Почем в Минске приятный аппетит?

03.12.2013 - Новости

Почем в Минске приятный аппетит?

Вот уже почти три года цены в барах, ресторанах и кафе регулируются не государством, а самими предпринимателями, рассказывает «Вечерний Минск». Чем сейчас руководствуются рестораторы, устанавливая стоимость блюда, и на чем экономят?

Раньше цены в общепите зависели от категории заведения. Так, для второй категории наценка на блюдо не могла быть выше 70 процентов, для первой – 150, высшей – 200, «люкс» – 250 процентов.

– Сейчас в соответствии с Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 25.02.2011 года № 72 субъекты хозяйст­вования, осуществляющие деятельность общественного питания (кроме учреждений образования) , наделены правом устанавливать наценку самостоятельно, ориентируясь на спрос, – рассказывает начальник отдела общест­венного питания Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Ольга Езапенкова.

То есть работает простая схема: «спрос – предложение». Борьба за клиента идет нешуточная. При этом один из самых распространенных способов привлечения горожан в заведение оказался далеко не новым – это комп­лексные обеды.

– Часто даже в ресторанах категории «люкс» с 12.00 до 15.00 предлагают отдельное меню, – рассказывает администратор одного из столичных заведений Алевтина. – Фантазии некоторых клиентов по поводу того, почему блюда в это время такие дешевые, иногда попросту удивляют. Один мой знакомый даже предположил, что таким образом рестораторы избавляются от вчерашней еды. На самом деле не стоит искать здесь криминал. Секрет на поверхности: вместо изысканных яств повара готовят простые блюда. И доход увеличивается за счет того, что в обеденное время идет поток клиентов. К­ажетс­я, 50–70 тысяч рублей – это небольшая сумма, однако за три часа у нас могут пообедать 100–200 человек. Получаем в среднем около 10 миллионов при стоимости продуктов 3–4 миллиона. Некоторые заведения стараются привлечь клиента оригинальным оформлением обеденных блюд, хотя цена на них такая же, как и у ближайших конкурентов. Часто это делается за счет уменьшения порции, и мужчины в такие рес­тораны вряд ли пойдут, зато женщины будут приходить ежедневно. Что касается напитков, то по опыту работы знаю, что во многих барах и кафе первой и второй категории вы рискуете получить вместо дорогого пива дешевое. Так же обстоит дело с виски и другими спиртными напитками. Обычно алкоголь подменивают бармены, а хозяева заведений об этом могут только догадываться. В ресторанах премиум-класса, где серьезнее относятся к подбору персонала, подобные случаи – редкость. Чтобы не оказаться обманутым, лучше заказывать спиртные напитки у барной стойки, где все происходит на ваших глазах.

Как же формируется цена на основные блюда в столичных заведениях? За разъяснениями мы обратились в известный минский ресторан. Нам сказали, что вопрос обязательно будет рассмот­рен с участием директора. А ответят потом. Долго, наверное, шло совещание в кабинете директора, но журналисту в интервью отказали. Хотя было бы очень интересно узнать, почему 750 граммов стейка «портер хаус» стоят 815 тысяч рублей. К слову, по уверению работников ресторана, приготовлен стейк из австралийского мраморного мяса. Нам удалось найти поставщика подобной продукции. Он продает 250 граммов такой говядины за 150 тысяч рублей (получается 450 тысяч за 750 граммов). То есть наценка составляет примерно 365 тысяч – меньше 200 процентов, что, в принципе, нормально для заведения премиум-класса.

Сегодня в Минске более 160 ресторанов, 397 кафе, 390 баров, 556 столовых, более 700 кафетериев, закусочных и буфетов. Среди ресторанов – 25 высшей категории и 10 класса «люкс». Во многих из них по сравнительно небольшой цене предлагают блюда обеденного меню. Они более просты в приготовлении и позволяют владельцам заведений зарабатывать за счет большого количества проданных блюд.

Объективное мнение о ценах в отечест­венных досуговых заведениях можно составить исходя из новогодних предложений. К примеру, средний ценник на праздничный банкет в столичном ресторане в ночь с 31 декабря на 1 января составляет около 955 тысяч рублей. Примерно такая же цена в ресторанах украинской столицы. Новогодний банкет в Киеве обойдется туристу в 950 гривен (около 1 миллиона рублей).

Сейчас на 1000 жителей Минска приходятся 39 мест в сети общественного питания, в 2015 году нормой станет 45 мест.

