https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рассказ о Сигирии принял романтический оттенок в связи со стихами, оставленными на зеркальной стене. Женщины с обнаженными верхними частями тела вдохновляли не одно поколение мирно идущих на гору жителей. Известно даже, что некоторые из фресок были уничтожены местными монахами, когда на Сигирии был монастырь, дабы не отвлекать от молитв. И совершенно неудивительно, что именно Сигирия считается восьмым чудом света!</p>

Продолжение. Начало в № 49

День шестой. Романтический

Посещение королевского ботанического сада Пирадения, открытого в 1843 году, напомнило прогулку воскресным деньком. Вдали остались шум улицы, движение. Атмосфера покоя вкупе с ароматами растений и цветов – просто райский уголок! Уникальная коллекция орхидей, «банановых» цветов (несъедобных, но по форме напоминающих фрукты), пальмовые аллеи, сад специй и комнатных растений, аллея памятных деревьев, посаженных Николаем II, Юрием Гагариным, маршалом Тито, – все эта Пирадения.

На некоторых деревьях замечаем желтые, черные таблички. Так отмечены ядовитые или редкие виды, чтобы вдруг любопытным славянским туристам не было повода оторвать корешок какой-нибудь на память, как мы это любим делать. А на одной из полян раскинулся – кто бы мог подумать? – фикус Бенджамина! Под ним смогут вполне укрыться человек двадцать, а у нас в горшочках он пылится возле телевизоров. Вот и знаменитое дерево Бо, или фикус религиозо, под которым, по преданию, Будда получил просветление. И, конечно же, в продолжение нашей романтической темы – железное дерево, у которого новые листочки и имеют ярко-алый цвет, как нежные губы молодой девушки! Надо же придумать такое сравнение! Пьяные сосны, ореховые пальмы, завезенные с Сейшельских островов, – чего здесь только нет. Многочисленные растения, завезенные с Явы, Суматры, из Южной Америки. Целый день – ровно столько, по моим подсчетам, необходимо, чтобы неспешно пройтись по саду и все осмотреть.

Заходим освежиться мороженым и напитками в местное кафе. «Меню опустело после вчерашнего посещения кафе принцем Чарльзом», – хвастаются местные работники. Вот это мы удачно зашли, так сказать. Практически экскурсия по памятным местам!

Кола, мороженое – и можно двигаться дальше! Сейчас бы кокосового сока, жажда бы перестала мучить. Вот и еще одно открытие: мы привыкли называть сок внутри кокоса кокосовым молоком, но это всего лишь сок, а молоко местные делают из мякоти кокоса.

Прибыли в храм зуба Будды. Здесь все строго: без дресс-кода никого не пропустят. В результате мое платье превращается… превращается в юбку. Приходится прикрывать верх и плечи шарфом, от которого становится еще жарче. Главное, чтобы шарф нигде не размотался!

На территории храма очень много людей. Оказывается, сегодня праздник полнолуния, и большинство достопримечательных мест закрыто для посещения. Но зато есть шанс увидеть торжественную процессию, с танцорами и украшенными специальными праздничными одеждами слонами.

История храма, священного места поклонения буддистов не только Шри-Ланки, но и всего мира, связана с жизнью Будды. После его кремации сохранилось четыре зуба, один из которых был привезен на Цейлон. Считалось, что тот, кто владеет этой святыней, имеет безграничную власть. Именно поэтому португальцы, голландцы, британцы – все стремились завладеть им, дабы подчинить местных жителей. Для этого даже было сделано несколько копий зуба, а оригинал бережно охранялся. Какое-то время зуб находился в древней столице Анурадхапуре, а затем был перевезен в Канди, и для него построили храм.

Много паломников, они активно покупают цветы лотоса, приносят их в храм в качестве подношения. Чувствую себя не очень удобно среди сконцентрированных на молитве местных жителей. Сам по себе храмовый комплекс небольшой, и нет возвышенностей и лестниц, как в предыдущих, но с каждым шагом понимаю, что чувствую себя плохо. Экскурсию не слушаю, катастрофически не хватает воздуха. Пропускаю всю торжественную процессию, но надеюсь увидеть позже фотографии у нашей группы.

