https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Тема о введении пошлины для тех, кто едет в Польшу или Литву за дешевыми памперсами и морозильниками, вдруг вернула меня в мое собственное детство. Тогда, в 1992 году я отправилась в первый и пока что единственный в моей жизни настоящий шоп-тур. Вот как это было.</strong></p>

В начале 90-х, когда я была еще обычной школьницей, в бывшем союзе началась эра повальных шоп-туров. Помимо профессиональных челноков в такие поездки ездили тысячи обычных белорусов, которым просто надо было во что-то одеть себя и детей и привезти из-за границы хоть немного валюты. Первым в Польшу из нашей семьи, конечно же, отправился мой папа – инженер прославленного Минского Тракторного Завода. Туда он обычно вез всякие бинокли, фотоаппараты и наборы инструментов. Ну а назад возвращался с джинсами-мальвинами, юбками-ламбадами, жвачками-дональдами и прочими дефицитами. Организовывались эти самые поездки, к слову, под маркой самого завода, который выделял под это дело специальный транспорт. Как-то раз, когда проехать через белорусско-польскую границу стало совсем сложно, добрые дяди из МТЗ решили отправить в шоп-тур… детей. Автобус со школьниками, доверху забитый качественными и дешевыми товарами из Беларуси, было решено выдать за «чернобыльский». В одну из таких поездок попала и я. Средний возраст участников того шоп-тура, не считая сопровождающих, равнялся 13-14 годам. К слову, я в группе оказалась самой младшей и, конечно, очень этим гордилась. По легенде мы ехали оздоравливаться в Германию. Ну а огромные баулы с товарами были просто нашими личными вещами. Угу.

Сразу на выезде из Бреста нас встретила очередь из огромного количества машин, конца и края которой не было видно на несколько километров. Наши руководители постоянно куда-то бегали, кого-то о чем-то просили и несколько раз в сутки нам, «опаленным радиацией», все-таки разрешали продвинуться куда-то вперед. На третьи сутки стояния в очереди, наш «главарь» – хороший такой дядька, с которым я потом ездила в реальные оздоровительные поездки в Румынию и Словакию, решил сводить нас, одуревших школьников, в Брестскую крепость. Многие из нас тогда, кстати, побывали в крепости-герое впервые. Ведь в те годы школам было совсем не до экскурсионных поездок. За те несколько часов, которые мы провели в заснеженной крепости, наш автобус продвинулся вперед всего на несколько метров. Впрочем, нашей группе все равно было очень весело.

Через несколько дней мы-таки въехали в Польшу и незамедлительно начали поправлять подорванное радиацией здоровье на вещевом рынке первого же приграничного города. В 6 утра мы разместились со своим нехитрым товаром на одном из прилавков и стали торговать. Меня папа, насколько я помню, снабдил наборами карандашей, туристическими рюкзаками, малярными кистями и еще чем-то полезным. Свой товар я распродала ужасно быстро. Поляки расхватали все мои кисти буквально за час. Причин этому было несколько. Во-первых, меня им было просто жалко. Девочка с синим от холода носом, на базаре, рано утром – в общем, картина еще та. А во-вторых, я немножко перепутала «папины цены». К счастью, об этом я узнала только в автобусе, когда сопровождающий, заинтересовавшись секретом моих успешных продаж, схватился за голову: «Главное, чтобы Апарин (мой папа) не узнал!». После отличных торгов мы, уже с пустыми сумками, поехали в Варшаву. В польской столице впервые за несколько дней, наша группа наконец заночевала не в автобусе, а в настоящем отеле. Правда, разместились все мы в одном помещении: по два человека на односпальных кроватях. Зато там был туалет и горячая вода! Интересно, что нам детишкам, даже удалось прогуляться по столице – эх, молодость-молодость. Вечером, когда измотанные сопровождающие уже валились с ног, школьники отправились на самостоятельное исследование Варшавы. Я помню симпатичные дома, огоньки, витрины и какие-то суперские вкусняшки, которые продавались там на каждом углу. В последний день нашей «оздоровительной» поездки мы отправились на столичный рынок. О чего тут только не было: и юбки-резинки, и «жеваные» куртки чудесных салатовых и малиновых расцветок, и свитера «бойз»! На честно заработанные на торговле деньги я купила себе джинсы и кроссовки с разными шнурками. А одна добрая тетя  подарила мне яркие пластмассовые сережки. В общем, домой я вернулась ужасно счастливая…  И папа меня даже похвалил!

https://www.traditionrolex.com/8