К Чемпионату мира по хоккею цены должны перестать кусаться

Чтобы избежать повышения стоимости блюд в ресторанах и кафе в период проведения соревнований, Мингорисполком планирует заключить специальный договор с различными субъектами хозяйствования. Суть его в том, чтобы наценки соответствовали категории заведения. То есть простая закусочная не сможет выставить ценники за блюда, как в фешенебельном ресторане. Подобное, к слову, имело место во время чЧемпионата Европы по футболу в Украине.

Чтобы туристы не уеха­ли от нас с большими глазами из-за некачественного обслуживания, для столичных продавцов и официантов разработан специальный англо-русский разговорник. Впрочем, такое пособие, по словам начальника отдела кадров и общих вопросов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Тамары Марковник, будет лишь небольшим подспорьем. Сейчас многие сотрудники рес­торанов и кафе проходят ускоренные языковые курсы. И если раньше владение персоналом, скажем, английским оказывалось отличительной чертой рес­торанов класса «люкс», то вскоре на языке Шекспира и Байрона, как ожидается, сможет изъясняться большинст­во представителей столичной сферы общест­венного питания. К Чемпионату мира планируют обучить анг­лийскому языку около двух тысяч продавцов, официантов и администраторов.

А какие же плюсы от ЧМ в плане сервиса и цен в заведениях получит рядовой минчанин? Во-первых, согласно постановлению Совета Министров № 924/16 от 2011 года, все стационарные торговые объекты общественного питания подлежат оснащению платежными терминалами. Не касается это лишь столовых в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования и школах-интернатах. То есть в ресторанах и кафе уже не нужно будет спрашивать, можно ли расплатиться по банковской карточке. Во-вторых, в меню почти всех ресторанов должны появиться белорусские блюда. Исключением станут лишь заведения со специализированной кухней вроде суши-баров. И, по идее, стоимость отечественных блюд окажется вполне приемлемой для потребителя. Все-таки продукты для них не повезут из-за границы. К тому же, если в ресторанах начнут массово готовить, к примеру, драники, привлекать клиента по простым законам экономики придется улучшением качества с одновременным снижением цен.

Насколько оправданны цены в столичных ресторанах, кафе и барах?
Модель Мария Блювштейн:
– Если отталкиваться от средней зарплаты по Беларуси, то цены, конечно, кусаются. Однако по сравнению с Европой у нас намного дешевле. Другое дело, что в столице высокая цена – не всегда знак качества. К примеру, в одном заведении карпаччо стоит 90 тысяч, а в другом, выше классом, – 70 тысяч рублей. Также непонятно, откуда такие высокие наценки на вина. Дешевое красное вино в Минске могут продавать по 100 долларов за бутылку… И еще: во многих странах принято выставлять перед входом в заведение, на улице, меню, у нас почему-то это делают неохотно. Хотя, на мой взгляд, такой ход мог бы привлечь больше клиентов.

Директор СШ № 38 Андрей Гоцман:
– В пригороде Минска цены в кафе и ресторанах намного ниже, хотя качество блюд и обслуживание могут быть на том же уровне. Даже в некоторых заведениях Москвы и Питера ужин обходится заметно дешевле, чем в белорусской столице. Хотя обеденное меню у нас дешевле, в среднем  50 тысяч рублей, в Москве – около 100 тысяч рублей (350 российских). Но давайте сравним зарплаты в сфере образования… Если честно, даже я, директор школы, редко могу себе позволить пообедать в ресторане или кафе, что уж говорить про других педагогов.

Ресторатор Иван Муравьев:
– Цены немного завышены. Однако в первую очередь это происходит из-за приличной арендной платы за помещение. Когда оно в собственности у государства, цены еще терпимые, а вот частные лица могут потребовать в месяц 50 евро за квадратный метр. В заведениях других белорусских городов аренда ниже, поэтому еда и напитки стоят меньше. К примеру, в Гродно в среднем все на 15 процентов дешевле, чем в Минске. Также при формировании цены учитываются стоимость коммунальных услуг, зарплата персонала и меню конкурентов. В последнем случае нужно быть где-то посередине. Поэтому на кальяны у нас идет наценка примерно 320 процентов, а на напитки — около 120. Плюс многое зависит от того, что хотят продать в заведении. У нас, например, есть только дорогая белорусская водка, а вот виски можно найти и довольно дешевый.
Что касается разделения заведений на категории в зависимости от уровня обслуживания и дорогого дизайна, в этом сейчас не вижу никакого смысла. Во многие столичные кафе люди идут не из-за его рос­кошного оформления, а ради какой-то изюминки. Клиентов притягивает оригинальная концепция, идея.

Евгений МАНУШ

Рубрики: К Сведению

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах