https://www.traditionrolex.com/8
<p>Интерес к СНГ как MICE-направлению возник на российском корпоративном рынке относительно недавно: богатое культурное наследие, яркий национальный колорит, гостеприимство, отсутствие языкового и визового барьера, а отчасти и ностальгия по некогда единой великой стране, сделали Грузию, Азербайджан и в недавнем прошлом Украину излюбленными местами для проведения инсентив-поездок и тимбилдингов. При этом причиной столь пристального внимания к постсоветскому пространству стало вовсе не стремление оптимизировать бюджет: стоимость таких туров, по признанию экспертов, была, конечно, несколько ниже, но в целом сопоставима с основными европейскими направлениями. А если говорить о логистике — то организовать групповой перелет к «соседям» порой оказывалось сложнее, чем в Париж или Барселону.</p>

Скорее, наступило пресыщение даже некогда экзотически регионами: за десять лет «активного майса» Европа, как и другие дестинации, оказалась для многих компаний «полностью прокатанной», — захотелось посмотреть на то, что рядом, вспомнить близкое и родное. Огромную роль играла и достаточно агрессивная политика местных поставщиков: локальные DMC предлагали себя на международных выставках, устраивали агентские mice-туры и роуд-шоу, рассказывая и показывая все достоинства своих регионов.

На этом фоне Беларусь в целом и ее столица, Минск, всегда оставались несколько в тени — на периферии корпоративного интереса. Конечно, отчасти это было вызвано объективными причинами — отсутствием развитой инфраструктуры и опытных поставщиков, готовых не то что организовать корпоративное мероприятие «под ключ», но хотя бы оперативно и грамотно просчитать стоимость будущей поездки. Но, с другой стороны, была в этой изоляции и изрядная доля стереотипов — мол, что интересного может предложить этот «островок социалистической стабильности» людям, повидавшим весь мир?

Как ни странно, «встряхнул» туристическую индустрию Беларуси Чемпионат мира по хоккею, проходивший здесь в 2014 году. Появление в Минске многофункциональных спортивных объектов и строительство отелей не только создали необходимую для корпоративного сегмента покупателей инфраструктуру, но и активизировали здоровую конкуренцию среди поставщиков, желающих побороться за новую нишу на тревел-рынке.
На фоне этих действительно колоссальных изменений и государство, и частные инвесторы в один голос заявляют, что готовы сражаться со стереотипами и доказать, что знаменитое гостеприимство, вкусная еда и уникальная природа — далеко не единственные козыри Беларуси. Они уверены, что уже в ближайшие годы российский бизнес откроет для себя не просто популярное mice-направление, но и новую туристическую легенду — Минск.

С тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад

Можно сказать, что столица Беларуси расположена на перекрестке дорог: практически из любой точки Европы сюда можно добраться максимум за три часа. Найти удобный рейс из России легко, поскольку за авиасообщение между странами отвечает сразу несколько крупнейших перевозчиков, в том числе — национальная авиакомпания «Белавиа», которая осуществляет рейсы в Минск из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Калининграда, Краснодара, Сочи, Екатеринбурга, причем для россиян нет необходимости проходить процедуру таможенного контроля. Сам город не только очень компактен, но и отличается четкой планировкой и удобными транспортными развязками: в Минске никогда не бывает пробок, и доехать из одного конца в другой на машине можно всего за 30 минут, что очень удобно для деловых путешественников.

m-21.jpg

Только за последние два года в Минске открылось 14 новых отелей. По словам директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадима Кармазина, к концу 2014 года номерной фонд гостиниц города превысил 9 тыс. мест: для сравнения, в 2012 году цифра была ровно в два раза меньше. Пока их загрузка невелика — зимой показатель и вовсе опускается ниже 40%. К концу 2017 года столица Беларуси предложит своим гостям еще 16 новых отелей, включая несколько крупных сетевых брендов, и местные власти и инвесторы надеются, что возникшая конкуренция станет тем позитивным фактором, который серьезно оздоровит гостиничную отрасль.

