<p><strong>29 июля в зале заседаний Мядельского райисполкома прошел круглый стол на тему «Как предприятиям Мядельщины увеличить экспорт туристических услуг?». В совещании приняли участие руководители райисполкома, главврачи санаториев, директора предприятий, имеющих отношение к туристическому бизнесу, а также представители облисполкома и средств массовой информации.</strong></p>

Открывая круглый стол, председатель Мядельского райисполкома Илья Шатько сразу обозначил главную проблему: по итогам первого полугодия впервые за последние пять лет Мядельский район не выполнил план по экспорту услуг. Перед предприятиями района стоит серьезная задача по внесению корректив в свою работу, цель этого совещания – попытаться коллективно найти выход из сложившейся ситуации. Илья Иванович попросил всех присутствующих высказать свои предложения.

Заместитель начальника управления образования, спорта и туризма Минского облисполкома Инга Малашкевич проинформировала участников совещания о ситуации в Минской области. По ее словам, ни одному району в этом году не удалось обеспечить выполнение доведенных планов по экспорту услуг. В первую очередь это связано с уменьшением количества российских туристов. Безусловно, сыграло свою роль и  резкое изменение курса российского рубля. У наших санаториев договоры с партнерами в российских рублях, а отчетность ведется в долларах США. Даже несмотря на уменьшение количества туристов, в рублях санатории получили денег больше, но реальные цифры вышли совсем другие…

В ходе заинтересованного обсуждения свои точки зрения высказали руководители многих санаториев Мядельщины. Причины сложившейся ситуации назывались разные, но главной было то, что наши услуги потеряли свое конкурентное преимущество. С одной стороны, в последние годы белорусские санатории, видя, насколько они пользуются спросом у россиян, повысили цены. Это же сделали и железнодорожники, и автотранспортники. И в это же время изменилась политическая ситуация в мире, упал курс российского рубля, руководство соседней страны стало всячески поддерживать развитие внутреннего туризма. И белорусские санатории оказались не готовы к такому изменению ситуации.

Что делать дальше?

Разумеется, не сидеть сложа руки, а искать варианты по продвижению и санаториев, и всего региона в целом. Свое видение ситуации изложил учредитель рекламно-издательского предприятия «Рифтур» Сергей Плыткевич. По его словам, только объединив усилия, можно добиться какого-то серьезного результата. Ни один отдельный санаторий, ни одна турфирма, а тем более сельская усадьба в одиночку не сможет привлечь в Мядельский район много туристов. Но всем вместе – это возможно. Для этого в районе должен быть создан какой-то общественный орган, который смог бы объединить усилия всех заинтересованных в продвижении Мядельщины сторон и координировал их работу.

Во-первых, должна быть создана хорошая рекламная продукция о туристических возможностях Нарочанского края. Во-вторых, должен быть достойный интернет-ресурс, который можно было бы использовать для продвижения всего региона, завязать на него коллективную контекстную рекламу, направить ее на те регионы в соседних странах, которые являются наиболее перспективными. В-третьих, все участники санаторно-туристического рынка должны серьезно подумать об организации событийного туризма. Каждую неделю в Мядельском районе должно проходить два-три интересных мероприятия. Они, вне всякого сомнения, привлекут дополнительных гостей. При условии, конечно, что об этих мероприятиях люди узнают. Отсюда возникает необходимость в создании «Календаря событий», в активной работе со всеми средствами массовой информации. Необходимо привлечь к сотрудничеству белорусские туристические фирмы, оказывать им всяческое содействие, убедить в необходимости создания туристических маршрутов по территории района. Для популяризации региона нужно обязательно привлечь творческих людей, организовать фотопленэры, конкурс детского рисунка «Я отдыхаю на Нарочи» с последующими выставками, изданием комплектов открыток или даже фотоальбомов.

Можно придумать и многие рекламные ходы, которые способствуют увеличению туристского потока. Но… владельцы санаториев, гостиниц, домов отдыха, сельских усадеб должны понимать, что никакие рекламные трюки не приведут к долгосрочному успеху, если цена предлагаемого продукта не будет соответствовать качеству. Все-таки главное – не то, как мы рассказываем о Мядельском крае. Главное – то, что там получает турист. Именно он является центром притяжения всех усилий. Именно для него нужно создавать не образ региона, а готовить конкретное предложение, которое понравится.

Итоги совещания еще будут анализироваться, но уже сейчас между Мядельским райисполкомом и рекламно-издательским предприятием «Рифтур» достигнуто соглашение о сотрудничестве. И первым шагом должна стать выработка стратегии продвижения Нарочанского края на внутренний и международный туристический рынки, которую должны подготовить сотрудники «Рифтура».

Коллеги, есть желающие помочь в этом деле?