<p>Почему патриотическое, спросит въедливый читатель? Отвечаю: потому что во всех городах, городках и поселениях участники этой необычной поездки под названием «Легенды замков Балтики» искали и, кстати, находили белорусский след, исторические и культурные связи между белорусами и жителями нынешней Балтии.</p>

Динанбург, Двинск, Даугавпилс

…Впрочем, на границе с Латвией наши благородные цели никому не были интересны, поэтому мы, будучи единственным объектом изучения таможенников, задержались там на три часа. Принеся в жертву правилам любовно приготовленные дома ссобойки и слегка озадаченные таким началом путешествия, внесшим коррективы в тщательно разработанную программу, туристы все-таки были отпущены на латвийские просторы вообще и в Латгалию в частности.  

Довольно близко от границы находится  город  Даугавпилс, имеющий наитеснейшие исторические связи с Беларусью. За прошедшие века, а в исторических источниках Даугавпилс впервые упоминается в 1275 году, название города многократно менялось — он был и Динабургом, и Борисоглебском, и Двинском, и только в 1920 году стал Даугавпилсом по названию реки Даугавы, или Двины, которая здесь очень широкая и полноводная. Если бы в названии использовали еще одно имя реки – Рубон, то городок назывался бы Рубонск. 

Как зачастую бывало с древними поселениями, город то и дело подвергался различным нападениям и штурмам, переходил из рук в руки, разрушался, горел, а затем восстанавливался. В 1772 году, после первого раздела Польши, Динабург был присоединен к России и стал уездным городом Полоцкой губернии. Затем он был включен в Витебскую губернию, так что на определенном историческом промежутке был, что называется, «нашим». Но и до этого именно Двинск служил  форпостом для Полоцкого княжества перед выходом в Балтийское море.

Для того, чтобы рассказать о своем городе, на встречу с нами пришел представитель белорусской «суполки», краевед Николай Павлович. Он знакомит с основными достопримечательностями, ведет нас на Церковную горку – место, где мирно соседствуют храмы четырех конфессий, как, впрочем, соседствуют в Даугавпилсе латыши, поляки, евреи, белорусы и представители других национальностей. Здесь можно увидеть лютеранскую кирху Мартина Лютера, построенную в 1893 году по проекту архитектора В. Нейманиса. Римско-католический костел Пресвятой Богородицы построен в 1902 году, а в 1905 году возведен православный кафедральный Борисоглебский собор, выполнявший функции  гарнизонной церкви…

Чуть дальше находится еще одна красивая церковь – главный старообрядческий храм города.

Есть и объект, непосредственно связанный с Беларусью: здание белорусской гимназии, где работали и учились многие выдающиеся деятели культуры и искусства, в частности Павлина Мядёлка – муза Янки Купалы.

Основной туристической фишкой города является крепость Динабург (Даугавпилсская).

История ее создания такова. В 1810 году  русско-французские отношения  значительно ухудшились. Военный министр Барклай-де-Толли обратился к царю Александру I с предложением укрепить западную границу Российской империи, и  в Динабурге, где уже имелась небольшая крепость у впадения речки Шуницы в Даугаву, построить перворазрядную современную фортификацию и создать оборонный пояс также на противоположном – левом берегу Даугавы. Как свидетельствует история, император дал добро, и работы закипели.

На сегодняшний день это единственная крепость первой половины XIX века в Восточной Европе, которая сохранилась почти без изменений. В этом смысле точной копии, родной «сестре»  близнецу  крепости в Бобруйске, повезло гораздо меньше, и нам остается только сожалеть о том, что прекрасный экскурсионный объект Беларуси не достался.

История крепости связана с именами многих известных  лиц: Михаилом Барклаем-де-Толли, Николаем I, посещавшим крепость 13 раз, Вильгельмом Кюхельбекером и многими другими. 2 ноября 1914 года в крепости побывал последний император России Николай II с семьей.

Как и 200 лет назад, мы и сейчас видим фасады зданий в стиле ампир, мощный крепостной вал с восемью бастионами, мостовое укрепление, ворота и водонапорную башню, редуты и рвы.  Вход в крепость, занимающую более 150 га,  свободный в любое время.

Планировка внутренней части крепости была выполнена по традиционному образцу военных городков: в центре – парадная площадь, вокруг которой располагались кварталы административных и жилых зданий. Все фасады зданий выдержаны в стиле ампир, за исключением Николаевских ворот и водонапорной башни, сооруженных в готическом стиле.

Сегодня посетители крепости могут совместить приятное с полезным: на территории  расположен многофункциональный культурный центр – Художественный центр Марка Ротко. Здесь, в единственном месте в Европе можно увидеть оригиналы работ Марко Ротко, ставшего основоположником абстрактного экспрессионизма.

…Побродив по сооружению, продуваемому всеми весенними ветрами, и попрощавшись с Николаем, отправляемся к автобусу – наше странствие по эпохам продолжается.

В 45 км от Даугавпилса, километрах в пяти от границы с Беларусью, на дороге стоит указатель на Краславу. Это еще один повод поговорить о связях, существующих между Беларусью и Латвией. Прежде всего такой любопытный факт: считается, что укрепления на одном из местных холмов  Театральной горе, существовали еще при Полоцком княжестве, в орбиту влияния которого входила и нынешняя Краслава. Согласно легенде,  замок на горе построила сама Рогволодова дочь Рогнеда, одним из имен которой была Горислава, что затем  и трансформировалась в Креслау, Креславу, Креславку, Креславль...

Есть и еще события, продолжающие строить исторические ассоциации:  в 1863 году под руководством графа Леона Плятера (Краслава на протяжении нескольких столетий была владением этой семьи) крестьяне приняли участие в восстании. Восстание потерпело поражение. Граф Плятер был казнен, а его соратники из крестьян отправились на каторгу. Но в Латгалии еще долго жили и живут легенды об этой личности. Романтические мотивы этих сказаний повлияли на творчество классика латышской поэзии Яна Райниса, родившегося и выросшего в этих местах. Семейство Пляттеров прославилось и еще одной героиней – Эмилией Плятер, которая во время освободительного восстания 29 марта 1831 года  вместе со своим родственником Цезарем Плятером, организовала в поселке Дусяты партизанский отряд и повела его на Двинск. За смелость и решительность в боевых действиях командование повстанческими силами назначило ее  почетным командиром роты в пехотном полку и присвоило  звание капитана. Сегодня ее называют белорусской Жанной д'Арк и героиней четырех народов.

Кокнесе, Кукенойс, Кокенгаузен

…Для того, чтобы побывать в Кокнесе, расположенном на Даугаве, нам приходится покинуть Латгалию и въехать в другой край – Видземе.  У этого небольшого местечка – всего 6 тысяч жителей – тоже было несколько названий: в Полоцке его называли Кукейнос,  остзейские немцы – Кокенгаузен... Легенда гласила, что именно здесь жил богатырь по имени Кукенойссе, что в переводе означает «тот, кто несет деревья».

На въезде нас встречает старинная кирха, которая стоит, словно часовой, охраняющий владения.

На стоянке для автобусов нет ни души: не сезон. А вот и указатель на главный объект.

Идем по аллеям парка, где завывает ледяной ветер, раскачивая кроны старых деревьев. Везде лежит снег, а вода прочно закована льдом.

А вот и впечатляющие руины крепости, которые на фоне деревьев и льда выглядят особенно мощными.

История гласит, что чуть более восьми  веков назад в Кукейносе правил православный князь Вячко  по одной версии, славянин Вячеслав Борисович, а по другой — латгал или лив, чье прозвище значило просто Вождь (Vetseke). Одни считают его вассалом Полоцка, другие утверждают, что он просто умел лавировать между сильными соседями, специально покрестился, чтобы выбить льготы своим купцам, а через женитьбу на литовке  заключил  мир с южными соседями. Вячко попытался договориться и с меченосцами, но был схвачен и в цепях доставлен к Рижскому епископу. Потом его отпустили, но князь сжег свой замок и ушел с дружиной в Полоцк в 1208 году. Княжество же и вообще долина Даугавы вошли во владения Рижского архиепископства. Кокенгаузен стал важным  форпостом, дававшим выход и на Литву, и на Русь.

Архиепископ заботился об этой крепости, к примеру, в 12291395 годах тут правили Тизенгаузы, один из самых сильных родов Ливонии и Литвы.  В 1420 году Кокнесе стал летней резиденцией рижского архиепископа, а с 1520-х годов  центром католичества Ливонии, где жил и сам архиепископ, и оставившие Ригу монахи. Это был расцвет города  здесь даже работал свой монетный двор.

В 1656—1661 годах Кокенгаузен успел стать русским городом Царевич-Дмитриевом  Алексей Михайлович планировал устроить здесь столицу Русской Ливонии, если не удастся завоевать Ригу. В  1701 году, с началом Северной войны крепость захватили  польско-саксонско-русские войска. Они взорвали замок  и ушли в Курляндию.

К середине XVIII века город окончательно превратился в захолустье. Сегодня великолепные развалины служат прибежищем ветрам и прекрасным фоном для туристов, которые спешат запечатлеть всю эту уходящую красоту.

Цесис, Турайда и Сигулда

Знакомство с замками и крепостями Латвии невозможно себе представить без посещения Цесиса (Вендена). Там мы побывали восьмого марта, когда вдруг на окрестности обрушился мощнейший снегопад. Узкую дорогу сразу занесло,  «дворники» автобуса не справлялись со снежной массой, а холмы превратились в непреодолимое препятствие, так что мы буквально ползли. Лес, стоящий поодаль дороги, превратился в сказочные чащи. В такой романтической обстановке мы и познакомились с Цесисом  тихим, уютным и очень красивым городком, расположенным в центральной части Видземе, на территории Национального парка Гауя. Наша цель – не сам Цесис с его восьмивековой историей, а  развалины старинного замка. Замок значительно пострадал в военные годы, но и сегодня остается самым большим средневековым замком как в Латвии, так и во всей Прибалтике. Впрочем, по дороге мы останавливаемся, чтобы осмотреть костел Иоанна Крестителя, самую крупную средневековую базилику в Латвии за пределами Риги.

И еще одна небольшая остановка – перед странным памятником, который я про себя окрестила «Заблудившийся турист». Для того чтобы ваше желание исполнилось, нужно потереть его посох. Все, разумеется, кинулись тереть.

Из снежного марева, наконец, появляются мощные стены. Цесисский средневековый замок  это  одно из первых укреплений, построенных на территории Латвии немецкими крестоносцами.

В ту пору это была чуть ли не самая неприступная крепость в Балтии. Именно здесь Ливонский орден принимал послов, решал вопросы войны или мира, а также улаживал внутренние проблемы. Ежегодно здесь собирался на совет капитул. Считается, что строительство замка начато приблизительно в 1209 году, во времена правления магистра ордена меченосцев Венно фон Рорбаха. В 1236 году орден меченосцев расформировался, и на его место пришел Ливонский орден, первый магистр которого, Герман Балке, своей резиденцией выбрал именно Цесис. В замке жили девять братьев ордена со своими оруженосцами, слугами и конюхами. Примерно в те времена здесь образовывалось и поселение. Впервые Цесис отдельно от замка упомянут как деревня в 1221 году, и только век спустя его признали городом.

В 1577 году к замку подступили войска Ивана Грозного. После пяти суток осады среди защитников поднялась паника, и они, собравшись в одном из помещений, подорвали себя. Тридцать лет спустя  взорвался пороховой погреб. Замок был восстановлен только к 1633 году по инициативе графа Уксенштерна, но замок был уже далеко не такой неприступный, как раньше. Во время  Северной войны он пришел в полную негодность как оборонительное сооружение…

…Перед тем как углубиться в помещения замка, нам выдают специальные фонари.

Бродить по колено в снегу очень романтично, но мокро. Сегодня в замке идет реставрация, которая в конечном итоге сделает Цесисский замок еще более привлекательным для туристов, тем более, что Нацпарк – прекрасное место для любителей экологического и зеленого туризма.

В отличие от старого замка этот называют новым...

По сравнению с замком в Цесисе, цитадель в Турайде (в переводе – «Божественный сад»), куда мы добираемся по заснеженной аллее, выглядит скромнее.

Общую картину портит реставрация, которая придает старинному замку вид новодела. Здесь туристам рассказывают легенду о Турайдской Розе, а также об истории его взлетов и падений.

Полностью восстановленная главная башня крепости, достигающая в высоту 38 метров, сегодня используется как смотровая площадка для многочисленных туристов.

Помимо общего обзора, мы посетили также экспозицию Турайдского музея-заповедника.

Заключительным аккордом, поставившим логическую точку в нашем странствии по Латвии, стал блиц-осмотр замка в Сигулде. Места здесь исключительно красивые, поэтому люди селились на берегах реки Гауи с древнейших времен, еще во 2-3 веках до нашей эры. Сначала это были финно-угорские племена, занимавшиеся охотой и рыбной ловлей, затем ливы. Сказания и документы рассказывают о сопротивлении местных жителей немецким рыцарям-крестоносцам. Однако местные земли завоевал немецкий орден меченосцев, и произошел раздел Сигулды. Один берег Гауи достался ордену, а другой отошел рижскому епископу. Первый замок за пределами Риги орден меченосцев основал именно в Сигулде в 1207 году по распоряжению магистра ордена Венно фон Рорбаха. Он назывался Зегеволд.

От первоначального замка ордена меченосцев до наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты, но на них тоже стоит посмотреть, потому что даже эти детали могут дать представление о первоначальной величественности сооружения.

В XVIIIXIX  веках руины использовались как составная часть романтического парка при новом господском доме, для строительства которого использовались камни, позаимствованные у бывшего замка. В 18781881 гг.  рядом с бывшим господским деревянным домом был построен новый дворец в стиле неоготики. Перед началом Второй мировой войны в здании разместили Дворец писателей Общества прессы.

…К сожалению, на осмотр этого памятника у нас совсем мало времени, да и снег все идет и идет. Понятно, что хорошо было бы увидеть все это еще раз, но уже летом. Почему бы и нет?

P.S. Автор выражает благодарность компании «Колорлэнд» и лично Валерии Черноморцевой за интересный маршрут и возможность увидеть необычные места и памятники.