«Многие говорят: «Вот понастроили, кто теперь тут жить будет?» Будут, когда установится нормальная ценовая политика, — комментирует г-н Кармазин. — Когда в 2004 году в нашем городе появилась первая гостиница категории 4* — отель «Минск», у него был такой поток гостей, что достичь окупаемости удалось всего за три года. На нормальном рынке такое невозможно, но здесь сыграли свою роль отсутствие конкуренции и наценка в 300%. Было четкое понимание, что каким бы ни был сервис, клиент все равно придет, потому что других гостиниц просто нет. Сейчас в Минске, наконец, создается нормальная конкурентная среда — и цены поползи вниз. Создана даже Ассоциация отельеров, началось активное участие в международных выставках, инициируется сотрудничество с агентствами и турбизнесом, организуются информационные туры, проводятся какие-то промоакции. Индустрия впервые за много лет задумалась о том, как ей развиваться дальше».

ren-11.jpg

В настоящее время единственный международный отель класса «люкс» в столице Беларуси — «Ренессанс Минск», принадлежащий к гостиничной сети Marriott International. Выбор именно этого бренда представители управляющей компании Interstate Hotels & Resorts объясняют его неповторимым динамичным стилем, которого так не хватало городу.

«В Беларуси не самый яркий климат и не так много солнца, — считает Бастьен Блан, вице-президент по продажам, маркетингу и развитию бизнеса Interstate Hotels & Resorts. — Поэтому было принято решение построить в Минске именно этот яркий, модернистский отель — он подарит городу вспышку, цвет, современную атмосферу. Все это кардинально отличается от того, что предлагалось на рынке раньше».

По мнению эксперта, поначалу клиенту, привыкшему к определенному уровню сервиса местных отелей, было трудно объяснить разницу между недавно открытыми объектами разной категории звездности: «Гостиничный рынок Беларуси еще очень молод, и подчас даже агентства не всегда понимают, почему отличается цена. Но ведь дело не только в стоимости номера или наличии тех или иных возможностей — spa-зоны или конференц-залов, — но и в качестве сервиса, который «Ренессанс Минск» впервые показал городу. Это и есть наше главное конкурентное преимущество».

ren-21.jpg

Отель «Ренессанс Минск» действительно предложил жителям и гостям столицы принципиально новый уровень сервиса и комфорта. Во всех 267 номерах действует бесплатный высокоскоростной Wi-Fi, имеется сейф, кондиционер, мини-бар, наборы для приготовления чая и кофе, работает интерактивное телевидение. Для проведения мероприятий есть девять многофункциональных залов, рассчитанных на аудиторию от 20 до 550 участников — площадки оснащены современным техническим оборудованием и естественным дневным освещением. При этом все конференц-залы и примыкающие к ним зоны для кофе-брейков расположены на одном этаже — это абсолютно новый для Минска подход к организации делового пространства. А после рабочего дня деловые путешественники могут восстановить форму в фитнес-зале или отдохнуть в современном spа-центре с большим бассейном.

ren-31.jpg

«В отеле «Ренессанс Минск» акцент сделан на управление стилем жизни, — комментирует Эльвира Тарасенко, директор по развитию в России и СНГ Interstate Hotels & Resorts. — Гостиница не просто предлагает гостям определенные стандарты обслуживания, но собирает вокруг себя светскую жизнь Минска, задает тренды — от джазовых вечеров, которые мы каждый месяц проводим в баре R-style, до кулинарных мастер-классов и тематических бранчей в ресторане «Арборея», ставших для Минска абсолютно новой традицией. Наша задача — собрать весь цвет общества, представителей бизнеса, спорта, культурную элиту, чтобы отель стал средоточием жизни города». Кстати, меню для знаменитых воскресных бранчей разрабатывает итальянский шеф-повар отеля Даниэле Кьяри, хотя знатоком высокой кухни является и генеральный менеджер Жеспер Францл, начинавший свою карьеру в индустрии как личный повар Ее Величества Королевы Дании.

ren-41.jpg

«В последнее время мы видим рост интереса со стороны российского бизнеса к Беларуси как MICE-направлению, — отмечает директор принимающей компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. — Безусловно, в первую очередь это связано с фактом открытия новых отелей в Минске в прошлом году, которые не только разнообразили предложение по городу, но и расширили возможности для конгрессного туризма по стране в целом. Например, любой из трех памятников под эгидой ЮНЕСКО: Беловежскую пущу, Мирский замок в Гродненской области или, например, дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже, — можно посетить в один день и вернуться в отель».

