https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мне доводилось бывать в Монако, при этом в голову не приходило, что сие государство, от которого буквально веет благополучием, сравнительно недавно могло лишиться независимости...<p>

«ПРИНЦЕССА МОНАКО»

Grace of Monaco, Франция – США – Бельгия – Италия – Швейцария, 2014, 103 мин., PG. Реж. Оливье Даан («Жизнь в розовом цвете»); в рол.: Николь Кидман (Грэйс Келли), Тим Рот (князь Ренье), Фрэнк Ланджелла (отец Такер), Паркер Поузи (Мадж), Майло Вентимилья (Руперт), Дерек Джейкоби (Д’Элиерес), Пас Вега (Каллас), Джеральдин Сомервилль (Антуанетта), Роберт Линдси (Аристотель Онассис), Роджер Эштон-Гриффитс (Хичкок)

Жанр . Биографическая драма с политическими мотивами и эпиграфом «Моя сказочная жизнь отнюдь не сказка» (Г.Келли).

Первоисточник. Фильм снят по оригинальному сценарию Араша Амеля, который родился в Уэльсе в 1976 г. в семье эмигрантов из Ирана. Представляемая лента – вторая в его карьере (после «Экспата»), ее сценарий в 2011 году был включен в престижный «черный» список лучших из неэкранизированных.

Выбор. После того, как этот фильм сначала назойливо являли в качестве события Каннского фестиваля, а затем дружно «топтали» в СМИ, я не спешил составить личное мнение. А сделав это, был немало удивлен тем, что «Принцесса Монако» обсуждалась в основном сквозь призму толкования моментов для «желтой» хроники. Особенно в разрезе отношения к картине венценосной семьи, которая, о, ужас, дружно проигнорировала каннскую премьеру. Ну и конечно, осуждения 46-летней Н.Кидман («Часы») за то, что она играла 33-летнию Г.Келли, будто бы для кинематографа такое нонсенс. Но я, ознакомившись с картиной, вынес из нее совсем другие «уроки». Для меня это скорее притча о том, что красота и искусство, а также мораль и патриотизм – большие силы. Согласен я и с мнением Кидман о том, что сей фильм не является ни документальным, ни биографическим, а посвящен исследованию уязвимости и человечности Грэйс Келли. Однако ближе мне ассоциации с нынешними политическими и, увы, даже военными событиями. И из-за этого аспекта я готов простить создателям картины много разных объективных недостатков. Кстати, каких именно, не договорились и внутри съемочной группы, что привело к созданию продюсерской версии, которая и была представлена широкой публике.

Персона. Грейс П.Келли (12.11.1929-14.9.1982) урождённая американка с ирландскими и немецкими корнями, дочь строительного магната, который был еще и олимпийским чемпионом по академической гребле. Ее мама в молодости была фотомоделью, а дядя -- Джордж Келли – топ-драматург, лауреат Пулитцеровской премии. Не удивительно, что воспитывалась Грейс в шикарных условиях и с детства выходила на сцену. Однако к успеху в кино дорогу алмазами ей не мостили. Проявив характер и терпение, Грэйс постепенно дошла до завоевания «Оскара» (за фильм «Деревенская девушка», 1954). А развить успех помешал брак князем Монако Ренье III. Грэйс родила ему мальчика и девочку, находила себя в общественной деятельности и раздумывала над продолжением карьеры в кино, тем более, что сам Хичкок зовет ее на «Марни». Ну, а что было дальше и рассказывается в представляемом фильме.

