Обидно, конечно, что государство, как обычно, ставит нам палки в колеса, но мне кажется, что настоящего любителя шопинга (не профессионала!) ничем не испугаешь: ни очередями, ни визами, ни пошлинами…

…Впрочем, для тех, кто потерял после перестройки работу и в буквальном смысле этого слова средства к существованию, кто оказался в полнейшей нищете и, кроме того, в жутчайшем депрессняке от своей невостребованности и ненужности, это была БОЛЬШАЯ, а главное, совершенно НОВАЯ жизнь. НОВАЯ жизнь для профессоров, кандидатов наук и прочих научных сотрудников, инженеров, проектировщиков, экскурсоводов…Этот период совпал со временем формирования туристического рынка Беларуси, когда турфирмы начали расти, как грибы после дождя. И этим новорожденным фирмам была необходима собственная ниша, собственные клиенты и собственные доходы. Этой самой нишей на первых порах и стал шопинговый туризм, счастливо соединивший потерявшихся в дебрях перестройки людей и занятие, дающее кусок хлеба (а многим потом – и с маслом, и даже с икоркой) и ощущение собственной значимости. Этих людей было так много, что турфирмам, в общем-то, и делать ничего особенно не пришлось – комплектуй себе группы, заказывай транспорт и собирай денежки. Клиенты и без всякой рекламы шли сплошным потоком – только успевай записывать. Ни ночлега, ни экскурсионной программы, ни питания, ни дополнительных услуг не требовалось… Неслучайно об этой «эре шопинга» многие руководители туристических компаний вспоминают с ностальгическими вздохами.

Первой страной, куда устремились соотечественники, была наша ближайшая соседка –  Польша. Справедливости ради нужно отметить, что поляки первыми начали шопинговый туризм, приезжая в Беларусь на экскурсии, а заодно и кое-что продать. Никогда не забуду такую картину: стоят наши соседи-поляки в Хатыни и бойко торгуют помадой, женским бельем и духами. Прошло совсем немного времени, и к ним отправились, так сказать, алаверды,  белорусы – сначала познакомиться со страной, а уж потом «на тарги». Вспоминаю своей дебют в качестве «продажной» женщины. Хотелось «соблюсти лицо», поэтому я оделась в приличное пальто и водрузила на голову шляпу с широкими полями. Весь мой «товар» уместился в небольшой сумке, в которую сверху мой более опытный в этих делах муж положил список и приблизительную стоимость тщательно собранных и упакованных мелочей. Таможенник, читая этот список, весьма веселился. А потом, когда мы всей группой стояли под дождем, разложив свой товар прямо на земле, и пожилые полячки жалели меня: «О, такая интеллигентная пани!», я испытывала целую гамму чувств, в которой не было ни одного позитивного. А потом – ничего, привыкли, притерпелись, и даже стали получать от процесса удовольствие. Особенно много приключений выпало в ту пору, когда пришлось поездить в качестве руководителя тургрупп. Очереди на «Варшавском мосту» стояли такие, что автобусы, люди и все остальное напоминали какой-то караван-сарай или цыганский табор. Туристы и водители готовили себе нехитрую еду, здесь выпивали, дрались, заводили романы, смеялись, плакали, пели…Особенно страшно и фантасмагорично  эта картинка выглядела зимой. И самой главной проблемой становились туалеты, вернее, их полное отсутствие, поэтому вся территория километра за два до погранперехода, чуть ли до Брестской крепости, была загажена до невозможности. Никогда не забуду, как оба мои водителя напились, и мне пришлось бегать по всей очереди и просить, чтобы кто-то подогнал автобус. Очереди растягивались не только в пространстве, но и во времени от пары-тройки дней до недели и больше. Бывали случаи, когда к границе подгоняли пустой автобус, а туристы уезжали в Минск и ждали там сигнала.

Но наши люди все это выдерживали ради заработка, ради невиданных тогда у нас шмоток, игрушек и продуктов, которые они на радость домашним везли обратно. Выдерживали холод, рэкет, измывательства на таможне и прочие неудобства, в том числе и своей непрезентабельный вид, за который поляки, быстро преодолевшие свой экономический кризис, называли нас «пшекленто быдло». А мы все ехали и ехали, хотя вопрос: «Зачем полякам столько носков и зубной пасты?» оставался чрезвычайно актуальным. Дальнейшая судьба туристов-шопингистов сложилась по-разному. Кто-то выкрутился из финансовых трудностей, и занялся работой по специальности, кто-то сколотил неслабый первоначальный капитал и стал бизнесменом, кто-то принялся осваивать новые территории – Китай, Турцию, Индию, Пакистан, Монголию…Куда только не заносила судьба знатоков шопинга! Конечно, туризмом в прямом смысле этого слова этот процесс назвать было нельзя, но, тем не менее, многие участники торговых туров, накопив средства, стали ездить в классические туристические поездки. Да и, правду сказать, во время шопинга можно было настолько глубоко изучить нравы и обычаи местного населения, насколько это вообще возможно.

Сегодняшний ажиотаж на наших границах, конечно, не сравнить с тем, что был в середине 90-х. Да и шопинг поменял свою направленность – теперь мы, за редким исключением, гордо ездим в супермаркеты и скупаем там все, что только можно. Обидно, конечно, что государство, как обычно, ставит нам палки в колеса, но мне кажется, что настоящего любителя шопинга (не профессионала!) ничем не испугаешь: ни очередями, ни визами, ни пошлинами…Потому что шопинг – это маленькая жизнь, а шопинговый туризм – был, есть и будет всегда.