https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Давным-давно, с упоением посмотрев свою любимую передачу Дмитрия Крылова «Непутевые заметки» о розовой Петре, я просто потеряла покой. Все заворожило меня: волшебная и неразгаданная история возникновения этого уголка планеты, и магическая красота гор, и диковинность архитектуры, и самое удивительное – необыкновенные краски. Красные, лиловые, оранжевые и розовые оттенки причудливо извивающихся гор, скал и ущелий – это было феерическое зрелище, навсегда захватившее меня в плен грез и желаний: я должна когда-нибудь там побывать и все увидеть своими глазами!</span></p>

Память жестко зафиксировала мое желание, почти превратив его в навязчивую идею. Но если чего-то очень хочешь, обязательно получишь.    

Реальная возможность побывать в Королевстве Иордания, где находится Петра, представилась нам благодаря поездке в Израиль.

Начало сказки

Мы летим рейсом Тель-Авив – Эйлат. Через сорок минут выходим из самолета в обжигающие потоки воздуха, как будто на нас направили гигантский фен. Потом был замечательный вечер в Эйлате, ласковое Красное море с удивительными рыбками и кораллами, ужин в арабском стиле – все это чудесно, но душа рвалась к сказочной Петре.   

Очень ранний подъем – и на иорданскую границу, бегом-бегом. Оформив все паспортно-таможенные процедуры на израильской границе, мы пешком идем на границу иорданскую. Скажу вам, немного есть мест на Земле, где границу вот так спокойно переходишь пешком. Это было незабываемое ощущение, как будто погружаешься в другое измерение. Мы нарочно медленно шли эти 200 метров, смеясь, фотографируя друг друга и предвкушая встречу со своей мечтой.

Дорога в сказку

От израильско-иорданской границы до Петры – около 180 км. Можно было ехать автобусом, но мы решили сэкономить время и ехать на такси. Тем более этих такси была куча на границе. Но когда мы спросили цену, стало как-то не по себе. Дорого. Причем торг, как говорится, был неуместен. Ценник был единый и жесткий. Нам оставалось только выбрать машину и водителя. Он нам сразу глянулся, симпатичный и немного застенчивый. Стоял в сторонке и помалкивал. Конечно, выбор пал на него.

– Я не могу поставить цену ниже, но я могу вас забрать вечером обратно и уже со скидкой, – тихо проговорил парень.

Его звали Али. Двинулись в путь. На наше счастье, он довольно сносно «спикал ин инглиш». И все два часа  рассказывал, показывал и был рад отвечать на наши вопросы.

Замечательная автомагистраль, скажу вам. Не хуже европейской. Со всеми разметками и знаками. С одной стороны – перламутровое Мертвое море, с другой – горы. Причем горы необычные. Эти удивительные бархатно-песчано-каменные горы, наверное, напоминают лунный пейзаж. Их рельеф тоже был необычен: то острые пики, то очертания замка, то огромное горное плато. Али как будто чувствовал наше желание и останавливался в красивых местах, где можно было полюбоваться этой первозданной природой, сделать снимки. И когда мы стояли среди этого горного великолепия, то чувствовали себя просто песчинками. Просто растворялись в своих ощущениях. Это невозможно передать словами.

Тут наш взор привлекло странное зрелище – какие-то палатки-шатры, накрытые шкурами. Возле них – детишки, женщины, что-то готовящие на кострах-жаровнях. Сушится белье, блеют овечки, важно лежат верблюды.

– А это что?

– Арабское  поселение, – пояснил Али. – Но вы не думайте, просто они отдают дань традициям. И вполне возможно, что в городе у этих семей есть комфортабельные квартиры и все что полагается для современной жизни. А видите, возле шатра стоит машина, наверное, вечером кто-то уедет в город. И это могут быть очень обеспеченные люди.

И дальше – на ослике

И вот мы у входа в Петру в очереди за билетами.

В рассказах о путешествиях часто можно встретить фразу: «Цены приятно удивили», и, согласитесь, эти слова и писать приятно. Так вот, здесь цены меня неприятно удивили, вернее, поразили. Входной билет – 70 долларов на человека! Для сравнения: в Лувр – 17 долларов, в Эрмитаж – 10 долларов. Да! Комментарии излишни. Правда, горькую пилюлю подсластили: мы получили достойные иллюстрированные путеводители.

На входе в Петру каждому из нас выдали по ослику с проводником. Казалось бы, ослик-ослик, а взобраться на него тоже не с ходу получилось. Кстати, полненьких людей усадили в повозки, запряженные двумя-тремя осликами или лошадкой. Ну, правильно, ослики маленькие, видать, и силы большой нет. Когда мы все четверо расселись по своим ослам и глянули друг на друга, на нас накатил приступ безудержного гомерического хохота. Бедные животные опасливо водили ушами, а наши сопровождающие удивленно таращились на нас. Конечно, двое солидных серьезных мужчин  и две дамы восседают на маленьких осликах. Как Шурик в «Кавказской пленнице».