Геополитика. Мне доводилось бывать в Монако, при этом в голову не приходило, что сие государство (площадью в 2 кв. км), от которого веет благополучием, сравнительно недавно могло лишиться независимости (завоеванной еще в 1297 г.), как минимум, финансовой. А ведь если исходить из событий фильма, то Франция полвека назад была готова вторгнуться на территорию княжества, которое решительно не желала «крыши» со стороны крупной соседки, считавшей Монако своим протекторатом. Согласитесь, похоже на многие другие конфликты, включая и украино-российский. Имперский синдром – во все времена - страшная сила. Давление на Монако объяснялось многими починами, но едва ли главная – Франции не хватает денег на колониальную войну в Африке. А княжество «мутит воду», не желая собирать и отдавать подоходный налог со своих подданных, а также устраивает льготные налоговые условия, чем переманивает предпринимателей. И недоумение Грэйс, относительно того, зачем нужно воевать на другом континенте, кажется во Франции непатриотичным и просто невежливым, а дальше все могло произойти как в Крыму. Коли бы не действия Грэйс, которая, невероятными усилиями, но став своей для монегасков (запросто могла бы выиграть гипотетические выборы в этой стране), не потеряв при этом статус всемирной кинодивы, сумела привлечь общественное внимание к конфликту со стороны мировой общественности. Следует признать, что сильные миры сего стремились не сориться с Францией в ее конфликте с карликовым государством, которое даже не было членом ООН. Тут стоит отметить, что крупные страны, а тем уж более империи, словно самые сильные парни «на районе» чрезвычайно болезненно переносят любые поползновения на их авторитет. А вот у маленьких стран, особенно молодых, в ходу комплекс неполноценности. В это трудно поверить, но в огромной по европейским меркам Украине до сих пор легко услышать, что трудно быть маленькой страной. У Монако «понтов» разумеется, поболе, но если опираться на экранную историю, то быть бы княжеству битым, если бы не голливудский лоск да не американская вера в закон и справедливость со стороны принцессы. Впрочем, напоминаю, это кино нельзя использовать в качестве учебного пособия, а княжеская семья выпустила заявление, в котором выражает сожаление относительно того, что некоторые фрагменты ее истории были незаконно присвоены для коммерческих целей.

Спорный момент. Я отдаю себе отчет в том, что отношусь к той категории зрителей, которая покупается на антиколониальную деятельность героини, не слишком даже вникая, что для ее страны означает независимость. Между тем, налицо далекая от демократии монархия, живущая за счет игорного бизнеса (замечу, что Ренье считал казино бичом Монако), который трудно отнести к категории добропорядочных (более того, культивируемая там игромания – не лучше наркомании) и помощи в уходе от налогов. В конце концов, Франция намеревалась ввести в Монако вооруженные силы не для того, чтобы разместить на этой территории военные базы, а дабы привести страну к канонам, соответствующем европейским нормам. Именно за намеренный уход от такой трактовки событий, авторам «Принцессы Монако» сильно доставалась от критиков из либеральных изданий. В целом и главном я с ними солидарен, но и рамки экранной истории мне нравятся. Подобное в кино бывает довольно часто, когда зрителю ближе преступники, чем полицейские, а изменники симпатичнее добропорядочных супругов.

Школа жизни. Однако, мне приятнее наблюдать, как Грэйс отказывается от кинороли, за которую ей заплатят гигантские $1 млн., дабы сыграть нечто настоящее. И ради этой цели ей приходится очень много учиться. Дабы соответствовать статусу и разбираться в политических и дворцовых интригах, она овладевает историей Монако и тонкостями требований этикета, включая и искусство с помощью выражения лица доносить свое отношение к происходящему. А ради того, чтобы быть любимой простым людям княжества, высокая особа, словно политик популистского толка в избирательную компанию, идет в народ, общается на одном с ним языком, даже берется торговать на рынке. И надо видеть, как массы освистывают всесильного Де Голля, а Грейс устраивают овации. И в это охотно веришь. Даже если это и сказка. Сугубо личным отношениям в монаршей чете отведено в фильме меньше внимания, тем не менее, они важны. Ведь все в картине начинается с того, что Грэйс, высказывая собственное мнение высокопоставленному гостю, невольно дерзит ему, а заканчивается очень тонкими и зрелыми маневрами во имя спасения государства, которое стало ее судьбой. Многим зрителям интересно увидеть в ткани фильма ряд исторических персонажей, среди которых – певица М.Каллас, богатей А.Онассис, А.Хичкок… И каждого из них создатели ленты попытались «очеловечить», пусть и в короткое экранное время.

Прочая информация. Съёмки проводились в Ментоне (Франция), Монте-Карло и Генуе (Италия). Сборы в мировом прокате $26,6 млн. Бюджет $30 млн.

https://www.traditionrolex.com/8