Репортаж из закулисья выставки «Ступени-2», которой сегодня открывается Минский фестиваль фотографии

14.02.2014 - Новости

Автор: Людмила ДРИК, фото Натальи КОСАРЬ


Репортаж из закулисья выставки «Ступени-2», которой сегодня открывается Минский фестиваль фотографии

Накануне

Заглянуть в выставочный зал накануне открытия – в этом есть что-то от сладкого запретного плода. Нарушение привычного хода вещей приятно бодрит и отлично тонизирует, а также позволяет замыленному глазу сменить ракурс, увидеть вещи с новой, непривычной стороны. Через несколько часов грянет торжественное открытие, галерея наполнится празднично одетыми людьми: авторами, их друзьями, фотографической и околофотографической публикой, и все вокруг завертится, как карусель, засверкает от улыбок и вспышек многочисленных фотокамер. Официальное открытие – идеальное время для завязывания новых контактов и блиц-интервью, общения единомышленников и оппонентов. Но, увы, простой интроверт в этой, извините за аллитерацию, круговерти, в этой пестрой шумной толпе моментально теряется, отвлекаясь от главной цели своего прихода – собственно посмотреть выставку, оценить представленные на суд публики работы. Мы решили побывать на выставке «Ступени» до ее официального открытия. Тем более что…

– Практически все работы уже завезены, – заверил куратор выставки, минский фотограф Виталий Ракович. – Многие развешаны, а остальные расставлены. А значит, впечатления о выставке уже можно составить.

Отлично, именно это нам и требуется.

Заглядываем в выставочный зал. Помнится, в ходе бурных обсуждений прошлогоднего, Первого минского фестиваля фотографии художественная галерея Михаила Савицкого, расположенная в сердце исторического Верхнего города (пл. Свободы, 15), была названа одной из лучших выставочных площадок белорусской столицы. И вполне заслуженно. Светлая, просторная, несмотря на размеры, уютная – что и говорить, галерея действительно идеальная площадка для любой выставки и, разумеется, прекрасный фон для демонстрации лучших достижений отечественной фотографии.

Просмотр выставки до официальной отмашки – это не только запретный плод (и еще какой: в галерею нас пропустили только после телефонного разговора с куратором!), но еще и… увлекательный пазл. Причем не только в переносном смысле (угадать, чьи работы на стене, без указания автора, только руководствуясь собственными, зачастую размытыми представлениями об авторском стиле того или иного белорусского фотографа, – действительно увлекательнейшее занятие), но и в самом прямом. Первые фотографии, точнее, целая серия снимков, разложенная на полу слева от входа в галерею, оформлена в виде пазлов. Красочные, яркие, цепляющие глаз пазлы в рамках, а на всех без исключения снимках… Ленин. Да-да, Ильич, вечно живой, живее всех живых, вездесущий, на сей раз – заключенный в рамке ордена Ленина. Среди оформленных работ, на полу, лежит и белый лист формата А4, ч/б, с планом экспозиции. Уже завтра мы сможем увидеть его воплощение – на стене. И в цвете.

– Серия носит название «Андрей Чежин орденоносный в заповеднике коммунизма», – объясняет автор фотографий, заместитель председателя БОО «Фотоискусство» Марина Батюкова. – Там на всех снимках фигурирует российский фотограф Андрей Чежин, я сделала эти кадры, когда он приезжал к нам с мастер-классом. Моя серия посвящена 90-й годовщине смерти Ленина, который для нас, белорусов, увы, до сих пор и правда живее всех живых. Куда ни повернись – то улица Ленина, то памятник Дзержинскому…

– Всю жизнь мы играем, прикрываемся какими-то масками, воплощаем идеи – свои или чужие, как повезет, – размышляет Марина. – Вся наша жизнь – игра, мы постоянно складываем какой-то замысловатый пазл. Не всегда чужие, готовые идеи хороши. Нужно же когда-то воплощать и свои собственные, жить своей жизнью, иметь смелость равняться на своих, а не чужих героев.

Марина со смехом рассказывает, что накануне дома выронила работы, и кусочки пазлов рассыпались и перемешались.

– Собирая их на полу, я спрашивала себя, стоит ли моя собственная, такая нестандартная идея оформления работ подобных жертв? Впрочем, на этот вопрос очень скоро ответят зрители…    

Прямо напротив входа – работы в черных рамах, которые уже заняли предназначенное им место на стене галереи. Встречаю глазами чей-то взгляд. Уверенный, внимательный, кажется, немного грустный. Чей? Неизвестно, ведь на снимке только глаза. Зеркало души… А вот и двойной портрет: на зрителя смотрят человек и кот. Очень интересные кадры. Их автор, гродненский фотограф Сергей Курило, стал членом БОО «Фотоискусство» совсем недавно.