День седьмой. Ближе к звездам

Время летит. Завтрак, выезд, экскурсии… Сегодня нам предстоит поездка на чайные плантации, еще выше в горы. С теплом придется распрощаться, по крайней мере, на один день.

Небольшая обзорная экскурсия по городу Канди. Снова вспомнили Антона Павловича Чехова, который был тут же в 1890 году. С тех пор о­тель, где он останавливался, не изменился. Вообще, сам городок обрел свой облик благодаря стараниям последнего кандийского правителя, а англичане полюбили его за замечательные пейзажи на фоне искусственного водохранилища. К слову, таких водохранилищ на острове много. Невооруженным глазом и не отличишь искусственное от настоящего. Складывается впечатление, что центральная часть острова – такой своеобразный озерный край, что ли. Глаз радуется все больше и больше. И, как в стихотворении И. Бунина, повсеместно встречается картина: вол, а рядом цапля («По лужам дремлют буйволы. На них стоят, белеют цапли…»). Помимо коров, волов на водохранилищах много бакланов, так и норовящих нырнуть за добычей в воду.

За окном автобуса горные серпантины. Чем выше мы поднимаемся, тем чаще видим чайные плантации, каждая из которых принадлежит конкретной компании-владельцу.

Чай, оказывается, не исконно ланкийское растение. Он появился здесь благодаря англичанам. Благоприятный климат способствовал распространению чая. А вот и краткий экскурс в историю. Первым крупным «чайным предпринимателем» на Ланке считается Джеймс Тейлор, который первым основал ряд плантаций в 60-х годах XIX века. Затем его немеренными темпами опередил Томас Липтон, умудрившийся экономить благодаря прямым, без посредников, поставкам чая для продажи и распространивший славу о цейлонском чае на Соединенные Штаты. Кстати говоря, англичанам принадлежит и прижившееся название острова – Цейлон, изначально звучавшее как Тапробан у греков, затем как Сейлао у португальцев.

Мы приехали на одну из плантаций, рядом с которой расположена чайная фабрика. Есть различие между высокогорным чаем и низкогорным. Чем выше, тем, считается, чай полезнее. К сожалению, мало чайных деревьев в настоящее время выращивается без использования удобрений. Такие плантации легко отличить, так как выглядят они как заброшенные, деревья произрастают в естественных условиях. А вот мимо пронеслась машина, доверху наполненная мешками с чайными листьями. Собирают лишь новые, самые свежие верхние листья, которые вырастают примерно каждые 4–5 дней. Остальные листья питают дерево. После сбора листья отправляются в первичную сушку на 7–8 часов. Затем их перемещают в сооружения для пресса и снова сушат. Тогда же листья проходят ферментацию. Ферментируют лишь черный чай, зеленый же сворачивается во время сушки естественным путем. Чайный лист должен просушиться, свернувшись до нужных размеров, для того чтобы затем пойти на дробление. Просушивать могут до 3 раз, более чайный лист считается непригодным. После окончательной готовности чай отправляется к оценщику, который устанавливает его первичную цену. Самым дорогим местным сортом чая считается серебряный чай, цена которого доходит до 1500 долларов за килограмм.

После Первой мировой войны спрос на чай резко упал. Для того чтобы поднять продажи, чай решили разнообразить, и в него стали добавлять ароматизаторы. Так мы получили то, что имеем в настоящее время.

По дороге в отель в Нувара Элия заезжаем в резиденцию президента. Зуб на зуб не попадает. Ругаю себя, что не взяла ничего теплого с собой. Остается прикрываться от холода и дождя только зонтом.

По приезде в отель на высоте 1800 метров над уровнем моря появилось ощущение, что мы вернулись в домашний климат. Очень уж прохладно. Сам отель Grand навел немало шумихи среди участников нашего путешествия. Дело в том, что в этом здании, построенном в XIX века, была резиденция губернатора острова Э. Барнса. И внешне и внутренне сооружение представляет собой типичный памятник колониальной эпохи, такое чувство, что совершаешь путешествие во времени на два столетия назад. Но самая большая загадка, или, скажем, тайна, заключалась в слухах, которыми был окутан отель. До нас информация дошла от второй нашей группы. Суть в том, что в отеле однажды видели привидение. А именно смеющегося мужчину в красном пиджаке. После этого происшествия номер, где постоялец видел это сверхъестественное, закрыли. Перспектива жить в доме с привидениями в середине поездки, честно говоря, не радовала, но деваться было некуда.

Самый смешной момент наступил за ужином, когда среди гостей отеля появился мужчина, местный, в красном пиджаке. В итоге все сошлись во мнении, что этим история и закончится.

День восьмой. Океан

Несмотря на распространившиеся слухи, отель всем понравился, и утром все были на месте без каких-либо приключений. Погода улучшилась, выглянуло солнышко, и высокогорный город Нувара Элия преобразился. К слову, город этот появился благодаря англичанам, прибывшим на остров с целью пополнения собственного кошелька от продажи завезенного ими же чая. Население острова состоит из сингалов (преобладают) и тамилов. Сингалы, как нам рассказали, потомки австралоидов и ариев, а тамилы – выходцы из Индии. Так вот, сингалы напрочь отказывались работать на англичан. Тогда последние пошли на хитрость: пообещали тем, кто согласится работать на плантациях, улучшение уровня жизни, жилье и т.д. Однако своих обещаний не выполнили. И получили практически даром рабочую силу, преимущественно из тамилов, чем обусловлено преобладание в современной области тамильского населения.

Интересно, что такого понятия, как «поехать на отдых», у ланкийцев нет. Безусловно, живя в такой красивой стране, где собирают четыре урожая в год, на берегу океана, о каком отдыхе может идти речь? Но все-таки центральная часть острова с городами Канди и Нувара Элия является свое­образным оплотом внутреннего туризма. Сюда приезжают на выходные, в свадебное путешествие.

Высокогорный воздух, низкая влажность, прохладный климат дают ощущение посещения другой страны. Так и мы будто бы попали в другое измерение. «Страна контрастов», вертится в голове измененная фраза из известного советского фильма. Не зря Артур Кларк так описал Шри-Ланку: «Шри-Ланка – это уникальный мир, где на небольшой территории существует такое разнообразие культур, пейзажей и климатических зон, сколько не найдешь даже в странах, чья территория в десятки раз больше».

Не прошло и нескольких часов, как уже нашему взору открывается океан, темно-синий, шумный. Мы в национальном парке Яла. Пересаживаемся в джипы – и на сафари! Отъехав несколько сотен метров, понимаешь, почему не дали нам время для обеда. Дорога с выбоинами, множество поворотов, хорошо, что крыша джипа не из металла. Первое животное, которое увидели, – черепаха. Двигаясь вглубь парка, останавливаемся пофотоохотиться на крокодилов, пятнистых оленей, водяных буйволов bubalus bubalis, кабанов, гепардов. Из-за последнего образовалась большая пробка, в три ряда джипов. А он лежит себе, нежится на травке! Вот и семья слонов: папа, мама и три слоненка разного возраста. Нас догоняет грозовое облако, приходится закрывать бока джипа брезентом. Остаток сафари мечтаем лишь добраться обратно.