Несвижский замок.jpg

Сегодня в Минске на стадии реализации находится еще 24 гостиничных проекта, среди которых Hyatt Regency на Старовиленском тракте, Novotel на улице Маяковского, Hampton by Hilton на пересечении улиц Толстого и Рабкоровской. Готовится к открытию и второй объект в Беларуси под брендом Marriott — он будет расположен в мультифункциональном комплексе «Сокол» на проспекте Победителей и предложит гостям 220 номеров с видом на реку Свислочь.

Эксперты индустрии уверены: приход гостиничных операторов с мировыми именами, о которых еще пять лет назад столица Беларуси могла только мечтать, станет долгожданным, но не единственным драйвером для развития делового и mice-туризма в городе.

Не делайте из еды культа!

Как бы ни был прекрасен Минск, настоящую Беларусь можно увидеть, только приехав в сельскую местность. Именно здесь, на природе, в полной мере познаются добрые традиции гостеприимства и, конечно, знаменитая национальная кухня. И потому агротуризм — как самостоятельное направление и как увлекательная часть деловых поездок — сегодня по праву занимает лидирующее место в стране.

gan-1.jpg

«У нас нет ни моря, ни гор, поэтому мы развиваем туризм, используя наши ресурсы, — комментирует Вадим Кармазин. — Благодаря колоссальной поддержке со стороны государства «выстрелил» агротуризм: в 2006 году Указом Президента закреплено, что при сдаче в аренду дома в сельской местности от 10 комнат хозяин практически освобождается от налогов — он платит всего 12 долларов в год, то есть по доллару в месяц! При этом ему не требуется никаких лицензий, создания ИП, предлагается льготное кредитование и бесплатное участие в выставках. И тема пошла! Сейчас в стране около двух тысяч частных усадеб, многим из которых больше ста лет. Они очень популярны не только у обычных туристов, но и деловых путешественников со всех уголков мира».

«Своим корпоративным клиентам мы часто рекомендуем посещение усадьбы «Ганка», расположенной в 35 км от Минска, — рассказывает директор агентства «Вокруг света» Марина Кондрашова. — Это настоящий уголок патриархальной белорусской глубинки! Чистое зарыбленное озеро, дровяная баня, конюшня, пасека и, конечно, вкуснейшие блюда национальной кухни. Причем хозяева всегда готовят их сами из продуктов собственного хозяйства».

gan-2.JPG

Путешественников «Ганки» гостеприимно встретят с гармонью, хлебом-солью и обязательно — стопкой фирменного самогона. А дальше начинается пиршество: знаменитые белорусские драники и колдуны, холодник, зразы, верещака, домашние колбасы, бигос и мачанка. Хозяева усадьбы рассказывают, что группы из России поначалу с опаской относятся к местной кухне и особенно — крепким национальным напиткам, и привозят с собой привычный импортный алкоголь. Однако буквально через несколько минут после начала застолья, на котором «moonshine whiskey» льется рекой, так и не раскупоренные «заморские» бутылки убираются прочь, а чопорные сотрудники, обнявшись, дружно распевают под аккордеон вместе с хозяевами «Молодость моя, Белоруссия, песни партизан, сосны да туман».

Хозяева «Ганки» готовы удивлять гостей не только национальной кухней, но и возможностями для тимбилдинга. Здесь проводятся мастер-классы по белорусской вышивке и плетению, готовятся редкие блюда старобелорусской кухни, ставятся спектакли передвижного театра батлейка, проводятся вечера патефонной музыки и романсов. А для любителей активного отдыха проложены велосипедные и конные маршруты по живописным окрестностям и построена канатная дорога «Веселая канитель».

Кстати, сам Минск тоже давно перестал быть скучным постсоветским городом и предлагает огромное количество возможностей для интересного досуга.

А также в области балета...

