https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Больше года назад ушел из жизни «президент» деревянного народа, народный умелец Николай Тарасюк. Он был последним жителем деревни Стойлы на Пружанщине и ни в какую не хотел уезжать оттуда. Именно там создавались все его деревянные композиции. Сам Николай Тарасюк был неразрывно связан со своим «деревянным народом». </strong></p>
Но жизнь идет дальше, поэтому сейчас остро встал вопрос о том, чтобы сохранить наследие народного мастера. Работы Николая Тарасюка хранятся в нескольких музеях страны, еще при жизни мастера что-то было продано или подарено в частные руки. Поэтому сегодня существует лишь две крупные коллекции. Одна из них  в музее-усадьбе «Пружанскі палацык», другая раньше хранилась в личном музее автора, а теперь находится у наследников. И администрация музея, и дочери Николая Тарасюка уверены: деревянный народ должен вернуться в Стойлы. Вопрос только  когда и в каком виде.

Вокруг наследия Тарасюка целый год ходили слухи: мол, родственники не могут прийти к согласию относительно его судьбы. Недавно дочери мастера решили внести ясность в этот вопрос:

  Решение принято, и с ним согласны все  наследники,  рассказывает дочь Николая Васильевича Лидия.  Мы намерены восстановить дом отца и создать там музей-усадьбу. Помощи нам ждать не от кого, поэтому все будем делать своими силами. Сейчас та коллекция, которая была в Стойлах, перевезена в Пружаны на хранение. Мы обработали ее специальными растворами для сохранности и очень надеемся, что когда-нибудь она вернется домой. Отец очень хотел, чтобы его работы остались в Стойлах. Он сам всегда категорически отказывался покидать родную деревню, хотя мы неоднократно предлагали ему перебраться к нам в Брест. Да, есть еще вопросы. Основной из них  финансирование. Второй  кто будет смотреть за усадьбой...

Директор музея-усадьбы «Пружанскі палацык» Юрий Зелевич всячески поддерживает идею возродить музей в Стойлах. Правда, музейная коллекция работ останется в «Палацыке». Сегодня в фондах музея хранится 85 сюжетных композиций мастера и около двадцати других его работ. Около года в усадьбе работает выставка-реквием в память о народном мастере, которая пользуется особым спросом у посетителей. Еще при жизни Николая Васильевича возникал вопрос с переносом его наследия на территорию музея. Правда, в классические интерьеры усадьбы деревянный народ не сильно вписывается  под такую коллекцию нужно строить отдельный павильон на территории парка. Однако и эта идея пока упирается в деньги.

 Вообще эта ситуация  прецедент,  комментирует Юрий Зелевич.  Что делать с нематериальным наследием, когда умирает хранитель этого наследия? В законе на этот счет ничего не сказано. И наследники вправе распоряжаться работами Николая Тарасюка по своему усмотрению. Сейчас никто не знает, в каком состоянии находятся композиции. Ведь они начали разрушаться еще при жизни мастера, потому что в последние годы он использовал мягкие породы дерева, и в них еще тогда завелся жучок. Насколько мне известно, некоторые из них были проданы, для того чтобы поставить памятник Николаю Тарасюку. Но я считаю, что ценность скульптур мастера столь велика для Беларуси, что подобного рода сделки должны согласовываться с государством. Должен быть создан общественный совет по регулированию наследия Тарасюка. При этом нужно соблюсти  тонкую грань между частной собственностью и общественной значимостью коллекции.

Заведующая отделом традиционной культуры областного общественно-культурного центра Лариса Быцко, много внимания уделившая жизни и творчеству Николая Тарасюка, по поводу наследия высказалась кратко:

 Это исключительно семейное дело. Бесспорно лишь то, что коллекцию нужно сохранять.

Сейчас Быцко занята поиском средств для пленэра в память о мастере «Сцежкамі Міколы Тарасюка-2016», который планируется в Стойлах к 8 мая, на день рождения удивительного умельца Пружанщины...

www.vb.by

https://www.traditionrolex.com/8