Жаль, что не увидели льва, то самое животное, которое является символом страны, присутствует на гербе и флаге Шри-Ланки (хотя, признаться, львы здесь и не водятся). Ланкийцы не случайно выбрали именно льва. С этим диким животным связана одна из главных легенд. Местные жители много внимания уделяют гороскопам, предсказаниям. Особенно это важно при заключении браков. Так вот, давным-давно одному из ланкийских правителей было дано предсказание, что его дочь выйдет замуж за льва. Узнав об этом, он с самого малого возраста стал скрывать ребенка от посторонних. Когда дочь выросла, она поняла, что живет вдали от окружающих и это неправильно. В один из дней она из своей башни увидела удивительно красивого льва, какими-то ухищрениями смогла выбраться из замка и ушла со львом. Вскоре у них родились дети: сын и дочь. Лев очень любил свою семью, всячески ее защищал и оберегал. Но в один прекрасный день их сын Виджая задал матери вопрос, почему их отец не такой, как они. Он понял, что они отличаются, и решил, что должны быть с такими же, как они, то есть с людьми. Виджая увел мать и сестру, и они вернулись обратно. Обрадованный возвращением дочери и внуков, правитель приказал разыскать и убить льва и пообещал тому, кто это сделает, щедрую награду. Виджая решился на этот шаг: он схитрил, пошел к отцу как бы на встречу. Увидев сына, лев устремился к нему, и в этот момент Виджая достал лук и стрелы и стал стрелять. По преданию, первые две стрелы не смогли ранить льва, так как он был полон любви, но третья оказалась смертельной.

День девятый. Дорога вдоль океана

Очередное доброе утро. Солнце распахнуло свои объятья, чемодан стоит по стойке смирно. После плотного завтрака мы решаемся прогуляться к пляжу. Если бы заранее подумала, что территория отеля находится на территории национального парка, в жизни бы не пошла. От океана территорию отделяют высокие дюны и немного растительности (честно говоря, слабо проходимой растительности). Мы пробрались, пять минут – и уже видны тяжелые волны, поглощающие прибрежную полосу. Раз фотография, два фотография. Что-то подсказывает, что надо возвращаться обратно, иначе автобус уедет без нас. Отнекиваясь от фото на фоне океана, покидаю своих с мыслью, что будет что сказать, если вдруг они будут опаздывать. Спускаясь с дюны, иду к зарослям. Песок влажный, чувствуется, что ночью был дождь. Замечаю на песке следы. Вспомнились местные худые собаки. Как говорят местные, «если ты в прошлой жизни плохо себя вел, в следующей станешь собакой». Незавидная участь. Следы уходят куда-то вправо, в сторону бассейна и зарослей. И тут до меня доходит: это не собачьи следы! Ну конечно, эти большие, как следы большой кошки. Потом, уже в автобусе, рассказывая об увиденном, пожалела, что не сфотографировала. Да и куда там, ноги в руки и к отелю! И вправду: рассказали, что пару дней назад около отеля видели гепардов! Все-таки к интуиции следует прислушиваться.

Едем в Бентоту, навстречу долгожданному отдыху. Дорога вдоль океана убаюкивает: Хамбантота, Тангалле, Галле. Останавливаемся в Галле, самой южной точке Шри-Ланки. Здесь сохранился голландский форт, старинный маяк. И снова групповое фото! На этот раз мы наконец-то фотографируемся нашей группой!

Виды океана очаровывают. Но вот местные парни спешат нам что-то показать! О боже мой, он рванул со скалы – и в океан! Минута – и вскарабкался по скале обратно. Зачем они это делают?

По дороге вдоль побережья любуемся бескрайним океаном. А вот и местные рыбаки, которые только здесь, на южной оконечности острова, рыбачат уникальным образом. Сложно даже описать это устройство. И как, вообще, оно крепится ко дну океана? Сидя на жердочке под палящим солнцем, долго ли можно выдержать? Задать этот вопрос рыбаку мне вряд ли удастся, только если в следующий раз.

Последняя остановка на сегодня – черепашья ферма. Чего здесь только не увидишь: и малютки по два-три месяца, и гиганты-старцы, и покалеченные океаном черепашки. Разрешают взять маленьких в руки. Аккуратно, чтобы не уронить, берем по бокам за панцирь. А он (или она) так и норовит махать ластами! На стенах детские рисунки с надписями на английском, французском. Суть одна: «не убивайте черепах». Сложно вообразить, что такое животное зачем-то можно убивать…

День десятый. Печальный

Печальным назвала день потому, что это последний полный день на Ланке. Хочется все успеть и в то же время никуда не спешить. С экскурсиями покончено, впереди только океан, волны, пляж, солнце. Дышится легко, погода ясная до вечера, это радует.

Сотрудник отеля предлагает аквааэробику. То, что надо! Отсутствие тренажерного зала заменила Сигирия, но теперь не помешают и водные процедуры. Не боясь сгореть под палящим солнцем, мы рванули в бассейн. Десять минут переросли в сорок, и половину «отдыхающих» из бассейна сдуло как ветром.

Предоставленные сами себе, многие, кажется, даже растерялись. У меня план: отдых для себя. Успеть приземлиться в зимнюю спешку будет возможность очень скоро, а пока farniente очень кстати.

Послеобеденный сон не удался: пришли убирать номер. Все, что ни делается, все к лучшему. И как и в первый день, разбуженная сотрудником отеля, так и в этот раз благодарю за невозможность спать. Наушники в уши – и вдоль океана.

Закат сегодня будет раньше, чувствуется, что жара спала. Самое время для прогулки и размышлений. В мыслях уже прощаюсь со Шри-Ланкой, не забывая о монетках, которые еще надо бросить в океан. Чем дальше гуляю, тем больше тянет попрыгать на волнах. Не стоит отказывать себе в таком удовольствии!

За ужином национальные танцы, домашнее мороженое и мы, поджаренные, как раки. Всего-то один день, а как солнце постаралось!

День одиннадцатый. Для расставания не нужен повод

Четыре утра… За окном еще темно, вставать жутко не хочется. Но чемодан уже собран, время отъезда назначено. Босиком по прохладному мраморному полу в душ, освежиться. Чай на дорожку, присели. При выходе из номера ощущается теплая предрассветная влага. В холле знакомые лица, ланч-пакеты, суетящиеся сотрудники.

Выехали. Терзает двоякое чувство: с одной стороны, глаза слипаются, с другой – так и тянет смотреть на зарождающийся рассвет, неспешное движение утренних волн океана, пустынные улочки Бентоты. Чем дальше отъезжаем, тем менее пустынными становятся улицы. Многие уже идут на работу, а вот и первые школьники, точнее школьницы. Неужели? В шесть утра и уже в школу? Оказывается, занятия в школах начинаются в 7.30 утра и длятся чуть позже полудня. Скорее всего, увиденные мною школьницы спешат добраться до учебных заведений вовремя, если учитывать скорость движения и пробки.

Рассвело. Мимо проносятся пальмы, жилые дома, ступы, буддистские храмы. Вот уже доехали до Маунт Лавиньи. Да, точно, вот и знакомые торговые центры и поворот к отелю, с которого начиналось наше путешествие. Все стало привычным за эти десять дней. Но чего-то не хватает. Точнее, кого-то. Того человека, который стал, без преувеличения, душой нашей компании. Нашего убаюкивающего своими беспредельно увлекательными рассказами гида Ранджана. Ведь любая поездка в незнакомую страну очень сильно зависит от сопровождающего. По тому, какой багаж знаний мы увозим с собой, можно судить об успешности путешествия в целом. Возможно, со мной кто-то не согласится.

Вот уже и Коломбо. Пробки. Седьмой район города. Небоскребы-отели. А мы все дальше и дальше. Проехали мимо скоростной автострады. Вновь всплыл вопрос: почему мы не поехали по ней? Как встречали нас флаги разных государств вдоль дороги, так они нас и провожают. Все хорошее, как известно, быстро заканчивается. Впереди зима, снег, работа, новый год… Воспоминания от этой теплой страны, искренние улыбки, радушные взгляды – все это будет согревать душу в самые суровые холода. Брошенные в океан монетки не пропадут даром. Примета хорошая! Вернемся!

Автор благодарит за поездку посольство Республики Шри-Ланка в России и РБ. Также выражает благодарность за помощь в подготовке материала г-ну Ranjana Devamithra Senasinghe

https://www.traditionrolex.com/8