https://www.traditionrolex.com/8
<p>Виктория Голубь, владелица нескольких сувенирных магазинчиков в Гродно и по совместительству разработчик сувенирной продукции, рассказывает о значении сувениров для белорусского туризма, о самых лучших поставщиках, а также о плюсах и минусах сувенирного бизнеса в Беларуси.</p>

– Виктория, расскажите об ассортименте ваших магазинов?

– Я продаю сувениры только белорусского производства, это моя принципиальная позиция. Потому что сувенир китайского производства, привезенный из Беларуси, – это неправильно. Я работаю с белорусскими ремесленниками – мастерами по коже, керамике, соломке, льноволокну, стеклу, дереву – и с предприятиями, производящими сувениры в нашей стране. У нас в ассортименте больше 400 наименований изделий. А если считать виды, то наберется около 200 различных товаров: кружки, ручки, буклеты, магнитики (более 100 видов), расписанные вручную керамические и фарфоровые тарелки, кружки, кожаные браслетики, визитницы, обложки, портмоне, шкатулки, сувенирные ложки, карандаши, белорусские куклы-обереги, соломенные куклы и куклы из льноволокна, плетеные из соломки изделия (хлебницы, корзинки, вазочки, сердечки), славянские куклы-обереги, керамические лепные и раскрашенные фигурки, колокольчики, вазочки, горшочки, декоративные подвески для украшения интерьера, подковы, плакетки и панно, картографическая продукция – буклеты, книжки, открытки, путеводители по Гродно и Беларуси. Некоторые изделия сделаны специально для моих магазинов. Я участвую в их разработке, и поэтому больше эти изделия нельзя нигде найти.

Сотрудничество с гродненским издательством «ЮрСаПринт», в котором печатаются увлекательные работы гродненских историков и краеведов Игоря Трусова и Виктора Саяпина, открыло лично для меня историю моего любимого города. Я узнала Гродно таким, каким, к сожалению, мы его уже не увидим. Многие памятники архитектуры утеряны навсегда… Но, если взять в руки одну из книг, добавить немного воображения и прогуляться по городу, читая эти удивительные исторические факты, можно совершить путешествие во времени.

Один из моих магазинчиков находится в торговом доме «Неман» по ул. Советская, 18 – это гродненский универмаг. А второй – на автостоянке между пожарным депо со знаменитой в городе каланчой, на которой каждый день ровно в 12 часов дня играет трубач, и Большой Хоральной синагогой, памятником архитектуры XVI века. Стоянка находится в непосредственной близости к Старому и Новому замку, Фарному костелу и Коложской церкви. То есть сувенирные лавки расположены в местах, наиболее посещаемых туристами. Ведь магазины сувениров должны быть в шаговой доступности для гостей города.

– Кто ваши основные покупатели? Больше белорусов или иностранцев?

– Иностранцы приходят очень часто. Я достаточно свободно говорю на двух языках, английском и польском, что позволяет мне без проблем с ними общаться. Белорусские туристы чаще приезжают в составе организованных групп, а индивидуальные туристы на автомобилях в выходные. Очень часто приходят люди, приехавшие в Гродно по рабочим делам, но неравнодушные к истории. Увидев наш город, они стараются узнать его и посмотреть достопримечательности. С удовольствием помогаю им составить маршрут, найти экскурсовода, жилье, кафе, транспорт и, по возможности, рассказываю основные вехи истории Гродно. В такие минуты чувствую себя гостеприимной хозяйкой, ведь впечатление о городе складывается в первую очередь из впечатлений о людях, живущих в нем. Для меня – это большая ответственность и мой долг. Кстати, мне очень помогают в этом брошюры, путеводители и книги издательства «Рифтур». Из них я беру большую часть информации.

– То есть кроме продажи сувениров вы еще и выполняете функцию информационного центра?

– У меня есть информация о городе, визитки и разные листовки, я знаю, где в городе можно покушать, где отдохнуть, где переночевать, где заказать экскурсию и т.д. Туристы часто об этом спрашивают, и я стараюсь им помочь.

Каждую субботу в 11.00 от сувенирной лавки на Большой Троицкой начинается двухчасовая пешеходная экскурсия по городу. Нашему сотрудничеству с турагентством «Дон Кихот» уже год, это единственные в городе организованные экскурсии для индивидуальных туристов. В течение недели мы собираем заявки, чтобы в субботу рассказать и показать наш Гродно гостям. Позволить себе такое удовольствие может каждый. Также можно заказать индивидуальную экскурсию по городу в удобное время.

Совсем недалеко от сувенирной лавки на Троицкой есть кафе «Живое время». Там есть wi-fi, бесплатно угощают чаем, а деньги платишь только за проведенное в кафе время. Поэтому уставшим туристам я часто предлагаю небольшую передышку в этом кафе для восстановления сил.

– Туристы из каких зарубежных стран заходят к вам за сувенирами?

– Из Швеции, Венесуэлы, Испании, Италии, Австрии, Германии, Польши, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии и т.д. То есть полное разнообразие. Из США часто приезжают наши эмигранты, они подходят и с удовольствием рассказывают, как они живут. Делятся впечатлениями о том, как поменялся город за то время, пока они отсутствовали, а потом при­возят своих друзей-американцев и показывают им Гродно.

– Ощущается ли наплыв болельщиков в связи с чемпионатом мира по хоккею?

– Да, ощущается. Чаще всего приходят туристы, которые приехали не только на чемпионат, но и затем, чтобы посмотреть Беларусь. Для многих наша страна – неожиданное и приятное открытие. Приезжают на своих автомобилях и смотрят в основном Минск, Гродно, Брест, Мир и Несвиж. Очень интересуются историей города и маршрутами по Беларуси. Стараюсь помочь, чем могу. Такая работа мне только в удовольствие, так как я сама очень большая поклонница всяческих поездок и путешествий.

– Какие сувениры у вас пользуются наибольшим спросом, а какие продаются не очень хорошо?

– Самые популярные сувениры – это буклет о городе и магнит. Бюджетно, можно сохранить и потом использовать. Есть клиенты, которые покупают вещи в подарок своим друзьям, есть туристы, которые коллекционируют интересные предметы. Например, иногда спрашивают Бабу Ягу, ежиков, наперстки, которые я пока не нашла где купить.

Сувениры, которые пользуются малым спросом, со временем уходят из ассортимента моих магазинов. Например, к большому сожалению, это соломенные изделия. С одной стороны, это наш древний народный промысел, с другой – люди очень слабо ими интересуются. Может быть, в силу цены, а может быть, потому, что это не очень функциональные изделия. В целом же у меня в лавках продаются сувениры от 1000 до 600 000 рублей. 1000 рублей стоит карманный календарь, 3000 – маленькая деревянная подвеска с гербом города, которую можно повесить на шею или в автомобиль. Есть ручки по 6000, магнитики от 5000 рублей. 555 000 рублей – самый дорогой сувенир – белорусский зубр, ручная работа резчика по дереву.

– Легко начинать такой бизнес в Беларуси?

– Любой бизнес начинать трудно. Думаю, трудности не зависят от страны. В любой стране есть свои законы, их нужно знать и соблюдать. Могу только сказать, что надо очень много работать. Год назад я открыла первый магазин, а буквально в его годовщину появился второй. Сначала – на автостоянке, а в этом году и в универмаге. Планов и идей – огромное количество, а значит, и работы по их осуществлению.

– Это бизнес для прибыли или для души? Можно ли заработать на сувенирах в Беларуси?

– Я знаю точно, что нельзя заработать, если дело не нравится. Если работа вам не по душе, она превращается в ад. Я работаю без выходных уже больше года, и у меня 12-часовой рабочий день. И мне нравится то, что я делаю. Не скажу, что меня очень привлекает сам процесс розничной торговли, но мне нравится придумывать сувениры, нравится участвовать в их разработке, нравится общаться с людьми, и с туристами, и с поставщиками. Легко ли это? Нет, и никогда не поверю, если кто-то скажет, что бизнес делать легко. Потому что ты работаешь на себя и понимаешь, что именно ты – самый строгий свой судья и самый строгий начальник. Остановить себя очень тяжело, потому что ты знаешь, что, если напряжешься еще немного, появится новый магнитик или новая тарелочка. И когда держишь готовый сувенир в руках, это как награда за труды. А особенно радует, когда люди хвалят те сувениры, которые ты придумывал и в разработке которых участвовал сам. Ради этого я и работаю, а деньги – это бонус за труды. Потому что если бы деньги были стимулом, все бы давно провалилось.

– Может быть, планируете открыть магазин в Минске, все же в столице туристов больше?

– Про Минск я пока не думала, хотелось бы для начала справиться с теми магазинами, которые есть в Гродно, и воплотить задуманное. Вообще, мне больше интересно создавать сувениры или участвовать в этом процессе вместе с ремесленниками и дизайнерами. Общение с творческими людьми бесценно.

– Что можно сказать о разно­образии белорусских сувениров?

– К сожалению, пока большого выбора белорусских сувениров нет и большинство изделий довольно однообразно. В этом плане нам еще работать и работать. Такая ситуация сложилась, вероятно, потому, что раньше никто серьезно этим не занимался. У нас в стране туризм начал развиваться совсем недавно. В европейских городах туризм развивается давно, там существует большая конкуренция, и продавцы должны совершенствоваться для того, чтобы удержаться на плаву. Мы пока только начинающие энтузиасты, которые пытаются что-то сделать для туристов. К тому же компаний, которые производят сувениры, в Беларуси совсем немного. Учитывая то, что мы мало путешествовали в советское время, у нас очень ограничен выбор изделий. Создание изделий – это творчество, которое случается по мановению волшебной палочки. Нужно вложить душу, труд и время, чтобы появилось что-то интересное. И это происходит.

– Говорят, что белорусские оригинальные сувениры стоят достаточно дорого. Подтвердите этот факт или опровергнете.

– Авторские работы стоят дорого, и так должно быть. Для каждого покупателя важно сочетание «цена-качество». Поэтому нужно стараться, чтобы было разнообразие. Есть люди, которые не покупают дешевые вещи, ищут что-то красивое, необычное, а есть туристы, для которых главный критерий – цена. Дешевые сувениры есть, они произведены в Беларуси, но можно ли их назвать оригинальными? Наверное, не все.

Год назад ОДО «Студия Рекламы» выпустили серию магнитов, которые, на мой взгляд, являются революционными на сувенирном рынке. Эскизы для печати на дереве рисовал известный гродненский художник Алесь Суров. Качество исполнения – замечательное. И цена как раз такая, как нужно. Оптимальный вариант для сувенира. В любом случае работает девиз: «Кто ищет, тот всегда найдет». Главное, знать, что искать.

https://www.traditionrolex.com/8