Почему на Гомельщине сельский туризм теряет популярность?

30.09.2014 - Новости

Почему на Гомельщине сельский туризм теряет популярность?

Ассоциации с радиацией делают Гомельщину для туристов менее привлекательной, чем другие регионы Беларуси, пишет Eurobelarus.

Агроэкотуризм считается одним из самых перспективных видов отдыха в Беларуси, не является исключением и Гомельская область. Однако в 2013 году наблюдается снижение популярности данного вида туризма в области.

Почему на Гомельщине произошло снижение столь популярного вида отдыха в Беларуси? В данной статье ресурса «Стратегическая мысль» мы постараемся дать ответ на этот вопрос.

Агроэкотуризм – это вид туристской деятельности, направленный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности. Суть данного вида туризма заключается в том, что туристы некоторое время проживают в сельской местности, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. Лидерами в агроэкотуризме считаются такие страны, как Испания, Италия и Франция.

В последние годы данный вид туризма начал активно развиваться во всем мире. Это обусловлено стремительным ростом урбанизации стран. Все больше людей устают от городского образа жизни с присущей ему суетой и шумом. Поэтому для отдыха такие люди выбирают сельскую местность, где они могут насладиться тишиной, живописными пейзажами и свежим воздухом. С этой точки зрения Республика Беларусь является привлекательной для таких туристов.

Неудивительно, что беларусскому правительству данный вид туризма показался наиболее перспективным для страны. В связи с тем, что число агроэкотуристов с каждым годом растет, было принято решение о всестороннем развитии данного вида туризма в Республике Беларусь. Предполагалось, что это поможет привлечь иностранных туристов к нам в страну, повысит международный имидж Беларуси, поспособствует росту уровня жизни сельских жителей и даст им новые рабочие места.

Количество гомельских усадеб пошло на спад

Несмотря на первоначальный бум агроэкотуризма в Гомельской области, число субъектов агроэкотуризма начало снижаться. Рост же числа субъектов начался с 2006 года. Толчком к данному увеличению послужил Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». В данном указе оговорено, что владельцем агроусадьбы может стать любое физическое лицо, постоянно проживающее в сельской местности и ведущее подсобное хозяйство, при наличии свободных комнат в жилом доме и возможности ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности.

Также стоит отметить, что агроэкотуризм наиболее привлекателен с точки зрения налогообложения, поскольку ежегодный налог на ведение данного бизнеса составляет одну базовую величину. Вдобавок Указом № 372 предусмотрена выдача льготных кредитов субъектам агроэкотуризма на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма ОАО «Белагропромбанк» в 2010–2020 годах в сумме до 2000 базовых величин на срок до пяти лет (физическим лицам – до семи лет) в белорусских рублях с уплатой процентов в размере пяти процентов годовых.

Эти меры дали положительный результат в развитии агротуризма по всей республике. Однако в 2013 году на фоне общего увеличения числа субъектов агроэкотуризма на Гомельщине наблюдается их уменьшение.

Снижение числа субъектов агротуризма в 2013 году можно объяснить тем фактом, что из-за низкой налоговой ставки и легкости начала бизнеса многие сельские предприниматели начали дело «ради развлечения».

Некоторые бизнесмены даже не могут объяснить, зачем они открыли агроэкоусадьбу. «Платить-то всего одну базовую в год, поэтому даже при полном отсутствии клиентов потеря невелика», – рассуждают сельские бизнесмены.

Однако с течением времени многие из таких предпринимателей отказываются от данного вида бизнеса. Также на снижение числа усадеб повлияли потоки агроэкотуристов.

Потоки агроэкотуристов

Гомельская область является одной из менее привлекательных областей для экотуристов. Снижение популярности экотуризма в этом регионе можно связать с увеличением общей доли беларусов среди экотуристов. У многих Гомельская область ассоциируется с радиационным загрязнением, что делает ее менее привлекательной.

Также стоит отметить тот факт, что и гомельчане зачастую выбирают для экологического отдыха другие области с целью «отдохнуть» от радиации. Гомельские усадьбы не могут похвастаться индивидуальностью в предоставлении услуг. Все усадьбы предлагают иностранным туристам практически одинаковый спектр услуг: живописные пейзажи, чистый воздух, рыбалка, охота, баня, конные прогулки и велосипедные туры. Однако иностранный агроэкотурист привык ожидать от такого отдыха больше, поскольку усадьбы стран – лидеров в агроэкотуризме предлагают своим посетителям гораздо больший спектр услуг.

За рубежом обычно акцент делается на гастрономической составляющей отдыха или активный отдых. Агроэкотуристы могут принять участие в виноделии, поиске трюфелей, приготовлении оливкового масла и т. д. Также они могут приобрести товары, которые производятся в усадьбах и которых нет на прилавках магазинов.

У гомельских усадеб отсутствует бренд. Словосочетание «итальянская усадьба» сразу ассоциируется с виноделием, оливковыми рощами и усадьбами, в которых изготавливают пасту. Французская усадьба – поиск трюфелей и виноделие. Белорусские же усадьбы у иностранцев не вызывают никаких ассоциаций.

Проблемы развития агроэкотуризма

Спад популярности агроэкотуризма характерен не только для Гомельской области. По мнению владельцев усадеб, в 2013 году популярностью пользовались лишь те усадьбы, которые находились в радиусе 50–60 километров от Минска. «Провинциальные» же агроусадьбы теряют клиентов.

К факторам, тормозящим развитие агроэкотуризма, владельцы региональных усадеб в первую очередь относят отсутствие взаимодействия между усадьбами и областными и районными органами власти. Экобизнесмены отмечают такие факты, как банальное отсутствие указателей и асфальтированных дорог, ведущих к некоторым усадьбам.

Также владельцы усадеб отмечают отсутствие грамотной рекламы и PR белорусского агроэкотуризма со стороны государства. Владельцам агроусадеб предлагается заниматься этими вопросами самостоятельно.

Следует отметить наличие юридических нюансов. Так, белорусским законодательством разрешено использовать не более 10 комнат для обслуживания туристов. Однако для того, что обустроить эти комнаты, надо расширить имеющиеся жилье. В то же время построить два дома на одном участке весьма затруднительно с юридической точки зрения.

Стоит отметить, что конкуренция в экобизнесе растет из года в год. И гомельским усадьбам приходится тяжело в этой борьбе, поскольку факт радиационного загрязнения территории делает их менее конкурентоспособными.

Развитие агроэкотуризма в Гомельской области тормозится и тем фактом, что некоторые предприниматели, взявшие льготный кредит на обустройство усадеб, используют их не по назначению. Налоговой инспекцией в Гомельской области были выявлены факты использования усадеб не в целях приема экотуристов, а с целью сдачи в аренду для проведения свадеб, вечеринок и т. д. При этом налог такие «экобизнесмены» платят как все агроусадьбы – 1 базовую величину в год. Такое использование усадеб портит имидж беларусского агроэкотуризма как такового.

Стоит отметить и тот факт, что не многие агроэкоусадьбы Гомельской области способны принять большие группы туристов. При этом далеко не все иностранные туристы, желающие проникнуться отдыхом среди сельской местности, готовы жить в деревянном доме или мельнице, оборудованной под жилье. Для таких туристов за границей в комплексе с усадьбой идет небольшой отель с комфортабельной обстановкой. Не многие гомельские субъекты агроэкотуризма могут похвастаться комфортностью проживания в них, что является отталкивающим фактором для туристов.

Таким образом, несмотря на то, что у Гомельщины есть все возможности для дальнейшего развития агроэкотуризма и привлечения туристических потоков из-за рубежа, данный вид отдыха начал терять свою популярность. Это связано с правовыми, юридические и иные проблемами, тормозящими развитие агроэкотуризма.

Если регион ставит целью вхождение в число самых привлекательных стран для агроэкотуризма, то стоит для начала создать бренд беларусского агроэкотуризма и перенять зарубежный опыт в развитии данного вида отдыха. Иначе все те меры, которые были приняты правительством для развития агроэкотуризма с целью поднятия уровня жизни жителей села, на практике выльются лишь в создание льготируемой государством сети развлекательных заведений за пределами городской черты.

Евгений Майоров, «Стратегическая мысль»

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах