https://www.traditionrolex.com/8
<p>В нынешнем году 20 лет со дня основания исполняется туристической компании Planet Travel (в прошлом – «Олирти»). О том, какие изменения произошли в туризме за эти годы, а также о туристическом сезоне рассуждает бессменный директор компании Ирина Тиунова.</p>

– Ирина Евгеньевна, расскажите, каким был ваш путь в туризм?

– Я пришла в туристический бизнес около 25 лет назад. Специального образования у меня не было, так как специализированных вузов и соответствующих специальностей по туризму в Беларуси в то время еще не существовало. Образование я получила в БГУ, но школу туризма прошла на практике.

Моя первая работа была связана с комсомольской деятельностью. А комсомол – это хорошая школа для будущих бизнесменов. Если проанализировать, то многие из тех, кто работал в комсомоле, прошли хорошую жизненную школу, которая научила быстро ориентироваться в любой ситуации. Я работала в Комитете молодежных организаций (КМО БССР) и уже тогда получила первый опыт приема иностранных делегаций. И когда в начале 90-х стали открываться первые туристические фирмы, появилась идея: открыть свое дело.

Первые курсы повышения квалификации я закончила при Управлении туризма Министерства спорта и туризма РБ. Вскоре появились специализированные вузы, которые обучали туристическим специальностям. Туризм стал активно развиваться, и мне, как и многим руководителям моего поколения, иногда даже приходилось учиться и узнавать что-то новое у своих же молодых сотрудников. Ведь в туризме, как и в других сферах, нужно постоянно расти и развиваться.

– Как можно охарактеризовать нынешний летний сезон?

– Этот год не является показательным для белорусского туризма, так как из-за событий в Украине наблюдается общее падение количества туристов. Например, если говорить о детском отдыхе, то многие родители в этом году выразили желание подождать и не отправлять своих чад на курорты. В это же время в прошлом году от туристов не было отбоя, а сейчас потоки значительно сократились.

Тем компаниям, у которых основные направления были связаны с Украиной, и нашей компании в частности пришлось переориентировать туристов на Болгарию, Литву, Европу, Россию.

Еще одна тенденция, характерная не только для нынешнего, но и для нескольких предыдущих сезонов. Так как мы постоянно работаем с Литвой, можно отметить, что в последнее время из литовской столицы появилось много интересных предложений отдыха на южных направлениях. Например, по цене значительно выигрывают авиатуры в Грецию. Доехать до Вильнюса не проблема. И эти предложения уже пользуются большим спросом у наших туристов. 

Что касается США и Канады, то за годы работы на этом направлении у нас уже появились постоянные клиенты. Кстати, белорусским гражданам стало гораздо проще открыть визы в США. Многим открывают не на полгода, а сразу на год. Поэтому зачастую туристы приходят с уже открытыми визами и просто покупают туры. Программы сами по себе есть очень недорогие: 500–600 долларов стоит, к примеру, трехдневный тур Нью-Йорк – Вашингтон – Филадельфия. Есть туры на 10–12 дней на западное побережье, где можно посмотреть не только знаменитый Лос-Анджелес и шикарный Лас-Вегас, но и индейские резервации, национальные парки и знаменитый Гранд-Каньон. 

Каждый год в туризме появляется что-то новое. Например, в этом году на белорусский рынок пришли несколько крупных операторов. Появился новый чартер в Италию, которого долго ждали наши туристы, из Гомеля – в Болгарию. Отдельно хочу остановиться на Греции. Это очень многогранное направление. И мы сделали его в этом году одним из приоритетных. В свое время наши туристы осваивали различные регионы Турции, а сейчас осваивают материк и островную часть Греции. Можно хоть двадцать лет летать только в Грецию и все равно не объездить все острова и курорты, которые предлагает эта страна. Хотя здесь есть один нюанс: горящих путевок не бывает, так как это визовая страна, поэтому позаботиться о туре нужно как минимум за 2–3 недели.

– Что хотелось бы изменить в современном туризме?

– Например, вернуть лицензирование туристической деятельности. Я была немного удивлена, когда несколько лет назад лицензии отменили. И дело здесь не в конкуренции. Ведь, с одной стороны, у нас постоянно говорят о качестве оказываемых услуг, а с другой – любой может открыть турфирму буквально за три дня. 

Раньше получить лицензию было достаточно сложно: директор компании должен был иметь стаж работы в туризме не менее пяти лет. А количество сотрудников с опытом или специальным образованием должно было быть не менее 30 %. Сейчас же попасть в турбизнес достаточно просто, но как это влияет на качество предоставляемых услуг? Пока единственным показателем стабильности и профессионализма, на мой взгляд, является сертификат качества, отличающий настоящую туркомпанию от фирмы-однодневки.

https://www.traditionrolex.com/8