«Большой популярностью в последнее время пользуются интерактивные экскурсии по Минску, — рассказывает Марина Кондрашова. — Это настоящее погружение в ожившую историю города, которое стало возможно благодаря актерам-любителям, по крупицам собирающим историческое наследие нашей страны — уникальные факты, лица, костюмы».

m-41.jpg

Маршрут проходит по главным улицам — проспектам Независимости и Победителей, площади Победы, Янки Купалы и Октябрьской и, конечно, историческому центру Минска XVI-XIX веков — Верхнему городу. Буквально на каждом шагу участников подстерегают удивительные встречи с яркими персонажами разных исторических эпох: главой магистрата войтом, зачитывающим жителям города какой-то очередной указ, подвыпившим шляхтичем, которого обобрали в местном кабаке, масоном, удирающим от полиции, и даже революционерами, жаждущими отдать землю — крестьянам, а заводы — рабочим. Времена и люди проносятся ярким калейдоскопом, а путешественники получают возможность буквально за два часа познакомиться с историей и культурой Минска.

m-51.jpg

Интерес для корпоративных групп представляют и окрестности города — например, экскурсия в Свято-Елиcаветинский монастырь. Здесь можно не только познакомиться с историей и укладом жизни сестер-монахинь, но и посетить мастерские: швейно-вышивальную, свечную, иконописную и даже мозаичную. Монастырь славится на весь мир своими сувенирами из стекла и панно из смальты — заказы приходят даже из ЮАР!

мозаика.jpg

А вечер в Минске знатоки советуют провести в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.

Эксперты признают: MICE-индустрия в Беларуси еще слишком молода и не может предложить бизнесу привычное для европейских направлений разнообразие инсентив-программ. Однако рынок не стоит на месте, совершенствуя и инфраструктуру, и творческую составляющую. Для корпоративных групп организуются познавательные поездки с культурологической составляющей: ведь Беларусь — это страна уникальных замков, церквей и костелов, где на относительно небольшой территории расположено четыре памятника ЮНЕСКО, а еще десять — находится в числе кандидатов на включение в Список всемирного наследия. Пользуются популярностью тимбилдинги военной тематики — со стрельбой из винтовок, катанием на бронетехнике, фронтовыми 100 граммами и солдатской кашей. А тем, кто предпочитает активный отдых, местные агентства советуют отправиться в аквапарк «Лебяжий», в горнолыжный клуб «Силичи» или в один из гольф- или картинг-клубов. Выбор развлечений — на любой вкус!

Знаешь, всё еще будет

Да, MICE-индустрии Минска есть куда развиваться и расти — с этим согласны все эксперты. Так, в городе отсутствует современный выставочный центр, задачи которого пока выполняют или многофункциональные спортивные объекты, например, «Минск-арена», или такие устаревшие площадки, как «БелЭкспо» на улице Янки Купалы. Гостиничный, как и профессиональный агентский рынок, тоже пока находятся в стадии формирования. Сильно подкосил индустрию и отток на волне кризиса российских путешественников, составлявших до 70% туристического потока в страну. При этом схема оплаты услуг с привязкой к валютному курсу работала в Беларуси уже давно — это позволяло поставщикам гарантировать стабильную цену, на которую не могут повлиять ни девальвация, ни другие внешние факторы.

«Для европейских партнеров это удобно, а вот для российских — стало открытием после снижения курса российского рубля по отношению к доллару и евро, — комментирует Марина Кондрашова. — К сожалению, с конца 2014 года предложение по Беларуси стало неконкурентоспособным в сравнении с российскими регионами».

«Мы получаем много заявок на тендеры от российских компаний, среди которых фигурирует и Минск, — рассказывает Эльвира Тарасенко. — Да, сегодня регион серьезно проигрывает тому же Сочи — в частности, из-за цен на авиаперелеты. Все-таки здесь другая валюта, и международные расчеты привязаны к доллару. В связи с этим компаниям сложно планировать мероприятия на год вперед, ведь никто не знает, что будет с курсом дальше. Но в то же время мы получаем все больше запросов на отель «Ренессанс Минск» с коротким временным промежутком — месяц, три недели. В этом случае нам проще предложить нашим корпоративным клиентам варианты, порой даже более выгодные, чем в российских регионах».

Эксперты уверены: у этого направления есть на руках все необходимые козыри — уникальная природа, богатое культурное наследие, а с некоторых пор — и достойная инфраструктура. И смогут ли игроки локального туристического рынка доказать эти конкурентные преимущества взыскательным бизнес-путешественникам из России — покажет только время.

Buyingbusinesstravel.com; Автор - Светлана Деникина

 
https://www.traditionrolex.com/8