https://www.traditionrolex.com/8
<p>Среди цивилизационных разломов, задетых в фильме: Украина/ Россия, западная культура/славянские ценности, язычество/православие и т.д. И все преподнесено неоднозначно с зернами сомнений...</p>

«ВИЙ»

Viy 3D, Россия–Украина–Германия–Великобритания–Чехия, 2013, 128 мин., PG-13. Реж. Олег Степченко («Сматывай удочки»); в рол.: Джейсон Флеминг (Джонатан Грин), Алексей Чадов (Петрусь), Агния Дитковските (Настуся), Юрий Цурило (пан Сотник), Андрей Смоляков (отец Паисий), Ольга Зайцева (панночка), Алексей Петрухин (Хома Брут), Валерий Золотухин (Явтух), Александр Карпов (Панас), Нина Русланова (жена Явтуха), Игорь Жижикин (Дорош), Олег Тактаров (Грицко), Виктор Бычков (Тарас).

Жанр. Волшебная сказка с сатирическими мотивами.

Первоисточник. Фильм основан на одноим. (1835) мистической повести Николая Гоголя. По словам сопродюсера «Вия», в основу сценария легла более ранняя версия общеизвестного текста. Вий – это персонаж восточнославянской мифологии, чей взгляд убивает. Правда, лишь после того, как ему поднимут огромные веки-ресницы. Первая экранизация «Вия» случилась еще в 1909 году, были и другие (в т.ч. югославская), но наиболее известен советский фильм 1967 г. с Л. Куравлевым и Н. Варлей.

Выбор/условности. Эту главку можно отнести и к другому фильму, ранее представленному в моем блоге, – «Дубровский». В отношении обоих берусь советовать – не судить их, отталкиваясь от степени знания первоисточника. Вовсе не уверен, что Пушкину и Гоголю захотелось бы украшать титры «Дубровского» и «Вия» своими именами. В то же время именно благодаря авторитету Александра Сергеевича веришь, что рафинированный Дубровский мог уйти в партизаны, а не в дауншифтинг. В отличие от «Дубровского, «Вий», конечно же, развлечение. Однако (и мне это понравилось) в нем есть привязка к острым проблемам нынешней действительности. Пусть и в неочевидном, даже философском плане. Среди цивилизационных разломов, задетых здесь: Украина/ Россия, западная культура/славянские ценности, язычество/православие и т.д. И все преподнесено неоднозначно с зернами сомнений. 

Зачин. События картины происходят в очаровательных, но и грозных даже внешне украинских местах, где невероятно колоритен внешний облик местных жителей, а разного рода суеверия доминируют над здравым смыслом. Поэтому неожиданная смерть девушки, тем более дочери Сотника (крупнейшего местного руководителя), сразу же обрастает массой фантастического антуража (хотя окажись рядом условный Шерлок Холмс…), как религиозного, так и языческого толка. В деревне разгораются страсти, в которых потустороннее логично перемешивается с вечными ценностями вроде борьбы за власть и обогащения, коррупции и одурачивания масс.

Рука Запада. Много споров вызвало внедрение в ткань отечественного «Вия» заморского чужака – английского путешественника и картографа Джонатана Грина, настоящего подвижника, талантливого изобретателя, человека неконфликтного и не склонного к навязыванию своих позиций. Если честно, то он выглядит в Украине посланцем с другой, куда более развитой планеты. По логике такой подход, особенно в обострившейся идеологической битве, кратко выраженной во фразе «Россия – не Европа», может восприниматься как обидный для существенной части зрителей. Но таковая, видимо, акцентировалась на том, что иностранец, во-первых, достаточно обаятелен, а во-вторых, досталось ему по первое число… Кстати, прообразом Грина послужил француз Гийом Левассер де Боплан (1595–1685), автор книг «Описание Украины» и «От Трансильвании до Московии». Известно, что амбиции создателей «Вия» простирались и в отношении мирового кинорынка, поэтому предпринимались попытки привлечь звезду как лицо проекта. Образно говоря, горилкой соблазнялись: Б. Питт, Б. Уиллис, К. Ривз, П. Броснан, Т. Рот, Ш. Бин, Д. Стэйтем, В. Кассель… Каждый из артистов проявлял интерес, но у него не складывалось. В итоге западный мир представил не столь узнаваемый британец Дж. Флеминг («Большой куш»). Кстати, он прекрасно подготовлен физически и пробегает марафон. Сложно назвать роль Джейсона его большой актерской удачей, но сопутствующая ей машинерия определенно хороша. И хотя у ученого мужа Джонатана точно не было миссионерской цели, думаю, многие украинцы запали на его манеры и технические приспособления (начиная с комфортной кареты, управляемой «автокучером»). И тем самым с надеждой посмотрели в те края, которые осуждаются в проповедях местного властителя дум православного отца Паисия…

Религия и жизнь. Исходя из нынешних тенденций, довольно удивительно, что ключевой для ленты образ православного священника преподносится без умиления. А то ведь уже дошло до того, что в России не показывают советские мультики, поставленные по произведениям дореволюционных классиков, в которых без почтения относятся к попам. В «Вие» же отец Паисий (браво, Смоляков), возжелавший стать нью-пророком, производит впечатление, сопоставимое с тем, что оказывает мистическое чудовище. Не хочется выявлять сюжетные интриги, но финал и вовсе вселяет надежду в типов с убеждениями вроде моих, что средневековье не обязательно вернется. И что прогресс может быть не только техническим, но и моральным. Собственно, лишь дойдя до развязки, я решил, что «Вий» интересно представить вам. Религиозной риторики, ритуалов в фильме очень много, но они больше похожи на этнографию. При этом стоит признать, что, несмотря на желание как можно эксцентричнее представить аборигенов, получилось ничуть не обидно.

Горилка. Среди скандалов, связанных с «Вием», есть и жалоба общественной организации «Трезвая Россия» в антимонопольную службу РФ на создателей и распространителей картины за скрытую рекламу водки (ее марку легко увидеть при просмотре), при том, что на сеансы допускаются и дети. Было бы любопытно увидеть это же кино, но снятое по канонам трезвости, однако следует признать, что люди во всех краях и разными способами горазды затуманивать сознание. И было бы странно, коли обошлось бы без горилки, точнее, самогонки, которая в данном случае является универсальным способом оперативно улучшить картину мира. И даже контакт цивилизаций с обильным употреблением огненной жидкости складывается  намного проще. К слову, это подтверждают и пивные реки на чемпионате мира по хоккею, еще недавно казавшиеся просто немыслимыми.

Картинка. Важным фактором кассового успеха «Вия 3D» стала довольно высокая культура изображения. А добивались ее в павильонах чешской студии Barrandov при участии немецких стереографов. Часть реквизита позаимствована из голливудских блокбастеров, там же снимавшихся, например из «Ван Хельсинга». Работа над декорациями «Вия» заняла более полугода. Они выглядели как настоящая деревня из 21 дома со сторожевой вышкой, пушками и прочими атрибутами того времени. Чудо-карета изготовлена в Германии за $75 тыс. Работа над фильмом заняла 7 лет, причем для его продвижения создатели использовали нетипичные технологии. Например, еще до запуска фильма в производство и даже до принятия сценария создавали показывали в кинотеатрах рекламные ролики, словно речь идет о готовом продукте. Как следствие (а также с учетом выхода фильма «Ведьма»), в обществе уже несколько лет было распространено мнение, что «Вий» давно вышел на экраны. Настусю собиралась сыграть топ-модель Н. Водянова. Сыгравшему в «Вие» свою последнюю роль В. Золотухину, по его признанию, труднее всего давалось курение трубки. Всего в съемочной группе поучаствовали 923 киношника.

Прочая информация. Сборы в России $34,6 млн. Сборы в остальном мире $4,9 млн. Бюджет $26 млн.

https://www.traditionrolex.com/8