<p><strong>Коммерческий директор греческого туроператора «Музенидис Трэвел» Борис Фулов комментируют загрузку чартерных греческих цепочек из Минска, рассказывает, как именно в условиях кризиса оператор стимулирует клиентский и агентский рынок, и разъясняет ситуацию с выдачей виз в Грецию.</strong></p>

 Борис, сезон уже набирает обороты. Как можно прокомментировать загрузку чартеров на греческие курорты?

– Хочу подчеркнуть, что та достаточно долгая оптимизация, которая проходила накануне сезона, завершилась. Полеты начались с конца апреля, летаем фактически полтора месяца, то есть мы уже вошли в рабочий режим. Загрузка самолетов составляет 99%. Тут я хочу в первую очередь поблагодарить авиакомпанию «Белавиа», которая всегда идет нам навстречу, в частности, оперативно предоставляет возможность при необходимости менять борта. Мы все это ценим. Все это позволяет нам говорить о такой высокой загрузке. Безусловно, достигать данных показателей непросто, но нам это удается.

 Какова глубина продаж?

– Она достаточная. Мы не продаем в последний момент. На каждом направлении ближайшие рейсы уже проданы, глубина продаж хорошая, туры востребованы вплоть до сентября. Мы чувствуем, что рынок не ждет больших спецпредложений, и это хороший знак.

 Один из самых острых вопросов, который волнует и клиентов, и агентов,  греческие визы. Удалось ли решить проблемы, которые возникали в консульстве в Москве в начале сезона?

– Да, в начале сезона, особенно в период майских праздников, были определенные проблемы с оперативным обслуживанием большого потока паспортов. В большей мере это коснулось российских туристов, но были задержки с выдачей виз и на белорусском рынке. Тем не менее мы смогли обеспечить своевременный вылет всех туристов. Даже помогали нашим партнерам решить проблемы с паспортами тех клиентов, которые летели не по путевкам компании «Музенидис Трэвел». Забирали в генеральном консульстве в Москве паспорта туристов в большом количестве и с курьерами оперативно отправляли в Беларусь. Хочу отметить, что в настоящий момент никаких проблем с визами нет. Все паспорта, которые были поданы в генконсульство ранее, вернулись с визами. Срок выдачи визы в настоящее время составляет 7 дней. То есть вы сдаете паспорт в фирму в Минске сегодня и через неделю получаете документ с открытой визой. Очень надеемся, что, как заявил новый генеральный консул Греции в Москве, этот срок будет доведен до 5 дней.  

 В каком случае можно рассчитывать на многократную годовую визу?

– Параметры следующие. Если паспорт чистый (то есть у соискателя нет ранее полученных шенген-виз), то скорее всего выдадут однократную или двухкратную визу. Если у претендента хорошая справка с работы, забронирован отель высокой категории, то вполне вероятно, что даже при чистом паспорте все равно могут поставить годовую или полугодовую визу. Мне хотелось бы отметить именно этот момент: и в чистом паспорте может появиться мультивиза! Тем же, у кого уже есть в паспортах шенгенские визы, в том числе, греческие, в настоящий момент, как правило, выдают годовые визы. Но мы работаем над тем, чтобы таким соискателям выдавали двух- и трехлетние визы. И такие паспорта уже есть. Пока это только десятки случаев, но мы прилагаем все усилия, чтобы их были сотни, может быть, тысячи. В самое ближайшие время у нас будет очередная встреча с господином консулом, и мы этот вопрос еще раз обсудим. Я надеюсь, что греческое консульство значительно увеличит количество выдаваемых белорусам двух- и трехлетних шенген-виз.

 Это результат усилий компании «Музенидис Трэвел»?

– Я бы сказал, что это политика нашей страны. Греция хочет поддержать туристов, которые выбирают нашу страну для отдыха, выдачей долгосрочных виз. Естественно, мы конкурируем со многими странами, в том числе с теми, в которых нет виз для белорусов и россиян. Но когда мы выдаем мультивизу, это снимает все вопросы. Ну, а «Музенидис Трэвел», как национальный оператор, безусловно, всегда инициирует те шаги, которые могут привлечь в Грецию туристов.

 Что на сегодняшний день показывают минские продажи: какие греческие курорты наиболее востребованы на белорусском рынке?

– Безусловно, наиболее востребованным направлением в этом сезоне, как, впрочем, и в предыдущие, являются Салоники. Во-первых, здесь курорты отличаются оптимальным соотношением ценакачество. Тут нужно помнить, что время в полете меньше, чем на другие курорты, соответственно, билеты дешевле. Во-вторых, полеты выполняются три раза в неделю, то есть у туристов есть возможность выбрать любую продолжительность отдыха. В-третьих, курортов в регионе больше, чем где бы то ни было – огромные Халкидики, разнообразная Пиерия, красивейший остров Тасос. В-четвертых, на направлении существует огромный ассортимент различных программ: паломнические, экскурсионные, шубные, туры за недвижимостью, медицинские программы и многое другое – все эти туры белорусские туристы знают и любят.

Также хорошо продаются туры на Корфу. Приблизительно на одном, но достаточно высоком  уровне по востребованности находятся Закинф и Пелопоннес.

 Не секрет, что сезон сложный. Нет ли опасений по поводу дальнейших продаж?

– Хочу заметить, что, образно говоря, экватор мы уже перешли. Все продажи идут в нормальном режиме. Но нужно понимать, что на туризм влияет много факторов. Белорусам предстоит пройти через деноминацию, будут новые деньги.

 Считаете, этот момент как-то повлияет на продажи туров?

– Неизвестно. Но я бы посоветовал тем, кто собирается отдыхать, бронировать туры сейчас. Все же обмен денег внесет какие-то изменения в привычный уклад жизни, потребительская психология может измениться. Сегодня ситуация достаточно стабильная, а бронировать тур всегда лучше в стабильный момент. Самое главное, что я хочу отметить, – наши продажи в мае в этом году, выросли на 5% по сравнению с маем прошлого года. Но, безусловно, нужно помнить, что, как мы неоднократно заявляли, компания «Музенидис Трэвел» в этом году заявила объем туров на 40% меньше, чем в прошлом. В 2015-м было шесть рейсов в Салоники в неделю, в 2016-м – три. На направлениях Корфу, Закинф, Араксос в прошлом году осуществлялось по два рейса в неделю, в этом мы поставили две десятидневные цепочки. В прошлом году мы летали на Афины, в этом сезоне данной цепочки нет. Но в линейке наших предложений появился Кипр! У нашей компании блоки мест на регулярном рейсе Минск  Ларнака четыре раза в неделю (по вторникам, средам, четвергам и субботам).

 Майские продажи показали рост, возможно, потому что сыграл фактор отложенного спроса? Ведь, не секрет, что продажи на раннем бронировании были слабые.

– Да, мы этого не скрываем! Я уже говорил, что в минувшие годы были безумные продажи туров на раннем бронировании. В этом году, как мы и предполагали, продажи начались позднее. Май показал, что мы не ошиблись в своих прогнозах. Я смотрю статистику каждый день и вижу, что продажи в июне тоже идут с опережением. Но нужно учитывать, что рынкообразующих отелей становится все меньше и меньше, так же как авиабилетов на вылетах и возвратах. Туристу, который хочет отдохнуть в конкретном отеле и в конкретный период, откладывать покупку тура «на потом» явно не стоит.

 Как в нынешних условиях стимулировать рынок?

– Хочу отметить, что мы постоянно поддерживаем рынок. Предлагаем различные акции, в том числе уже ставшую популярной акцию «Отель дня». Новшество этого сезона заключается в том, что теперь акция действует не один день, а два. Это сделано для того, чтобы все успевали принять решение. Также у нас есть большое количество бонусных программ для менеджеров турфирм как от нашей компании, так и от отелей. Например, наша собственная сеть отелей «Бомо Клаб» предлагает очень интересные варианты вознаграждений для агентов. Так, за продажу 15 комнат во всех отелях цепочки (а таких отелей 7, а скоро будет 8!), вознаграждение – 7 ночей отдыха на двоих с 15 сентября по 21 октября либо с 8 по 30 мая. Это отличный бонус, и его достаточно легко получить.

Кроме того, я хотел бы обратить внимание и туристов, и агентов, что на рынке есть рекомендуемые нами отели. Это отели, которые по нашим оценкам, идеально соответствуют параметрам ценакачество. В этих отелях мы очень внимательно следим за сервисами, там хорошие анимационные программы, много внимания уделяется семейному, детскому отдыху. Выделяя эти отели, мы помогаем нашим клиентам сделать выбор. Человек ищет, отелей много, можно запутаться в этом многообразии. Мы комплексно подходим к выбору и рекомендуем те отели, в качестве которых мы уверены на 100%, поскольку мы обеспечиваем высокий уровень сервиса на всех этапах обслуживания. Поэтому я призываю коллег, чтобы они обращали внимание на эту опцию на нашем сайте. Мы постоянно увеличиваем сеть рекомендуемых отелей и гарантируем цену и требуемый сервис. Наша рекомендация означает, что в своем сегменте этот отель будет более выигрышным, чем другие аналогичные средства размещения. Для нас главное, чтобы клиент остался доволен, в этом смысл нашей работы.

 Как скоро рынок войдет в режим стоп-сейлов?

– Этот режим фактически начался еще зимой. Но пик настанет в самое ближайшее время. Пока стоп-сейлов не так много, надо спешить бронировать. Конечно, мы смотрим за балансом мест, но в конце концов будем вынуждены продавать по остаточному принципу. Ведь спрос на греческие туры в этом году увеличился, в том числе и со стороны российского рынка, для которого закрылся ряд массовых направлений.  В этом году Греция ожидает значительный рост потока туристов, по прогнозам ожидается около 27 миллионов туристов.

 Горящих туров от «Музенидис Трэвел» ждать не стоит?

– Нет, это не наша политика. Наша политика – придумывать новые программы, вносить разнообразие в продукт. Сейчас, к примеру,  вводим новые программы на Кипре: отдых плюс паломничество. Программа называется «Православные святыни Кипра». Мы привлекаем туристов различными продуктами и считаем, что привлечение только ценой, тем более – демпингом – ни к чему хорошему не ведет. Демпинг – это слабость,  неумение правильно организовать работу. Нам это не подходит. Мы призываем всех игроков рынка проводить разумную ценовую политику, осознанно выстраивать свои чартерные программы, оптимизировать их при необходимости, ведь рынку нужно предлагать столько продукта, сколько он может переваривать в данный момент. Всегда лучше договориться, чем устраивать на рынке лихорадку. Обострение конкуренции на падающем рынке ни к чему хорошему не приведет! Это может вовсе обвалить рынок!

 Что можно прогнозировать в данной ситуации?

– Легко делать прогнозы в стабильной ситуации. Поэтому мы желаем белорусам стабильности. Мы свою работу делаем как всегда – четко, слаженно, выстраивая дружеские, партнерские отношения с нашими белорусскими коллегами. Реализация туров идет в требуемом режиме по всей глубине продаж. Если ничего не произойдет и  динамика продаж сохранится, все борта будут продолжать улетать заполненными практически на 100%. Сейчас, когда я летел в Минск чартерным рейсом, я специально наблюдал за белорусскими туристами, которые уже отдохнули и возвращались домой. Я видел счастливые, довольные лица. Эти люди вернулись в Беларусь, спокойные, отдохнувшие, они расскажут своим друзьям, знакомым, как они великолепно отдохнули в Греции, и я уверен, что количество бронирований будет увеличиваться. Ведь хороший отдых делает человека счастливым. А в Греции для этого есть все – море, солнце, богатая история, выдающаяся архитектура, великолепная природа, замечательная кухня и гостеприимные люди!

 Спасибо за беседу!

Беседовала Лилия КОБЗИК