Мой проводник, щуплый человечек в традиционной арабской одежде светлых тонов, голова и лицо укутаны платком, все время пытался что-то мне говорить, как он сам думал, на английском. Причем его рот – ну просто мечта стоматолога: всего несколько зубов. Каково же было мое удивление, когда он приоткрыл лицо и я увидела совсем молодого юношу. А его натруженные стертые ноги в пыльных сандалиях о многом мне сказали: нелегка его жизнь.

Так вот, ослик нам полагался на первые 800 метров пути. Мы с трепетом вглядывались в горные пейзажи, которые открывались постепенно, словно интригуя нас. Каменные красные блоки и обелиски встречались на пути, с первых минут поражая наше воображение. Исследователи связывают их с культом древнего бога-творца Душара: верховного божества набатеев (группы семитских племен, чьей столицей и была Петра). Мы подъехали к высоким скалам, распрощались с осликами и их хозяевами. Они с благодарностью приняли небольшое вознаграждение и отправились дальше нелегко зарабатывать свой кусок хлеба.

Ущелье Сик

Перед нами возвышалась неприступная каменная скала-стена высотой более 100 метров. Внутрь скалы вело едва различимое узкое ущелье, куда непрерывным потоком двигались туристы. Некоторые въезжали в повозках. Ведь идти предстояло 15 километров.

Глубоко вдохнув и выдохнув, еще раз сверив маршрут по путеводителю, мы нырнули в проход и попали в это мрачное ущелье – каньон Сик. Впечатления были необычны. Представляете, идешь по глубокому (глубина 100 метров), узкому (3–4 метра) ущелью, а над тобой нависают скалы и сверху – узкая полоска неба. Некоторые места были настолько узкими, что через них с трудом проезжала повозка. По обе стороны на всем протяжении Сика – сглаженные ветром резные орнаменты, цветные фигуры из песчаника в скальных стенах. 

Но самое удивительное: мы увидели остатки древнего водопровода – терракотовых труб. Согласно Библии, уйдя из Египта вместе с евреями, пророк Моисей длительное время блуждал по пустыне. Однажды люди оказались в месте, где совершенно не было воды. Путники жаловались и отказывались двигаться дальше, и тогда Моисей ударил тростью по скале, и в тот же миг из нее забил источник. И вот, по легенде, эта вода и текла по этим желобам-трубам. С благоговейным трепетом мы шли эти 2 километра по ущелью, боясь пропустить что-то необычное, вглядываясь в каждую скульптуру, в каждый замысловатый скальный изгиб. 

Считают, что ущелье защищало город от набегов врагов. И сдерживать эти набеги могли всего несколько воинов.

Эль-Хазне

Невероятное по красоте зрелище, открывающееся при выходе из сверхузкого каньона Сик, по признанию многих туристов, стало одним из главных эстетических потрясений, которые они испытали в жизни. И я тоже…

Эль-Хазне… Благоговение и восторг – вот чувства, переполняющие каждого, кто встречается с этим каменным чудом. Вдруг за поворотом, в узком просвете среди скал, возникает розовое сияние. Высеченная прямо в скале вертикаль дворца вздымается на десятки метров. У ее подножия ощущаешь себя муравьем. Даже зная, что тебя ждет, подготовиться к этому культурному шоку просто невозможно.

Уже само путешествие к Петре, скрытой за скалами, в которых лишь узкий каньон ведет к городу, поражает воображение любого туриста. Сама природа делает встречу с этим городом незабываемым приключением. Даже если вы изучили сотни фотографий того, что предстоит увидеть в путешествии, Петра – всегда неожиданность.

Эль-Хазне…

Я повторяю эти слова как мантру, как молитву...

Эль-Хазне – самое древнее здание в Петре. В переводе это слово означает «храм, сокровищница». Изучив его форму и строение, исследователи сделали вывод: чтобы воздвигнуть этот храм, древним строителям понадобилось немало сил и времени, ведь сначала они должны были стесать скалу, затем вырубить основные элементы архитектуры, а уже после этого вырезать из камня тончайшие детали. Но каким образом людям, которые жили в пустыне, удалось сотворить такое, ведь даже для того, чтобы просто срезать стену, древним строителям нужно было соорудить просто невероятную для того времени конструкцию – поставить строительные леса. Но откуда они могли взять деревья?

На эту тему сделано очень много докладов и отчетов. Есть разные предположения о том, как был построен этот город. Возможно, деревья для постройки лесов откуда-то привозились, ведь Петра стоит на перекрестке древних торговых путей, и древесину туда могли доставлять с помощью караванов. Но был и другой вариант постройки: не срезая сразу всю поверхность скалы, можно было воспользоваться ее неровностями, то есть вырезать по ступеньке, обрабатывать камень и спускаться еще ниже и так до самой земли.

Название Эль-Хазне дали арабы. Они полагали, что здесь хранились сокровища фараонов.

Но в залах Эль-Хазне, которую арабы приняли за древнеегипетскую постройку, не было сокровищ. Тогда кто-то обратил внимание на урну, венчавшую центральный храм второго этажа. Наверняка в ней есть сокровища!

Бедуины обстреляли урну, ожидая найти там драгоценности. Но сокровищ в ней не оказалось, только на стенах Эль-Хазне остались следы от пуль. Пострадали и скульптуры.

А название «сокровищница» так и закрепилось за зданием.

Продолжение следует...

https://www.traditionrolex.com/8