https://www.traditionrolex.com/8
Так уж сложилось, что этот фильм стал не столько явлением киноискусства, сколько поводом для дискуссий

Я писал об этом фильме сразу после его выхода, по горячим следам, а сейчас вношу лишь одну правку, ведь уже известно, кто исполнил главную роль.

«ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»

Россия, 2011, 128 мин., PG. Реж. Петр Буслов («Антибумер», «Бумер. Фильм 2»); в рол.: Сергей Безруков (Владимир Высоцкий/Юра), Никита Высоцкий (голос Владимира Высоцкого), Оксана Акиньшина (Татьяна Ивлева), Иван Ургант (Сева Кулагин), Андрей Смоляков (полковник КГБ Виктор Бехтеев), Максим Леонидов (Павел Леонидов), Андрей Панин (Анатолий Нефёдов), Владимир Ильин (полковник КГБ из Москвы), Дмитрий Астрахан (Леонид Фридман), Анна Ардова (Изабелла Юрьевна), Алла Покровская (Нина Максимовна), Сергей Шакуров (Семён Владимирович), Марина Александрова (Людмила Абрамова)  

Жанр. Приключенческая ретро-драма с биографическими мотивами по сценарию Никиты Высоцкого.

31920337

Событие. Так уж сложилось, что представляемый фильм стал не столько явлением киноискусства, сколько поводом для дискуссий. Причем, ведущихся в отношении самых разных аспектов. Смею предположить, что лишь небольшая часть зрителей «Высоцкого» отправлялась в кинотеатры, дабы посмотреть какую-то историю, пожевать попкорн и расслабиться. Слишком уж наэлектризовано общество и творчеством ВВ, и его безымянным клоном, и наркотиками, и советским прошлым… Тем более, что продвигал сие произведение главный российский телеканал.

Эпизод сериала? Наиболее разочаруются те зрители, которые полагали, что познакомятся с судьбой Поэта, его «творческой лабораторией». Тем более, что это первый игровой фильм о Высоцком. На деле, в драматургическом плане, «Спасибо, что живой» более всего напоминает эпизод из огромного сериала, а повествуется в нем о событиях нескольких дней ровно за год до смерти Высоцкого. Тут уместно заметить, что поначалу планировалось снять мини-сериал в постановке маститого А.Митты («Экипаж»). Потом было решено снимать телефильм «Чёрный человек», за который брался режиссер И.Волошин («Я»), получивший известность темой наркозависимости. Затем он то ли ушел, то ли его ушли, но «свято место» занял П.Буслов, более всего известный культовой криминальной одой «Бумер».

Антисовок. Прошло то время, когда я смотрел «экранки», но «Высоцкий» настолько заинтриговал, что рискнул и минут 25, терпя дискомфорт, знакомился с замыслом… И быстро вынес самое главное – этот фильм, к счастью, не тот случай, когда, цинично эксплуатируется ностальгия по советскому прошлому, даже эпохи развитого социализма. Более того, оно представлено и безжалостно, и безжалостным. В том числе и по отношению к несомненному национальному герою, любимцу и масс, и элит, который, что важно, отнюдь не стремился быть революционером. По данному фильму трудно понять, чего именно советская власть добивалась от Высоцкого, по всем поводам (и без повода), вставляя палки в колеса. Но и, точно не пытаясь добить, ибо приручить «настоящего буйного» стало бы идеологической победой.

383532671

Личность. Возглавив предвыборный штаб В.Путина, маститый режиссер С.Говорухин («Место встречи изменить нельзя»), много работавший с Высоцким, стал использовать его образ, в том числе заявляя, что Владимир Семенович сегодня был бы активистом «Единой России». Между тем, «Спасибо, что живой» -- лишнее напоминание того, что Высоцкий никогда не был при власти и не был склонен «лизать задницы» ради благ. Поэт не получил никаких званий, почти не показывался по ТВ, как автор-исполнитель, отчего на концертах приходилось доказывать, что он – это он. Да и на улице Владимира мао кто узнавал. Хотя и та власть, конечно же, желала поддержки с его стороны. Ведь не секрет, что если для русскоязычного человека – «Пушкин -- наше все», то для советского человека -- Высоцкий, пожалуй, еще больше. Ибо он не славное прошлое, а современник, остро реагирующий на «социальные запросы». Честно говоря, мне трудно предположить, как воспринимает Высоцкого постсоветское поколение, но могу предположить, что примерно, как я Утесова. Знаю, что это был талантливый разносторонний человек, отдаю должное его таланту, но посмотрел фильм, да и забыл… Впрочем, возможно я ошибаюсь, чему буду рад. Однако, невольно подумалось, а ведь хорошо, что Высоцкий не давал концертов в нашу эпоху…

1

Всему свое время. Доживи до падения СССР, Владимир Семенович, скорее всего, стал бы подобием собственного персонажа -- куплетиста Жоржа Бенгальского из «Опасных гастролей». Собирал бы огромные залы, много внимания уделяя постановке шоу. Это было бы роскошное действо, в котором ощущалась бы рука маститого режиссера. И обязательно нашлось бы место и пиротехнике, и лазерам, и блесткам. А еще, на сцене были бы симфонический оркестр, цыганский хор, казаки, акробаты и прочая экзотика. В результате билеты на концерт были бы очень дорогими и покупали бы их лишь лица, заранее уверенные в получении гарантированного удовольствия. Многие из зрителей пританцовывали бы у сцены, некоторые - истерически визжали, отдельные - лезли бы с цветами и в поисках автографа. Остается лишь прикинуть, куда бы за всей этой гламурной галиматьей ушли бы тексты песен Высоцкого, их смысл и суть, подтекст и контекст. Поэт точно стал бы безумно богатым и растерял бы аудиторию, характерную для ДК и НИИ. И говорю я это вовсе не для того, чтобы поворчать или поскучать о былых временах, когда и вода была мокрее, и мороженное – холоднее. Вовсе нет – совок мне не друг. Но подобного рода размышления позволяют осознать, отчего удачное сочетание музыки и слов больше не является чем-то общественно значимым, способным влиять и на души, и политические процессы.

Наркотики. Если не воспринимать «Спасибо, что живой», как иллюстративную главу из жизни Высоцкого, а как желание впервые представить его широким зрительским массам, то, на мой взгляд, более чем странно, что для этого избрана история, связанная с зависимостью. Отчего на первый план вышли сотрудники КГБ и наркодиллер, в лице девушки горячо любящей Поэта, а вот он сам и тем более его творчество, увы, стали лишь фоном.

2

Клон. К образу Высоцкого кинематограф (и театр) подбираются давно. Ведь интерес к этой фигуре огромен, что подтверждает и множество шоу, связанных исполнением песен Владимира Семеновича. Причем, ударяют в струны и огрубляют голос многие популярные лицедеи, однако, любому из них сыграть Высоцкого невероятно сложно. Больно уж высоки зрительские ожидания, а разочарование чревато травлей в информационном и сетевом пространстве. Не случайно, задолго до выхода данного фильма, в интернете развернулась ожесточенная дискуссия, сводящаяся примерно к такой схеме: «Насколько же докатился Безруков, Кравченко, Певцов и т.д, что берется за роль Высоцкого»  (зато с интересом воспринимались планы о продолжении «Места встречи» с помощью не вошедших в классическую версию картины кадров с Высоцким). Фишка с секретностью стала очень важной для рекламы ленты, а зрители непременно пытались разгадать, кто же спрятался под маской? И лишь существенное время спустя Сергей Безруков пришел на популярное телешоу, чтобы сказать «Да!» и удалиться (в Минск).

ургант

Личное отношение. Высоцкого мне довелось видеть не только на экране, но и наяву. Он обладал на редкость выразительной мимикой. О центральном персонаже из данного фильма, я, увы, такого сказать не могу. Более того, на мой взгляд, периодически он напоминает героя комикса, что обидно. В то же время, я пытался принять предложенные авторами ленты условия игры и мне это удалось. За экранного Высоцкого я действительно переживал.

О сюжете. Выстроив заведомо малопригодную для реальной жизни систему, советская власть поддерживает ее с помощью невразумительного закручивания гаек. В том числе и с помощью нападок на популярных артистов, которые и рады бы платить больше налогов, если бы им разрешали в полной мере вести концертную деятельность. Причем, осуществляет борьбу с подобными «нетрудовыми доходами» не ОБХСС, а элитные силы КГБ, что недвусмысленно намекает и на фактор политического сыска. Важным звеном в серии операций накануне Олимпиады-80 должен стать финансовый компромат на Высоцкого и его «подельников» во время почти подпольных гастролей по Узбекистану. Артисту нездоровится и этот жаркий тур может стать роковым, но он едет, чтобы заработать денег, а уж потом заняться борьбой с наркозависимостью. По непонятной мне причине, морфий команда Высоцкого с собой не привозит, надеясь на первую попавшуюся «скорую помощь». А когда ее врач отказывает, не находится более логичного варианта, чем с 40 ампулами отправить из Москвы 19-летнюю Татьяну, влюбленную во Владимира. Ей необходимо чудом попасть на нужный авиарейс, не засветить «груз», добраться на попутке через пустыню, тратить множество денег, чтобы спасти Высоцкого, чей организм уже не может жить без дозы. На Татьяну вся надежда, за ней же следит КГБ, а выбивающийся из последних сил бард поет на сценах Домов культуры, едва не падая навзничь…

kinogallery-vysotskiy-52  

Эмоции. По ходу просмотра фильма, я долго не мог понять, каким образом сложился его высокий рейтинг (по данным «Кинопоиска» -- 7,2 балла при почти 35 тыс. ответивших и, кстати, чем старше зрители, тем ниже их оценка). Ведь очевидно, что данное кинополотно не претендует на высокую художественность и лавры фестивалей. Но все объяснила развязка. Она сделана настолько эмоционально и в хорошем смысле слова – нервно, что возникает ощущение покоренной высоты, тем более, зная, что Он ровно год спустя «не вернется из боя».

Регалии.  Почти минский режиссер Д.Астрахан («Из ада в ад») в очень зрелом возрасте удостоен премии «Ника», как открытие года, за роль Фридмана. Номинации:  фильм, Акиньшина, Панин.  Премия блогосферы «Жорж», как лучшей русской драме.

астрах  

Прочая информация. Среди негативно оценивших «Высоцкого» его вдова Марина Влади. Авторы фильма много усилий положили на достижение аутентичного событию изобразительного ряда, добиваясь почти музейной точности. Съемки проводились в Москве, Узбекистане и Бресте. Сборы в России $27,5 млн. Это 7-е место по итогам 2011 года в прокате РФ и первое среди российских фильмов.  Бюджет $12 млн. (хотя по некоторым источникам -- $20 млн.).

https://www.traditionrolex.com/8