) в нашем предприятии въезд занимал львиную долю в общем объеме услуг, мы принимали российских, прибалтийских, немецких и других туристов. Бывало, что обслуживали по тысяче туристов ежедневно!

Чего только не приснится за давностью лет!

А все остальное  в этом интервью миллион раз говорено-переговорено, и нужно ли это было выкладывать в миллион первый раз? "Не думаю", как глубокомысленно говорит товаришч Кисель на раш-ТВ, убеждая зрителей, что черное - это на самом деле белое и наоборот. Так и тут. Скучно!

Аватар

29.08.2016 14:28
Елена
ответить

Здравые мысли... Абсолютно согласна и про Августовский канал (с двумя киосками вместо всего...) и про зоны отдыха хотя бы для своих... В Беларуси давно уже сложился класс собственных туристов, которые с удовольствием едут на выходные в Литву и Польшу и оставляют деньги там. Оставить деньги у нас просто негде... Если только в Евроопт на Нарочи сходить... 

Аватар

29.08.2016 15:30
Петя
ответить

DMS - надеюсь что это опечатка, так как правильно будет DMC-DESTINATION MANAGEMENT COMPANY.Вынужден не согласиться с Оксаной по 2 вопросам: зачем чартеры,когда у нас прямые рейсы с кучей стран, как с  Белавиа , так и с другими авиакомпании.Я что то не слышал, чтоб туристов возили чартерами в Париж,Прагу и так далее.Есть конечно, но это не средство решения проблемы инкаминга в городах где хорошая доступность.В Бургас или Варну или еще куда то допускаю, но не сюда.Просто нет никакого смысла.Но если вам нравиться чартеры, то отправляйте куда нибудь. что вы и делаете.Ни в одном городском отеле я не видел папки туроператоров,пляжные -да.Но не в городе.Не путайте курорты и города.Мухи и котлеты одним словом.

Аватар

29.08.2016 16:37
нет уж
ответить

При многих вполне правильных и наболевших поднятых вопросах: цены в гостиницах и отсутствие инфраструктуры на маршрутах, недостаток внимания к отрасли со стороны государства и недостаток руководства ею же, в интервью есть и парадоксы: как же можно в наш век считать, что все туристы сегодня приезжают к нам после рекламных туров, сделанных когда-то и кем-то??? Ну уж нет. Люди смотрят и находят информацию. и не обязательно это будет именно те рекомендованныен и специальные фирмы, которые сегодня себя позиционируют как единственных и бесценных специалистов по инкамингу. Как можно сейчас реально говорить о том ,чтобы весь поток туристов повернуть в одни ворота? Давайте тогда запревтим Букинг и сайты-агрегаторы, где можно найти жилье и трансферы, экскурсии и все ,необходимое для поездки. 

Аватар

30.08.2016 12:17
Tourist
ответить

>Люди смотрят и находят информацию. и не обязательно это будет именно те рекомендованныен и >специальные фирмы, которые сегодня себя позиционируют как единственных и бесценных специалистов

Интресно, а кому предъявит претензии турист, если его обманули? Сайты-агрегаторы только выдают информацию, а не несут за нее никакой ответственности. Мало того, сейчас самый популярный тренд - втюхать что-нибудь круто дешевое бывалым путешественникам без права отмены, возврата и т.д. Так прикалываются поставщики услуг в I -нете.  

Аватар

30.08.2016 15:12
отельер
ответить

уходя-уходи...кончается время посредников-в лице солвексов и т.п. нет в вас нужды иностранным туристам...кое-как еще продержитесь годик на выездном(как агенты) и усё...имхо.

Аватар

30.08.2016 17:17
Отельер 2
ответить

Думаю, что отельеры, считающие, что они сами себя хорошо продадут и им не нужны каналы продаж (т.н. посредники), в том числе и в лице DMC, уйдут раньше ;)

Аватар

30.08.2016 19:42
2Tourist
ответить

Турист предъявит претензии себе, если он все бронировал сам. Но при этом он вольная птица, сам все планирует в своем отдыхе/путешествии и находится в настоящем, а не виртуальном финансовом выигрыше. Впрочем, что об этом дискутировать - это уже медицинский факт! И это неизбежно, как дембель (для турфирм в том числе). Для газет этот дембель уже наступил, и держатся до последних сил в бумажном формате только те, кого подкармливает напоследок государство, а оно - с дырявым карманом. Почему в туризме должно быть иначе? И не надо про то, что вот фирма ну все-все знает, и кофием напоит, и сопли подотрет в офисе, и сказку на ночь расскажет.

Аватар

30.08.2016 23:33
Турист
ответить

Разные туристы бывают. некоторые не хотят тратить время и силы на составление мозаики - отель, транспорт, трансфер и т.д. А экскурсионные туры "галопом по Европам" многих очень устраивают, особенно, по цене, главное - что-то культовое увидел, сфоткался на фоне, отметился, по приезду фотки выложил, похвастался. 

Аватар

31.08.2016 10:02
Tourist
ответить

Знаете, как, иногда, бывает нужно, чтобы кто-то и кофием напоил, и сопли подтер, и сказку на ночь рассказал. Оснобенно когда вокруг голая пустыня и ядовитые змеи :)

Аватар

31.08.2016 10:17
2Tourist
ответить

В голую пустыню спасать вас турфирма не поедет - не обольщайтесь! А если под ядовитыми змеями вы понимаете сами турфирмы, то вот это ваша мысль идет в правильном направлении...

Аватар

31.08.2016 13:49
Tourist
ответить

Никогда не думал, что ядовитые змеи в турфирмах водятся. Нужно просить законодателей, чтобы придумали еще одну поправку в какой-нибудь закон - Посещать турфирмы только в высоких резиновых сапогах и с плотным мешком, а всех пойманных змей сдавать в аптеку на лекарства. Как вам идея для стартапа?

Аватар

01.09.2016 20:31
Олег
ответить

Какой туризм? О чем Вы говорите? Местным властям побоку !!! Никому это не надо на местах. И это проблема. Руководство практически везде нулевое, старперы возглавляют элиту антитуризма, про гугл ничего не знают, наша страна в интернете иностранном не ищется ... Какой турист? Сам пытался продвигать идеи в Пинске, да только выслушало руководство и все ... Обивать пороги недоначальников уже нет сил. Да и недавно прочитал интересную статью на каком-то сайте про Кобрин (такая же ерунда творится у них). Делая вывод, так наверное во многих регионах. Сразу скажу въездного туризма НЕ БУДЕТ (нужно любить свою страну, рекламировать по телику свои направления, снимать о своей малой Родине, а не про другие страны показывать, о от как там люди живут). Я, как историк и экономист, знаю, что при грамотном подходе можно рубить миллионы .... долларов. 

Аватар

09.09.2016 11:35
Людмила
ответить

О безвизовом вьезде в Беларусь говорили лет 10, пока не ушел Шульга, хоть что-то сдвинулось. Как раз именно сейчас, когда страна нуждается в деньгах, может что-то и произойти. Но отмены только виз мало.

Чтобы иностранный турист поехал в Беларусь, он, как минимум, должен хотя бы представлять, для чего ему сюда надо приехать. И на 10% это делают белорусские туроператоры, выезжающие на выставки и уговаривающие своих партнеров приехать в Беларусь. Но масштабно рекламу своей стране должно делать государство. Как и устанавливать льготные условия работы для отечественного туроператора, работающего на вьездной туризм. Чтобы мы тут с вами не говорили, но львиную долю в турпакете составлят отель. Цены наших отелей "такие приятные", что плакать хочется, когда рассчитываешь тур и предлагаешь иностранному партнеру. Неужели наши чиновники не понимают, говоря о вьездном туризме, что одно послабление-это очень мало. И не расскажут отельерам, что давая турфирме скидку  даже на один номер в год, они увеличивают свои человеко-дни и мотивируют турфирмы  их продавать. Почему так все недальновидно? Просто обидно. И альтернативы ведь никакой нет пока. Но мы надеемся ... Ведь все сегодня не заканчивается!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах