<p>В конце прошлой недели в Минске прошел воркшоп с участием представителей турфирм, отелей и туристической администрации Черногории. После прошедшего мероприятия мы поговорили с господином Ратко Читаковичем, президентом известной черногорской компании R-TOURS, которая много лет обеспечивает прием белорусских туристов в этой адриатической стране.</p>

– Господин Читакович, Черногория любима белорусскими туристами уже много лет, и, судя по цифрам, рост популярности продолжается. R-TOURS с 90-х годов в Беларуси, во многом благодаря вашей фирме направление так хорошо закрепилось на нашем рынке. На что вы делаете ставку, работая здесь?

– Действительно, мы начинали развивать черногорское направление в Беларуси с самого начала, то есть около 25 лет назад. Когда мы сейчас анализируем, то понимаем, что самый качественный рост туристов происходит именно на белорусском рынке. Рейсы всегда загружаются хорошо, программы стартуют все раньше, количество рейсов растет – их уже 6 в неделю. У нас хорошие слоты. Никогда нет никаких срывов в полетной программе. И наш главный принцип – это качество. Мы не практикуем таких продаж, когда туристам говорят, что вилла на берегу, а на самом деле -– километр от моря, или обещают номер «си вью», а моря и близко не видно. Да, возможно, наш продукт чуть-чуть дороже, но мы всегда предлагаем качественный сервис, и жизнь подтвердила, что мы выбрали правильный путь.

– Приходилось ли каким-то образом субсидировать белорусский рынок, когда вы только начинали работать?

– Да, мы всегда поддерживали белорусские фирмы и вкладывали в этот рынок. R-TOURS не стал открывать тут свое представительство. Мы пошли другим путем: выбрали корректных партнеров и вместе с ними начали развивать направление. Всегда предлагали хорошие скидки. Давали авансы на самолеты. Проплачивали отели, чтобы у белорусских фирм были гарантии на размещение. И я очень доволен результатами сотрудничества. Вообще, белорусский рынок – очень милый и любимый. И это во многом благодаря отношению белорусских фирм к черногорскому направлению. Посмотрите, как бережно они сохранили автобусные туры в Черногорию, которые белорусы, как известно, очень любят! Причем фирмы постоянно развивают эти автобусные цепочки: придумывают новые комбинации маршрутов, новые экскурсии. В определенный момент фирмы смогли поднять планку, перейти на авиадоставку, и эти объемы тоже все время растут.

– Как меняется структура размещения белорусских туристов в Черногории? Мы знаем, что долгое время белорусы размещались почти исключительно в виллах.

– Автобусные клиенты останавливаются в хороших апартаментах, которые в определенный момент стали заменой недостаточному количеству отелей в Черногории. Но авиаклиенты размещаются в основном в отелях. Мы постоянно даем белорусскому рынку спецпредложения. Я убедил наших черногорских отельеров, что Беларусь – это рынок, который надо ценить и уважать. И надо давать такие приятные скидки, о которых мы уже сообщили на воркшопе. Кроме отельной группы «Будванская Ривьера», другие отели тоже начали давать скидки белорусам. Вариантов много: заплатил за завтрак – получи полупансион, заплатил за полупансион – получи «олл инклюзив», заплатил за «парк вью» – получи «си вью». Самое главное, что из Черногории белорусские туристы никогда не возвращаются недовольными. И мы знаем, что многие бывали там уже неоднократно и еще готовы приезжать к нам на отдых.

– Долгое время белорусские турфирмы работали по Черногории только с одним партнером – с R-TOURS. В этом году на наш рынок пришла московская компания «Библио-Глобус» и поставила чартер. Насколько жесткой может быть конкуренция?

– Нет, она не может быть жесткой. Мы имеем хорошее размещение и крепко держим нашу базу. А в Черногории она, как известно, ограничена. Мы не испытываем никаких опасений по поводу того, что нам что-то грозит и у нас не будет достаточного количества мест для белорусского рынка. Сегодня мы встречались с руководством «Белавиа» и договорились о том, что на следующий год поставим из Минска 8–9 самолетов в неделю и еще добавим региональных вылетов. Может быть, это будет Гомель или Брест. Попробуем обеспечить белорусам возможность, чтобы они летали в Черногорию из своих родных городов. В целом мы рассматриваем Беларусь как своего стратегического партнера, очень ценим белорусских туристов, цены не повышаем, наоборот, снижаем. Думаем, что с помощью наших белорусских партнеров, которые любят Черногорию, направление будет продолжать свой рост.

– Переизбытка перевозки не может быть?

– Нет. Конкуренты поставили один самолет в 11 дней. У нас самолет практически каждый день, и мы видим, что загрузка по сезону очень хорошая.

– На будущий год ситуация может измениться?

– В любом случае мы будем стараться, чтобы работа на направлении была слаженной и приносила удовольствие белорусским клиентам.

– Конкуренты работают на той же отельной базе?

– Нет. У них другое размещение. Но опять-таки проблема Черногории в том, что у нас нет много новой отельной базы. Строительство ограничено и строго регулируется.

– Уже очевидно, что в этом году белорусы не поедут отдыхать в Крым. Рассчитываете ли вы на этих клиентов, которые могут позволить себе недорогой отдых?

– Да, мы имеем предложения и для таких клиентов. В этом году взяли много хороших трехзвездочных вилл с неплохими ценами. Есть у нас в продаже и двухзвездочные отели, и апартаменты. Расширили географию продаж – больше предложений по Герцег-Нови, Игало, Сутоморе, Бару, Ульциню. Так что мы рассчитываем, что часть этого рынка отдохнет и в Черногории.

– Не могу не спросить о Хорватии, поскольку вы также занимались этим направлением, поддерживали авиапрограмму. В этом году произошло значительное сокращение именно «самолетной Хорватии». Почему Черногория у белорусов идет на ура, а с Хорватией не получается?

– Самая главная причина: Хорватия – это дорогое адриатическое побережье и дорогое направление. Плюс – необходимость открывать визу. Вторая причина в том, что белорусские, русские туристы чувствуют себя в Черногории как дома. А в Хорватии как дома себя чувствуют немцы, австрийцы, итальянцы.

– Довольны ли вы сотрудничеством со своими белорусскими партнерами?

– Очень! Мы обо всем договариваемся. Они профессионалы и, что важно, хорошие люди. Мы уже не просто коллеги, мы – друзья. Всегда выручаем друг друга, проявляем максимальную гибкость в нашем сотрудничестве. Это, на мой взгляд, и есть тип настоящего открытого делового партнерства. И, что интересно, все фирмы дружат между собой. Каждый, конечно, имеет собственный интерес – продать свое, но в то же время они никогда не мешают друг другу. Знаю, что далеко не на всех направлениях так обстоят дела. Нам это как-то удалось. Это редко бывает в бизнесе, но мы сумели создать такие правила игры, которых все придерживаются. Именно благодаря этому черногорское направление в Беларуси процветает.