https://www.traditionrolex.com/8
<p>Парадоксально, но факт. В то время как число туристов, вылетающих в хорватскую Пулу на единственном чартере из Минска, годами остается на одном и том же (невысоком) уровне, Хорватия «автобусная» стабильно прирастает каждый сезон. Вопрос в первую очередь, конечно, в цене. Так, в сентябре в 10-дневный автобусный тур «Вся Хорватия» можно было отправиться всего лишь за 420 евро. Но главным препятствием для раскрутки чартерных авиапрограмм в Хорватию многие специалисты все-таки видят визовую проблему.</p>

Парадоксально, но факт. В то время как число туристов, вылетающих в хорватскую Пулу на единственном чартере из Минска, годами остается на одном и том же (невысоком) уровне, Хорватия «автобусная» стабильно прирастает каждый сезон. Вопрос в первую очередь, конечно, в цене. Так, в сентябре в 10-дневный автобусный тур «Вся Хорватия» можно было отправиться всего лишь за 420 евро. Но главным препятствием для раскрутки чартерных авиапрограмм в Хорватию многие специалисты все-таки видят визовую проблему.

В этом году об успешной реализации хорватских программ (большинство из которых были новинками) заявили практически все крупные автобусные туроператоры. Интересно, что заезды в Хорватию в этом году стали делать даже известные игроки по Черногории – «Смолянка», «Золотая миля», «Трейдвояж». Некоторые туркомпании возили туристов в Дубровник и заповедник «Плитвицкие озера» по дороге в другие страны, а некоторые предлагали туристам полноценный отдых на хорватских курортах. О том, что продажи автобусной Хорватии будут хорошими, можно было говорить еще в июне – уже тогда ряд пиковых дат на лето был закрыт. Вывод из написанного выше очевиден: Хорватия как туристическое направление, несомненно, представляет определенный интерес для белорусских туристов. О том, почему спрос на «автобусную» и «авиа» Хорватию находится в явном дисбалансе, мы решили поговорить с представителями брестской туристической компании «АртИнТур». Именно эта компания в 1997 году отправила в Хорватию первую группу организованных отдыхающих из Беларуси. «Да, действительно, наш директор Игорь Королев стал налаживать связи с хорватскими партнерами, наверное, сразу же после того, как там стихла канонада Югославской войны, – говорит заместитель директора компании «АртИнТур» Вячеслав Томилович. – В те первые годы мы возили туристов на север страны, в Истрию. Этот регион межнациональные конфликты практически не затронули, поэтому отдыхающим здесь было вполне комфортно. Ну а когда страна оправилась от потрясений, «зализала раны», то мы, опять же первыми, стали предлагать туристам и другие хорватские регионы, например Среднюю Далмацию. К тому же если первые выезды в Хорватию 15 лет назад еще были разовыми, то с 2001 года вот уже 12 сезонов мы работаем по Хорватии в режиме регулярной автобусной цепочки. На сегодняшний день наше основное предложение – это Макарска Ривьера, место, на мой взгляд, оптимальное для пляжного отдыха. Обычно мы стартуем в мае и завершаем программу в сентябре. Первый и последний заезды у нас комбинированные с многочисленными экскурсиями по европейским столицам, ну а основная программа посвящена именно отдыху».

Впрочем, ни один специалист не назовет Хорватию страной для исключительно «пляжного» отдыха. Сюда традиционно едут те, кто пребыванию на территории отеля предпочитает знакомство с историей, традициями, культурой и архитектурой.  

«К сожалению, отличительная черта Хорватии как туристического направления – это непредсказуемость, – отмечает Вячеслав Григорьевич. – Так, этим летом ни мы, ни наши туристы до последнего момента не знали, что же будет с хорватскими визами. Будут ли пускать в страну по многократному «шенгену» или туристам придется открывать хорватские визы через Москву? Обо всех принятых решениях становилось известно буквально за считанные дни до поездок. К слову, условия получения национальной хорватской визы я тоже не могу назвать внятными. Именно визовый вопрос, думаю, останавливает тех, кто хочет как-то поднять это направление. Ведь несмотря на то, что уже лет пять мы слышим о новых самолетах в Хорватию, из Минска по-прежнему летает один единственный чартер. И я отлично понимаю почему. А кто сегодня захочет рисковать своими средствами и ставить дополнительный хорватский борт без каких-либо гарантий спокойной работы?!»

Именно учитывая те самые определенные визовые «вопросы», отечественным турфирмам, работающим с Хорватией, сегодня  легче обратиться в консульства других стран (тех, в которых для автобусных туристов будут организованы ночлег и экскурсии), чем обращаться к хорватам напрямую.

«Я уверен, что если бы не эти ежегодные заморочки с визами, то число «хорватских» туристов не уступало бы «черногорским», – подчеркивает замдиректора компании «АртИнтур». – Ведь для того чтобы «лидировать» на Адриатике, у Хорватии есть все условия. Чистейшее море, великолепные гостиницы, доступное проживание на виллах, уникальные природные и архитектурные памятники. Скажем откровенно, по ряду характеристик Хорватия вообще на голову выше Черногории».

К слову, так как в следующем году Хорватия (с 1 июля этого года ставшая полноправным членом ЕС) еще не войдет в шенген-зону, то очевидно, что планировать что-либо глобальное на хорватском рынке без оглашения внятных условий опять будет проблематично.

https://www.traditionrolex.com/8