– Евгений, какова на сегодняшний день ситуация с программным обеспечением и автоматизацией белорусского турбизнеса? Давайте сравним наш уровень и российский.
– Я считаю, что в Беларуси очень хорошо обстоят дела с автоматизацией турбизнеса. Это просто по незнанию и по привычке мы считаем, что у нас все плохо. Мы просто себя недолюбливаем. В сравнении с теми же российскими операторами в Беларуси очень высокая степень автоматизации. Мы сейчас говорим о том, насколько все процессы в компаниях автоматизированы, обсуждаем, в какой степени ручной труд уступил место программному обеспечению. Что касается формирования турпродукта, то в некоторых компаниях этот процесс автоматизирован до такой степени, что, пожалуй, мы обходим некоторых операторов России. Причем эти «некоторые» – это солидная часть рынка. 22 белорусские туристические фирмы используют программное обеспечение для формирования продукта и его продажи. Все в таких фирмах происходит автоматически.
– 22 компании – разве этого много для целого рынка?
– Для Беларуси – это те самые 22 компании, которые, как говорится, делают погоду и заказывают музыку. Заметьте, про такие компании, как «Тез Тур», «Пегас туристик» и «Библио-Глобус», мы сейчас не говорим. Рассуждаем только про отечественный турбизнес.
– Но эти компании – тоже часть нашего рынка и, наверное, наиболее технологичная его часть?
– На мой взгляд, нельзя говорить в целом о технологичности. Разумеется, денег у них больше, они могут себе позволить большие технические отделы. Сложно в такой ситуации меряться силами нашей фирме и крупному российскому оператору.
– Однако реальность такова, что именно россияне являются для нас законодателями мод. Например, именно российская компания «Библио-Глобус» первой ввела динамическую цену, о которой сейчас все говорят.
– «Библио-Глобус» сделал то, к чему был готов российский рынок. У нас в Беларуси подобная программа появилась уже год назад. Ее разработал «Тревел Софт». Разработал и внедрил в иностранной компании. Но здесь нам она пока не нужна. Когда программа понадобится, мы ее обязательно запустим. Если говорить откровенно, наш рынок – и агенты, и клиенты -- морально еще не готов к динамической цене. Учтем, что прошло всего 10 лет с того момента, когда белорусский турбизнес собрался с силами и перешел с фиксированной наценки на проценты. «Топ-Тур» первым рискнул в сезоне, перешел на проценты по Кушадасам, все посмотрели, сказали: «Ух ты!» -- и последовали примеру «Топ-Тура». Хотя к тому моменту давно было понятно, что формирование цены в процентах – это правильно, это логично! Продал дорогой отель – получил комиссионное вознаграждение и прибыль больше. Продал дешевый, соответственно, меньше получил.
– То есть наш рынок к динамической цене не готов. Это мы уяснили. Но она все равно будет, поскольку российский турбизнес к ней готов, и он плотно работает на белорусском рынке!
– Когда мы в свое время предлагали нашим операторам подумать над введением динамической цены, они говорили: нас не поймут агентства, они будут бояться, это вообще неудобно! В России, кстати, очень много недовольных этой системой – клиентам неприятно, что цена меняется чуть ли не на глазах, прямо по ходу бронировки, агент испытывает психологический дискомфорт. Да, с точки зрения агентов и туристов – масса вопросов! Но с точки зрения правильной, грамотной продажи турпродукта, с точки зрения оператора динамическая цена – это правильно. Потому что программа видит все – сколько мест осталось, скорость продаж, размер квот и так далее. Программа может обработать данные и скорректировать продажи быстрее человека. Менеджер, который меняет цену, частенько машет рукой на одни вылеты, еще не проданные, и работает над другими – лишь бы хоть что-то продать. А машина может все учесть, быстренько скорректировать цену – и продажа будет осуществлена. Думаю, что через какое-то время народ привыкнет к динамической цене. И все наши операторы, рано или поздно, к этому придут.
Но динамическая цена – это промежуточный этап. Следующий этап, который уже начали продвигать в России – динамическое пакетирование. Мы знаем вылеты, стоимость проживания и предполагаем наценку. Из этих данных программа может сама в момент запроса собрать нужный тур из свободных вылетов. Собрать и моментально посчитать. Раньше, когда вылетов было мало, это не делалось. Но сейчас, когда самолеты летят каждый день, можно собрать любую, самую нестандартную программу. В Беларуси в настоящее время предлагаются пакеты, в которых заранее все просчитано. Динамическому пакетированию это не нужно. Заранее ничего не просчитывается. В машине хранится цена на любой случай жизни. Причем не просто хранится, но этой цене соответствуют определенные правила игры: какая комиссия, как она меняется. Аппаратные средства способны рассчитать эту цифру прямо на лету, в момент запроса. Так работают европейские компании, TUI, например. А вот российская TUI работает на «Мастер-Туре», в котором все заранее просчитано. Но все равно динамическое пакетирование неизбежно!
– «Мастер-тур», программный продукт, которым пользуются белорусские операторы и который вы внедряете в Беларуси, -- как известно, российская разработка. В одной из наших бесед вы сказали, что аналогичные белорусские разработки – это, пожалуй, тупиковая ветвь.
– Не совсем так. Есть, например, в Беларуси компания «Джи Пи Солюшнз», она уже давно разработала программу, которая динамически, на лету все делает. Просто, как я уже говорил, мы не готовы. Нашему рынку это не надо. К сожалению, в Беларуси внедрения подобных разработок нет, да и быть сейчас не может.
Вообще, важный момент для программы – не сама программа, а кто ее внедряет. Тот же «Мастер-Тур» самостоятельно запустить очень сложно. Можно, но сложно. Есть у нас примеры, когда фирмы запускали программу сами. Например, «Боншанс», «Экотур-6». Просто сели, изучили, и все пошло. Всех остальных мы учили. Если вспомнить историю, первыми «Мастер-Тур» много лет назад купили «Топ-Тур» и «Дриант». Потом – «Ростинг» и «АлатанТур». На сегодняшний день продано более 50 пакетов, но некоторые фирмы не работают, фактически забросили программу. Они начинают что-то делать, бросают, а потом удивляются – «Ой, а почему вот у этих так классно все, а мы не можем?!» Ответ прост – программой надо заниматься! Но, как я сказал вначале, 22 фирмы весьма успешно пользуются «Мастер-Туром». За эти годы в Беларуси сформировался определенный класс специалистов, которые понимают программу, могут в ней работать и ее модернизировать. Что касается местных разработок… Да, периодически появляются компании, которые грозятся сделать «убийцу «Мастер-тура». Они говорят: «Мастер-тур» – это ерунда, а вот мы сейчас вам такое чудо сделаем!». Но какое бы чудо сейчас ни предложили, крупным фирмам, чтобы приспособиться к этому «чуду», нужно будет поменять всю свою деятельность.
Первое, что спросит оператор по поводу новой программы: «У нас связка с «Музенидисом», с «Термой», с «Солвексом», с другими операторами – передача стопов, квот, заявок, цен – все в реальном времени. Ваша программа может нам это обеспечить?» Ответ: нет! Чтобы работать, нужен определенный формат. И это формат «Мегатека». Как вводить цены? У всех аналогов «Мастер-Тура» цены вводят руками. А наши операторы вручную цены уже не вносят. У них есть специальные программы распознавания. Программа за 20 минут «выгоняет» цены за каждый тип номера для 350 отелей! Таким образом, может ли сейчас появиться достойный местный аналог «Мастер-Тура»? Вряд ли! Хотя через какое-то время – не исключено! Но не будем забывать -- чтобы создать программу, нужно определенное количество программистов. Их работу нужно финансировать, время программистов стоит дорого. Стоимость «Мастер-тура» -- от 1510 евро и больше. За счет того, что в России, Украине и Беларуси продано более 600 копий, «Мастер-Тур» может себе позволить держать большой штат разработчиков. Это люди, которые работают только на туризм, отлично разбираются в турбизнесе, постоянно совершенствуют программу. Наша IT-компания может себе такое позволить? «Джи Пи Солюшнз» (GP software.travel) или EPAM, конечно, может. Но у них заказчики мирового уровня.
Вообще, «Мастер-Тур» – программа, которая помогает формировать и продавать турпродукт, -- это только вершина айсберга. У нас продавать научились, а считать нет. Необходима также автоматизация финансового, бухгалтерского учета в турбизнесе – а это задача не из простых. В рознице – продал вещь – посчитал одну единицу. В туризме – продал пакет – посчитай минимум 6 единиц услуг. Перелеты туда-назад, трансферы, страховка, экскурсии, топливные сборы и т.д. Это все в разных валютах, разные поставщики, один отель – а параллельно хранится пять вариантов цен. Нужно знать, кому мы должны, кто нам должен, ведь в туризме много денег находится «в пути», следовательно, сложные взаимозачеты.
– Евгений, если бы нужно было составить рейтинг белорусских туркомпаний по степени автоматизации, каким бы он был?
