Рецепт из Беловежи: В Польше открыть агротуристический бизнес можно за полчаса

02.03.2014 - Новости

Рецепт из Беловежи: В Польше открыть агротуристический бизнес можно за полчаса

Туристический центр Беловежской пущи с польской стороны – деревня Беловежа – изменился за последние 4–5 лет. И все перемены – к удобству приезжающих сюда туристов, сообщает «Вечерний Брест».

Указатели из прошлого

Пять лет назад авторы этого репортажа долго искали хоть какой-нибудь магазинчик, чтобы прикупить еды на немудреный обед. Сегодня прямо на перекрестке улиц, ведущих от пограничного перехода на центральную улицу Беловежи, стоит симпатичный мини-маркет. Все, что необходимо для семейного стола, и даже больше, в нем есть. Когда-то мы удивлялись обилию специфических табличек с изображением кровати на стенах деревянных домов. Таблички сообщали, что здесь турист найдет приют. Сегодня увидеть в деревне такую табличку – редкость, вместо самодельных «указателей» у калиток стоят большие стенды с приглашением переночевать, провести неделю-другую в этом доме, позавтракать у гостеприимных хозяев, а сами дома обзавелись сайдингом, шифер заменен на металлочерепицу, деревянные рамы – окнами ПВХ. Таков результат планомерной работы польского правительства по развитию, как бы у нас сказали, агротуризма.

Туризм для «рольников»

Анета Андреюк, руководитель отдела туристического развития гмины Беловежа, рассказала журналистам «Вечерки» о развитии такого бизнеса. Честно говоря, несколько раз переспрашивали пани Анету – не из-за того, что не понимали польского языка (руководитель отдела сама хорошо владеет русским, а также английским, немецким и французским). Не верилось, насколько просто открыть подобный бизнес в Польше. В свое время Польша приняла программу поддержки жителей деревень, занимающихся сельским хозяйством. Не секрет, что в основном продовольствие поставляют крупные фирмы или объединения «рольников» (фермеров). А тем жителям деревень, которые не желают покидать родные края или объединяться в союзы, правительство предложило «подрабатывать» на туризме. Процедура открытия туристического бизнеса настолько проста, что мы не сразу в это поверили.

Бизнес без налогов

Желающий принимать туристов обязан выполнить два главных условия. Во-первых, иметь дом, во-вторых, не менее одного гектара земли (в Беловеже практически все жители имеют гораздо больше). Приходишь в гмину с заявлением, двумя справками (о наличии дома и земли) и оформляешь свидетельство на право оказания гостиничных услуг. Процедура, как правило, занимает около получаса – необходимо по общепольской электронной базе данных проверить достоверность представленных документов и оформить регистрацию разрешения. Все это делается БЕСПЛАТНО! Правда, «бумажное» разрешение на ведение бизнеса стоит аж 17 злотых (менее 6 долларов США). И все – никаких налогов платить не нужно ни при регистрации, ни в дальнейшем!

Правда, есть несколько ограничений: количество предоставляемых комнат для ночлега в одном доме не должно превышать пяти, в каждой из них можно селить не более трех человек, разрешается подавать туристам завтрак, но нельзя организовывать экскурсионное обслуживание – это уже предпринимательская деятельность, которая влечет уплату налогов. Если доход от гостиничных услуг за год превысит 40 тысяч злотых (примерно 13 тысяч долларов США), также придется переходить в разряд предпринимателей.

В тему

Лешек Р. рассказал о том, как «поднялся» на туристическом бизнесе. «Высокий сезон» в Беловеже начинается в мае и заканчивается в октябре. В начале его деятельности в деревне еще не было первоклассных гостиниц, Лешек «приютил» двух туристов из Мадрида. Утром вышел нарубить дров – в деревне в основном было печное отопление. Один из испанцев увидел и загорелся идеей тоже помахать топором. Поляк не возражал. На помощь другу вскоре пришел его товарищ. В общем, за час они заготовили поленьев на целую неделю. И за удовольствие… заплатили 10 евро. Но это еще не все. Поскольку шел грибной сезон, Лешек собрался в пущу. Увязались и испанцы. При этом утверждали, что ни разу не собирали грибы в настоящем лесу – их и так хватает в супермаркетах. И обещали, что за каждый найденный гриб они будут платить один евро. В том, что гости действительно видели грибы только в магазинах и ресторанах, Лешек убедился очень скоро – в корзинках гостей больше всего было мухоморов и поганок. Как честный предприниматель, Лешек считал на евро только съедобные грибы. А рубка дров и сопровождение туристов в пущу за грибами до сих пор входят в «неофициальную» программу пребывания в его усадьбе. И приносят весьма неплохой доход – по интернету Лешека находят многие туристы, которые до этого не держали в руках топор и не видели «вживую» грибы.

Юрий Рубашевский, Иван Орлов

Рубрики: Сельский Туризм Тенденции Технологии

Страны: Беларусь Польша


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах