https://www.traditionrolex.com/8
Несмотря на столетия белорусской экспансии на латвийских землях, в ХХІ столетии мы по-белому завидуем латышам. У них можно многому поучиться.

Часть первая. Экспансия

Языческие племена, предки современных латышей, жили охотой и собирательством. Вершиной строительной мысли были деревянные поселения, окруженные забором-частоколом, который мог сохранить деревню от волков, но не от иноземных завоевателей. Две полоцкие колонии, Герцике и Кукенойс, возникли словно островки среди моря балтийских лесов, за сотни километров от метрополии, и собирали дань. Первый немецкий миссионер Майнгарт попросил разрешения на христианизацию балтийских народов у полоцкого князя Владимира. Но с течением времени немецкая экспансия на землях современной Латвии полностью заменила полоцкую. Лишь через несколько веков, магистр Ордена передал нашим предкам, а точее Николаю Радзивиллу Черному, ключи от Риги, и Ливония вернулась в состав уже другой пробелорусской дяржывы, ВКЛ. Во времена Российской империи, восточнолатвийские земли входили в состав Витебской губернии (в 1918 году - в состав Белорусской Народной Республики) и только в 1920 году Ленин передал их Латвии. Суть белорусско-латвийских отношений передана в этом абзаце, если вопросов нет - можете переходить ко второй части. Подробнее о белорусской экспансии на латвийских землях пишет Олег Трусов*, археолог и историк, депутат Верховного Совета РБ 1990-95 гг., Председатель Общества белорусского языка:

- Во времена Полоцкого государства обе колонии, Герцике и Кукенойс, были местом сбора дани, а также крупными торгово-ремесленными центрами. В отличие от крестоносцев, полоцкие князья не заставляли ливов, земгалов и латгалов насильно принимать христианство, и отношения между ними были стабильными. Поэтому и новые "пришельцы-крестоносцы" признавали право полочан получать дань с ливов. А ливы платили дань, так как верили, что за это их защитят.

Полацкая дзяржава 

Старажытны Полацак

Сярэднявечны Наваградак - першая сталіца ВКЛ

Во время Ливонской войны ливонцы постановили передать свою судьбу в руки Великого Княжества Литовского. 5 марта 1562 года магистр ордена Готард Кетлер в Рижском замке передал Николаю Радзивиллу Черному печать Ордена, ключи от Риги и снял с себя орденскую мантию. Так у нас снова появилась колония, и даже не одна, а две. И это стало реальностью благодаря мудрости наших магнатов. Брестский сейм Великого княжества Литовского, который состоялся в начале 1566 года, сделал временным главой Ливонии Яна Ходкевича. Он достиг полного соединения Ливонии с Княжеством, что произошло на Гродненском сейме конце 1566 года. Ливонцы признали себя частью Великого княжества Литовского, но сохранили свои местные права. Во время Люблинской унии ВКЛ сумела сохранить свои права на Ливонию, как на Задвинскае герцогства, так и на Курляндию. Даже после Второго раздела Речи Посполитой в 1793 году, когда Россия захватила и Минск, Курляндия была колонией Великого Княжества. Однако, через год, в 1794 году, ландтаг Курляндии выступил против восстания Костюшко, а 7 марта 1795 года проголосовал за добровольное присоединение к России. 17 марта герцог Петр отрекся от приданого, и Курляндия, кстати, вместе с ВКЛ и Польшей, исчезла с карты Европы. В 1796 году была образована Курляндкая губерния России.

Весь ХIХ век и вплоть до 1917 года Латгалия принадлежала Витебской губернии. 11 августа 1920 года Ленин передал Латвии три уезда Витебской губернии, населенные белорусами, - Двинской, Режицкий и Люцинский уезды, а также 4 миллиона рублей золотом, чтобы исключить Латвию из числа врагов. Также в 1921 году соседняя новая страна Литва передала Латвии 299 квадратных километров в окрестностях Двинска (Илуцкий уезд) с белорусским населением. Таким образом, Латгалия вошла в состав Латвии.

Часть вторая. Зависть и уважение

Удивительно, Латвия принадлежала немцам, белорусам, шведам, россиянам и первое латвийское государственное образование возникло только в ХХ веке. Но сегодня белорусы по-белому завидуют латышам: "В Латвии более высокий уровень жизни, лучшее образование, Свобода". Многие хотят там жить, многие часто посещают. В Латвии вообще гораздо больше туристов, чем в Беларуси.

Кто-то сразу ответит: история сохранила там больше архитектурных памятников. Старый город Риги чего стоит! А Рижский югендстиль! Кто-то возразит: Вторая мировая война в соседней Польше почти подчистую все уничтожила, а они восстановили, Старэ Място в Варшаве - искусственный новодел, как и Дрезден, который в ту же войну союзники превратили в решето - вон сейчас какие красавцы! Так считал и я до последней поездки в Латвию в конце октября. Отстроят замки в Гродно, Быхове, Ружанах и других городах и местечках. Отстроят Старый Брест: раньше этот город был одним из крассивейших в Европе, пока его не разрушили россияне и не построили Брестскую крепость. Будут и у нас узкие улочки, черепицы и брусчатка, куча замков, дворцов, храмов. Слоним и Новогрудок, Зельва и Пинск, десятки мест будут привлекать сотни тысяч туристов. Наши улицы будут иметь нормальные названия, на наших площадях будут стоять нормальные памятники. Видимо тогда нас будут знать не как экс-СССР, либо младших братьев россиян, а как привлекательную страну с великим прошлым. Видимо тогда наши спортсмены со слезами на глазах будут петь государственный гимн, а наши дети на отдыхе в Греции на вопрос "Ты откуда?" С гордостью ответят "Из Беларуси!». И не надо будет объяснять, что Беларусь это между Польшей и Россией.

После визита в Латвию у меня отпала зависть. Не потому, что я разочаровался. А потому, что я стал уважать эту страну. Потому что нашел там для себя ответ, что делать нам, как вернуть уважение к Беларуси в мире, как заманить к нам иностранных инвесторов и туристов. Ответ – надо перестать жаловаться на утраченную славу и завидовать. Нужно творчески подойти к проблеме. И перенять удачный опыт прибалтов. Вы считаете, что без Старой Риги и югенда к ним бы никто не ездил? Ошибаетесь!

Московский форштадт Риги - историческое русско-еврейское предместье. Во многих странах, я думаю и в Беларуси, его бы снесли. Ведь не подходят эти хибары к лицу Старого города, который находится в нескольких минутах ходьбы. Что сделали латыши? Сделали чудо. И теперь это чудо включено в список ЮНЕСКО. Не надо иметь на своей территории Египетских пирамид или Китайской стены. Кирпичная застройка бывших портовых пакгаузов XIX века сейчас привлекает толпы туристов и местных жителей. Здесь расположен творческий квартал с протьмой галерей, ресторанов, музеев, концертных залов.

Я часто посещаю Рязань. Этот город находится в нескольких сот километров к юго-востоку от Москвы. Последняя война там проходила во времена монгольского ига. Там сохранилась шикарная деревянная застройка, которую невозможно найти в Европе. Ее разрушают и строят жилые многоэтажки. Рижское Задьвинье находится на противоположном от Старого города берегу реки. Еще несколько лет назад этот район был одним из наименее привлекательных. Сегодня здесь настоящий оазис деревянной застройки. Много зданий перенесены на остров Кипсала из других уголков Риги. Как результат - список ЮНЕСКО. Также одной из визиток Риги стала деревянная застройка улиц Калнциема и Бривземниека - сказочные деревянные виллы. Район не узнать. В здании бывшей гипсовой фабрики открыли ресторан. Возле дамбы АВ можно посетить плавучую галерею современного искусства "Ной". Рядом крупнейший в Латвии частный художественный салон. В здании из красного кирпича ХХ века расположен рынок и кафе. Туристическим брендом стала и маленькая и тихая улица Шкерсиела. Режиссер Ивар Селецкис с интервалом в десять лет снял здесь фильмы "Улица Поперечная" и "Новые времена на улице Поперечной", где показаны проблемы становления нового Латвийского государства.

Рига уже давно не только Домский собор, замок, средневековые улицы и югендстиль. Латыши не боятся творческих экспериментов и с каждым годом в этой стране появляется все больше интересных мест, достойных посещения.

* Выдержка из книги Вячеслава Ракицкого "Белорусская Атлантида" ("Библиотека Радио Свобода", Прага, Чехия)

https://www.traditionrolex.com/8