<p>В историческом центре Минска строители вьют «гнездо». В лесах – флигель усадьбы дворян Ваньковичей. Этого момента так называемый холодный дом ждал ровно 35 лет. Именно 1979 годом датирован первый проект реставрации всего комплекса, сообщает <a href="http://ont.by/news/our_news/0121684/"><u><strong>ONT.BY</strong></u></a>.</p>

Сдадут объект – завершат весь квартал. Дом не простой, где-то 1840-х годов. Охраняется государством как образец эпохи романтизма.

Михаил Жих, главный инженер предприятия «Мінская спадчына»: «В данном случае мы видим движение в части многофункциональности использования этого памятника. Здесь появится ресторан именно белорусской национальной кухни. При проведении комплексно-научных исследований открылось очень много элементов – так называемая польская, либо скандинавская система перевязки кладки».

К сожалению, доступ под арочные своды пока закрыт. Нормы безопасности. Здание давно признано аварийным. И наконец-то нашлись инвесторы. Они же будущие арендаторы бывших конюшен усадьбы Ваньковичей. Дом господ завершили за бюджетные деньги, успев к 947-му дню рождения столицы.

Наталья Сычёва, заведующая музеем «Дом Ваньковичей»: «Сейчас мы стали, наверное, более камерными, раз в расползшемся городе оказались внутри. Но не менее привлекательными, чем раньше. Восстановили черепичную крышу, привели в цветовое соответствие. Да, и он очень узнаваем с той акварелью Пешки».

Оригинал пейзажа начала XIX века хранится во Львове. За дверями некогда самого светского уголка Минска – салона пана Эдварда Ваньковича – открылась выставка из Мирского замка. Виды дворянских Несвижа, Снова, фольварка Ковалишки – часть «Альбома» художника Канутия Русецкого, ровесника и коллеги всем известного Валентия.

Одно из правил классицизма: если здание разделить пополам, то получим «зеркальные» части. Оттого у дома Ваньковичей два портика. Один – парадный, второй – так скажем, «служебный», не для гостей. К слову, восемь колон в ряд – редкое явление в архитектуре усадеб Восточной Европы.

Что интересно: стены дома деревянные, оштукатуренные. Флигель же – каменный. Исторически холодный. Просто на втором этаже хранили продукты. Однако ещё до реставрации здесь найдены фрагменты «кафлі». Обещают, что в интерьерах увидеть её сможем к концу следующего года. Тогда же для публики откроют весь двор Ваньковичей, как на рисунке 1849 года.