– Я могу предложить только мой личный рейтинг. На мой взгляд, «Топ-Тур», «Ростинг», «Интерсити», «АлатанТур» находятся приблизительно на одном уровне по степени автоматизации всех процессов. Просто какие-то технологии у одной компании лучше, какие-то -- у других. Это лидеры. Конечно, можно долго рассуждать на этот счет и иметь другие мнения. Но, мне кажется, что данные фирмы опережают всех остальных на шаг.
– Насколько турпродукт и успех компании сегодня зависит от технологий?
– Я считаю, что бесполезно сегодня что-то делать без автоматизации. Слава Богу, сегодня это уже практически все понимают. Хороший пример -- тунисская компания «Be In Travel», которая, войдя на рынок, сразу предложила онлайн. В нынешних условиях без удобной системы бронирования, без автоматизации невозможно конкурировать. Были же у нас примеры неудачного выхода на рынок, связанные именно с отсутствием технологий продаж. Мы все помним неудачу, постигшую чартер из Минска в Арабские Эмираты. Агенты хотели работать – но как? Не было же нормальной системы бронирования!
И дело тут не в конкретной программе, например, «Мастер-Туре». Дело в стандартах работы. Если компания собирается создавать турпродукт, должна быть возможность бронирования на сайте, цены должны соответствовать действительности, в любой момент агент должен видеть, сколько он забронировал, сколько оплатил, сколько должен еще оплатить
– Есть на белорусском рынке операторы, которые способны создавать турпродукт, но откровенно слабы в плане автоматизации всех процессов?
– Да, есть. И это не скроешь. Рынок небольшой, все друг друга знают, и все все понимают. Когда по электронной почте идет подтверждение, понятно, как работает этот оператор. Но нельзя не сказать и о такой проблеме. «Мастер-Тур» может купить любой оператор. Если компания способна заказывать рекламу на билбордах, то уж «Мастер-Тур» она может покупать хоть каждый квартал. Другое дело – персонал. Купит фирма программу, а персонала нет. Девочка за год выучилась, поняла, что она профи, встала и ушла, а запаса нет.
– Специалисты «Мастер-Тура» – это большая проблема для нашего рынка?
– Да, большая. Потому что люди просто ленятся учиться. Большинство менеджеров хотят выполнять определенную работу, получать определенные деньги, а дополнительно напрягаться не хотят. Они не желают уяснить, что туристический продукт – это совокупность чего-то конкретного, это математика, а не география. На сайте одной из фирм уже год висит объявление, в котором специалисту по работе с ПК «Мастер-Тур» обещают зарплату в 2000 долларов. Год не могут найти специалиста! Потому что профессионалов мало, и они кочуют из фирмы в фирму.
– А как на сегодняшний день можно оценить сайты турфирм?
– Сейчас уже стали делать хорошие сайты. Есть компании, которые тратят 6-15 тыс. долларов на разработку ресурсов. Но над сайтом надо постоянно работать. Компании, которые это понимают, – в лидерах. У того же «Интерсити» отличный сайт, у которого большая посещаемость. А то, что делает «Ростинг» в социальной сети «Вконтакте», – это вообще высший пилотаж. Все компании страны должны смотреть, как это делает «Ростинг», и делать так же. Мы можем не любить социальные сети, потому что они отнимают наше личное время, но для турпродукта – это отличный канал продвижения и продаж. Это возможность постоянно быть рядом со своими клиентами, это другой уровень общения. Конечно, для того, чтобы ваша группа в социальных сетях росла, нужно предпринимать определенные маркетинговые усилия – вложение средств, розыгрыш путевок и так далее. Но на самом деле секрет успеха не в путевках. Если зайти «Вконтакте» в группу «Ростинга», видно, что она живая. И можно посмотреть на скорость реакции менеджера в ответ на сообщения пользователей – молниеносный ответ. Вот когда остальные научатся делать так же, придет успех.
– Спрогнозируйте, пожалуйста, как будет развиваться белорусский турбизнес в плане автоматизации. И как он будет вписываться в общемировые процессы?
– Он и сейчас хорошо вписан – куда Россия, туда и мы... Это очевидно. Мы смотрим на такие компании, как «Тез Тур», «Библио-Глобус». Смотрим и используем их идеи, их технологии. Это нормально. И в мировые процессы мы тоже хорошо вписаны – менеджеры немецкой TUI, «Русского экспресса» и наших «Топ-Тура» или «Интерсити» работают на одинаковых программах. Но все меняется. Технологии не стоят на месте. И, к счастью, наши операторы это понимают. Чтобы преуспевать, надо развиваться, постоянно двигаться. Так, в принципе, у нас на рынке и происходит. Сейчас все наши операторы что-то делают, перерабатывают сайты, ставят новые модули, программы, обновления. Движение есть, значит, успех будет.
Беседовала Лилия КОБЗИК