В следующем зальчике, слева от входа, еще работы, и тоже – ура! – уже висят на стене. Указания авторства и здесь пока нет, но я узнаю работы Сергея Плыткевича. И не только по нескольким снимкам, сделанным с высоты: серию, посвященную паводку на Полесье, автор размещал на своей страничке в Фейсбуке. Я помню эту свинку в ковше экскаватора, этих старушек, этого старика в челне, выдолбленном из дерева, этого пса в лодке, это буйное цветение деревьев, стоящих «по пояс» в воде. Один из снимков серии – лодка на воде у порога деревенского дома. На порог вышел сам хозяин дома, выглянул из-за занавески… Река, разлившаяся у его ног, кажется, его нисколько не шокирует. То, что вызвало бы панику у горожанина, для него – фрагмент повседневного бытия. Что нам с вами экзотика, полешуку – жизнь.

Ну вот, наконец! Определен самый дисциплинированный автор: работы не только развешаны по стенам, но и подписаны. Серия «Память в камне» одного из старейших отечественных фотографов, легенды белорусской фотографии, председателя Народного фотоклуба «Мiнск» Евгения Козюли. Снимки привезены из путешествий по белорусским историческим местечкам: это Райцы, Луни, Смиловичи и Друя. 

На полу напротив стоят, прислоненные к стене, работы, которые я, что называется, «знаю в лицо». Их легко узнать из-за колоритных персонажей: Африка! Настоящая Африка, черный континент в лицах, в глазах, в улыбках. Африка неутомимого путешественника, замечательного рассказчика и фотографа Сергея Милюхина. А вот панорамы, автора которых тоже легко угадать по особому фотографическому почерку: это Анатолий Дрибас.

В правом зальчике галереи – портреты. Что ж, я, кажется, поспешила с определением лидера в номинации «самый дисциплинированный автор». Серия Вадима Качана «Портрет с портретом» с описанием, из которого становится понятен общий замысел: каждый герой работы держит в руках свою любимую фотографию. Что делают с нами годы? Какой отпечаток они оставляют на нашем лице? И – какими были мы на старте? Как всегда у Вадима Качана – глубоко, психологично, захватывающе… Между прочим, сам автор в собственном проекте тоже фигурирует, и у вас есть шанс увидеть, как признанный мастер выглядел в молодости.

– Интересная задумка, – одобрительно говорит подошедшая ко мне смотрительница галереи. – Многие люди стареют как-то так… предсказуемо, что ли, их можно узнать, даже выражение лица не изменилось. А другие совсем не узнаваемы, невозможно поверить, что на старом снимке и на портрете один и тот же человек…

Рядом молодой человек на стремянке развешивает работы Евгения Залужного – пейзажи.  

А вот серия «Дом Марии Милосердия», она принадлежит еще одному новоиспеченному члену объединения – минскому фотографу Элану Лыскову. Бабушка на фоне надписи на стене обычной деревенской хаты: «Иисус – мой господин». Фигура Богоматери в нимбе вечерних огней… Чтобы рассмотреть как следует эти фотографии, надо подойти поближе и всмотреться, пытаясь ухватить взглядом все, даже мельчайшие детали: смешная розовая игрушка на застеленной кровати, портрет матери Терезы на стене... Пожалуй, это самый маленький формат на выставке. После портретов Вадима Качана в смежном зальчике всматриваться даже сложновато, глаза уже привыкли к большому размеру.

На выходе – огромные женские портреты. Девушка ведет белую лошадь, обе светлы, грациозны, очень красивы. Лицо девушки в венке из белых цветов. Пожалуй, это можно назвать гламуром. Мне кажется, это работы Елены Адамчик. Проверяю свою догадку у Виталия Раковича, и куратор подтверждает: да, это совместная серия Елены и Ядвиги Адамчик.

По словам Виталия Раковича, в нынешней выставке принимают участие 25 фотографов, членов отечественного фотообъединения. Если на прошлогодней выставке участники могли представить практически любые работы по своему усмотрению, то на сей раз критерии были более жесткие и конкретные: организаторы принимали к рассмотрению не отдельные работы, а мини-серии, причем «не старше» 2012–2013 гг.

– В результате выставка получилась на порядок интереснее, чем в прошлом году. Кроме того, качество печати и оформления работ тоже изменилось к лучшему. Большинство работ, представленных на выставке, оформлено самими участниками. Яркие серии, авторское видение – думаю, зрители все это по достоинству оценят, – резюмирует Виталий Ракович.  

Покидая светлый зал галереи, я оглядываюсь и ловлю себя на мысли, что фотографии Елены и Ядвиги Адамчик – это единственная гламурная серия на выставке «Ступени». Похоже, отечественные фотографы больше тяготеют к пейзажной и репортажной съемке, их интересует жизнь как она есть, захваченная врасплох, без мейк-апа.

Или я ошибаюсь?

Рубрики: Выставки

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах